Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководящие и внутренние органы

Работой пленарного заседа­ния представительного органа руководит избираемый им председа­тель. Нередко избирается заместитель председателя, иногда секретарь (он ведает документами представительного органа). На заседаниях представительный орган может создавать свои постоянные отрасле­вые комитеты (по вопросам местных дорог, благоустройства, муни­ципального жилья и др.) и временные комитеты или комиссии. Посто­янные комитеты (комиссии) создаются на весь срок полномочий представительного органа и наделены определенными полномочиями. Они готовят вопросы к пленарному заседанию, проекты решений, но обязательных решений они принимать не могут. Временные комиссии создаются для выполнения отдельных задач. Небольшие представи­тельные органы в муниципальных образованиях постоянных комис­сий не создают, а просто поручают отдельным членам представитель­ного органа те или иные участки работы — образование, дороги, пожарную охрану и т.д. Для подготовки к рассмотрению вопросов на заседаниях представительного органа комиссии (комитеты) образуют рабочие группы. В их состав включаются депутаты, различные специа­листы (экономисты, бухгалтеры, социологи и др.), представители за­интересованных организаций. Постоянные комиссии, а также избран­ные ими (или, что чаще, на заседании представительного органа) их председатели не подчинены главе муниципального образования (например, они вправе контролировать работу различных служб и ставить эти вопросы на сессиях), но они должны сотрудничать с адми­нистрацией в решении общих задач. Контроль комиссий — это поло­жительный фактор и для администрации: указывая на недостатки, он помогает совершенствовать ее работу.

III. Выборные должностные лица местного самоуправления

В большинстве зарубежных стран наряду с выборным представитель­ным органом есть выборные должностные лица, чаще всего — долж­ностное лицо общей компетенции (мэр, бургомистр), его заместитель (заместители), секретарь. Эти лица избираются или гражданами непо­средственно, или, например во Франции, представительным органом (председатель совета департамента, режьона обладает местной испол­нительной властью). Иногда (в Великобритании, США и др.) изби­рают и должностных лиц отраслевой компетенции (муниципальный казначей, шериф — лицо, ответственное за соблюдение общественного порядка, и др.).

В России законами субъектов Федерации и уставами муниципаль­ных образований предусмотрена возможность выборов их должност­ных лиц. Обычно в муниципальных образованиях избирают только должностных лиц общей компетенции (мэра), практики избрания должностных лиц отраслевой компетенции в России нет, хотя это не запрещено и, может быть, в некоторых мелких муниципальных обра­зованиях целесообразно.

Глава муниципального образования. Как правило, в большинстве муниципальных образований выборными должностными лицами яв­ляются глава муниципального образования (эта должность названа в Федеральном законе 1995 г. об общих принципах организации муни­ципального самоуправления) и его заместитель. Иногда выбирают только, главу администрации, а заместителей он назначает сам. Если же выбирают заместителя, то он выбирается только в паре с кандидатом на должность главы администрации: голосуя за того или иного кандидата на должность главы администрации, избиратель тем самым голосует и за его заместителя.

Глава муниципального образования в России избирается обычно на 2—4 года, иногда предусмотрен 5-летний срок. Конкретный срок полномочий главы муниципального образования определяется уста­вом муниципального образования, но в пределах, установленных за­коном соответствующего субъекта РФ о местном самоуправлении или о выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Иногда этот срок четко фиксирован для муници­пальных образований всех уровней (Ярославская область). Наимено­вание главы муниципального образования также определяется уста­вом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Иногда эти названия тоже фиксированы в законе (глава города, глава района, глава поселка в Мордовии). На практике чаще всего используются термины «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования (города, сельсо­вета и т.д.), а в некоторых сельских муниципальных образованиях — староста.

Глава муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния» 1995 г. может быть избран двумя способами: -непосредственно гражданами (иногда — и постоянно проживающими иностранцами) на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тай­ном голосовании или

-представительным органом местного самоуправ­ления, но из своего состава. Какой способ применить — решают сами жители или представительный орган муниципального образования при принятии своего устава.

Компетенция главы муниципального образования в Федеральном законе 1995 г. определена самым общим образом. Сказано лишь, что он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправ­ления. Более подробно его компетенция определяется законами субъ­ектов РФ и уставами муниципальных образований. Они делают это неодинаково, но в общем обычно закрепляются следующие полномо­чия главы муниципального образования:

1) представительство муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, соответствующими органами иностранных государств, юридическими и физическими ли­цами;

2) подписание договоров от имени муниципального образования;

3) направление ежегодных посланий муниципальному представительно­му органу о социально-экономическом положении муниципального образования;

4) периодические публикации статистических данных о со­стоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопо­рядка на территории муниципального образования;

5) назначение даты выборов депутатов представительного органа;

6) внесение проектов ре­шений в представительный орган;

7) организация выполнения решений представительного органа;

8) прием граждан, рассмотрение их обраще­ний и принятие по ним решений;

9) представление к награждению по­четными наградами и присвоение почетных званий муниципального образования и др.

Глава муниципального образования вправе издавать распоряже­ния в пределах компетенции муниципального образования. Они могут иметь нормативный характер на территории муниципального образования и относиться не только к его жителям, но и другим лицам, находящимся на территории муниципального образования. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа, если последний не делегирует временно или на разовой основе такие полномочия. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав его пред­ставительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, но, как правило, решающего голоса не имеет или обла­дает им только в том случае, если голоса депутатов разделились по­ровну. Впрочем, некоторые уставы муниципальных образований иначе решают эти вопросы. Нередко глава муниципального образова­ния подписывает правовые акты, принимаемые представительным ор­ганом. Если такое право предоставлено, то в таком случае глава муни­ципального образования обладает и правом вето, т.е. может не подпи­сать акт, принятый представительным органом, и возвратить его обратно. Вето может быть преодолено представительным органом при повторном рассмотрении возвращенного акта квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.). В этом случае глава муни­ципального образования обязан подписать и опубликовать такой акт.

Наряду с должностью главы муниципального образования устава­ми может быть предусмотрена должность главы местной администра­ции. В некоторых случаях имеется и то, и другое должностное лицо, но в большинстве муниципальных образований эти должности соедине­ны. Многие уставы муниципальных образований прямо предусматри­вают соединение этих должностей (Астрахань, Саранск, Ярославль и др.), глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации. В этом случае глава муниципального образования руководит исполнительно-распорядительной деятель­ностью по вопросам местного значения, и ему предоставляются до­полнительные полномочия. Он определяет структуру, порядок фор­мирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (началь­ников, заведующих отделами, управлениями, службами администра­ции); заключает трудовые контракты с муниципальными служащими; распоряжается кредитами местной администрации и др.

На главу местной администрации распространяются социальные гарантии и гарантии неприкосновенности, аналогичные гарантиям де­путатов местного представительного органа. Глава муниципального образования может быть досрочно освобожден от должности в случае отставки, отзыва избирателями (если это предусмотрено уставом му­ниципального образования), смещения его с должности местным представительным органом (в некоторых случаях это возможно путем квалифицированного большинства голосов), вступления в силу обви­нительного приговора суда и др. Он прекращает исполнение своих обязанностей также по естественным причинам (смерть и т.д.), в том числе в некоторых муниципальных образованиях по достижении оп­ределенного возраста (обычно 65 лет).

Кроме главы муниципального образования их уставы могут преду­сматривать и другие выборные должности. В их числе — заместитель (заместители) главы администрации, руководители наиболее важных подразделений администрации (например, жилищно-коммунального хозяйства или здравоохранения), муниципальные ревизоры. В Рос­сии, однако, выборы таких должностных лиц практически не прово­дятся, эти должности замещают назначенные (по контракту, а иногда после конкурса) государственные служащие. Не проводятся также выборы главы местной администрации в тех редких случаях, где эта должность замещается отдельно. Главой местной администрации яв­ляется назначенное (после заключения контракта) должностное лицо.

Выборные должностные лица (депутаты, глава муниципального образования и др.) обязаны периодически в установленное время вести прием населения. Дни и часы приема должны быть доведены до всеобщего сведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Срок полномочий и порядок деятельности | IV. Исполнительные органы местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.