Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Вступление в процесс прокурора

Вступление в процесс для дачи заключения

Обязательная форма участия для прокурора, т.к. вступление допустимо в случаях, предусмотренных федеральным законом по делам:

- о выселении;

- о восстановлении на работе;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

- иных категорий (ч.2 ст. 252, ч.1 ст. 260.1, ст. 273, ч.3 ст. 278, ч.1 ст. 284, ст. 288, ч.2 ст. 304 ГПК, ст. 70, 72, 73 СК и др.)

*целесообразно вопрос о необходимости вступления в процесс прокурора для дачи заключения решать при подготовке к рассмотрению дела, по результатам выносится определение.

*ч.3 ст.45 ГПК – последствия неявки прокурора.

 

Заключение прокурора – это его мотивированное мнение как по отдельным вопросам хода судебного разбирательства, так и о его возможных результатах.

*закон нигде не устанавливает требование о том, что заключение должно даваться в письменной форме, так что, как правило, заключение дается прокурором устно. Нигде не указано, что должно быть отражено в заключении, поэтому выдвигается предложение о закреплении в ГПК реквизитов заключения: кратко о сути, анализ доказательств, со ссылкой на НПА предложить свое мнение по данному вопросу.

Виды заключений прокурора:

1). По частным вопросам судебного разбирательства (ч.1 ст.168 ГПК);

2). По существу дела в целом (ч.3 ст.45, ст.189 ГПК).

*заключение дается после исследования доказательств, но перед судебными прениями. Заключение прокурора для суда необязательно, но грамотно составленное, помогает судье вынести обоснованное решение. В 90% случаев суды выносят свое решение на основе заключения прокурора.

*не обеспечение судьей участие в деле прокурора, когда таковое является обязательным для дачи заключения, является основанием для отмены решения (п.2 ч.4 ст.330 ГПК).

Тема???. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Вопрос 1. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

*ч.2 ст.4 и ч.1 ст.146 ГПК могут обратиться в суд с заявлением от своего имени, но в защиту прав и интересов других лиц. Когда мы говорим о подобном обращении, мы подчеркиваем, что все перечисленные лица не имеют в данном деле материальной заинтересованности, а имеют лишь процессуально-правовую.

Интерес органов и лиц определяется:

1). Наличием соответствующей компетенции органа или организации в материально-правовых отношениях, связанных с соответствующей сферой управления (пп.7 п.4 ст.40, ст.44-46 Закона о защите прав потребителя);

2). Особой спецификой материальных правоотношений при обращении граждан и их групп в защиту прав и интересов других лиц (ч.1 ст.259 ГПК).

Цели участия органов и лиц в процессе:

1). Защита публичных интересов;

2). Защита субъективных прав и интересов других лиц, которые в силу определенных причин (возраст, недееспособность) не могут самостоятельно участвовать в процессе.

Основание участия органов и лиц в процессе:

- государственная или общественная заинтересованность, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены законом на соответствующие органы и лиц в силу функциональных полномочий или особого характера материальных правоотношений.

ч.1 ст.46 ГПК – два условия, необходимые для обращения в суд в защиту прав и интересов других лиц:

1). Наличие указания федерального закона (например, ч.1 ст.251, ч.1 ст.254 ГПК, ст.ст. 28, 70, 77 СК);

2). Наличие просьбы (как письменной, так и устной) лица, в защиту прав и интересов которого возбуждается гражданское дело.

*при обращении в суд также требуется, чтобы у лица, в интересах которого возбуждается дело, было право на предъявление иска. Если такое право отсутствует, в принятии заявления отказывается.

*указанные органы и лица должны соблюдать порядок обращения в суд, кроме случаев, когда исключение предусмотрено законом или следует из его смысла. Несоблюдение этого порядка влечет несоблюдение порядка, оставление заявления без изменения или возвращение (ст.134, 135, 136 ГПК).

*заявление не может быть возвращено на основании п.1 ч.1 ст. 135 ГПК (указанные органы и лица не обязаны соблюдать досудебный порядок), и на основании п.4 ч.1 ст.135, поскольку органы и лица обращаются в суд не как представители.

Основания для освобождения от уплаты гос.пошлины установлены пп.13 и 18 п.1 ст.333.36 Налогового К.

Состав основных субъектов процесса при участии лиц по ст.46 ГПК (см.тетрадь).

Процессуальные права и обязанности: пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов, к ним не может быть предъявлен встречный иск.

Отличия органов и лиц, выступающих по ст.46 ГПК от судебных представителей

Отличия Органы и лица (ст.46 ГПК) Судебные представители
Участие в процессе От собственного имени От имени представляемого
По объему процессуальных прав и обязанностей Определен законом (ч.2 ст.46 ГПК) Зависит от объема прав и обязанностей представляемого
По субъектному составу Как организации, так и физические лица Только физические лица

Иски в защиту неопределенного круга лиц (ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Неопределенный круг лиц – это совокупность материально-заинтересованных лиц, численный состав которой неопределен, что не позволяет индивидуализировать этих лиц, привлечь их в процесс в качестве соистцов, указать в решении и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого лица.

*данный круг лиц является носителем т.н. неперсонифицированного интереса, которому противостоит персонифицированный ответчик.

Процессуальные особенности предъявления, рассмотрения и разрешения исков в защиту неопределенного круга лиц:

1). Право на предъявление иска существует у лиц, указанных в ч..1 ст.46 ГПК, только при наличии прямого указания закона;

2). Должны быть соблюдены условия предъявления иска, кроме соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, уплаты госпошлины (п/п 13, 10 п.1 ст.333.36 НК);

3). Просьбы заинтересованного лица о возбуждении дела не требуется;

4). На стороне истца выступает только процессуальный истец, поэтому ч.2 ст.38 ГПК не применяется;

5). Ответчик – всегда конкретное лица (физическое, юридическое, публичное образование);

6). Исключено участие третьих лиц с самостоятельными требованиями, а также третьих лиц без самостоятельных требований на стороне истца;

7). Судебное представительство по таким делам допускается только на стороне ответчика или процессуального истца-организации;

8). Исключено заключение мирового соглашения. При отказе процессуальных истцов от иска, если он не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, производство по делу прекращается;

9). В решении об удовлетворении иска суд обязывает конкретного ответчика прекратить противоправные действия и возместить причиненный вред отдельным гражданам и организациям;

10). Решение суда является юридическим основанием для обращения конкретных граждан и организаций с исками о возмещении причиненного вреда к конкретному ответчику. Преюдициальность решения (ч.2 ст.61, ч.2 ст.209 ГПК) распространяется на всех лиц, права которых были нарушены;

11). Недопустима отмена судебного решения по основанию его вынесения в отношении прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле (п.4 ч.4 ст.330 ГПК).

Участие государственных органов и органов местного самоуправления в деле для дачи заключения допускается:

1). По их собственной инициативе;

2). Ходатайству лиц, участвующих в деле;

3). По инициативе суда (как в предусмотренных, так и в непредусмотренных законом случаях, что определяется характером материального правоотношения, рассматриваемого судом и компетенцией органа в материальных правоотношениях).

 

 

14.03.2012

УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРОКУРОРА И РУГИХ ЛИЦ В ЗАЩИТУ «ЧУЖИХ» ПРАВ И ЗАКОГНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Участие государственных органов и органов МСУ для дачи заключения допускается:

- по их собственной инициативе

- по ходатайству лиц, участвующих в деле

- по инициативе суда (как в предусмотренных, так и в непредусмотренных законом случае, что определяется характером материального правоотношения, рассматриваемого судом и компетенцией органа в материальных правоотношениях)

Вопрос об участии должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству. Если участие органа является обязательным, его непривлечение к делу рассматривается как основание для отмены решения. Указанные органы наделяются правами лиц, участвующих в деле и несут их обязанности. Вступление в процесс для дачи заключения возможно до удаления суда в совещательную комнаты. Слово для заключения представляется после исследования судом всех доказательств по делу перед судебными прениями. Заключение представляется в суд в письменной форме, если оно было составлено до судебного следствия. Устное заключение заносится в протокол. Заключение должно содержать правовую оценку обстоятельств дела и рекомендацию суду относительно его разрешения.

Заключение государственного органа или органа МСУ = это основанное на законе и предварительной проверке обстоятельств дела, а также имеющихся в нем материалов, представленное в суд в письменной форме или данное устно в ходе судебного разбирательства мнение компетентного органа о том, как следует разрешить дело с позиции государственного или общественного интересов.

Если суд не согласен с заключением органа, то он должен свое несогласие мотивировать с заключении/решение суда. Если орган не согласен с решением суда, то он может его обжаловать. Наиболее распространено в практике участие следующих органов: органы опеки и попечительства по делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних или недееспособным; органы социальной опеки; органы ЖКХ по делам, касающимся жилых помещений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличия третьих лиц, заявляющих самостоятельное требование, от соистцов | Отличия государственных органов, участвующих для дачи заключения, от свидетелей, экспертов и специалистов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.