Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Можно прочитать

Деятельность

1. Общее понятие о деятельности.

2. Структура деятельности.

3. Осознание и автоматизированные компоненты деятельности.

Умения и навыки.

4. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

 

} Введение в общую психологию

} Гиппенрейтер Ю.Б. (тема Деятельность)

} А.Н. Леонтьев – Деятельность. Сознание. Личность

 

 

В психологии есть три категории, констатирующие ее предмет: деятельность, сознание, личность. Рассматривая психику как особую форму отражения, мы установили функцию психики - регулирование деятельности. Вне этого психика не существует,- сам Факт ее существования определяется этой функцией. Все психически е процессы психические явления, вырванные из реальной деятельности, необъяс­нимы.

Взаимодействие организма со средой - это и есть деятельность. Для любой научной психологии - это сегодня центральное понятие, независимо от конкретных позиций исследователя (бихевиоризм, нео­фрейдизм и т.п.). Вопрос о понимании деятельности, - тут расхож­дения. Рассмотрим основные положения, связанные, прежде всего с работами уже известно го вам ученого - Алексея Николаеви­ча Леонтьева.

Первое, исходное положение: любая деятельность (человека, прежде всего) представляет собой материальную систему, т.е. про­цесс взаимодействия объективно существующих элементов дейст­вительности. Это важно подчеркнуть, ибо, игнорируя предметный ха­рактер деятельности, мы рискуем не понять психику. Такое игнорирование - одна из главных ошибок в анализе этого понятия. Предметный характер деятельности наиболее ярко обнаруживает­ся в трудовой деятельности человека. С нее удобнее начать ана­лиз деятельности вообще.

Смысл любой трудовой деятельности: человек, имея какой-то предмет, преобразует его в новый предмет.

Объект деятельности ------------------------------ Результат (продукт деятельн.)

Такое преобразование осуществляется с помощью каких-то средств

Средства ------------------------ Объект ------------------------------Продукт

Есть еще один непременный элемент: исходный материал сам по себе преобразован быть не может - все осуществляется человеком.

Субъект --------- --- Средства --------- ----- Объект ------ --------Продукт

Со стороны своего предметного, вещественного содержания деятель­ность человека включает эти указанные компоненты. Но описание предметного содержания не содержит еще психологического анализа деятельности, здесь содержится необходимый элемент для перехода к такому анализу - наличие субъекта деятельности. Переход к анали­зу психологической структуры деятельности требует ее рассмотрения со стороны субъекта деятельности.

Как происходит превращение исходного объекта в конечный ре­зультат, в новый продукт? Наблюдая конкретную деятельность, мы, прежде всего обнаружим какие-то конкретные операции (берет доску, закрепляет ее, пилит, клеит и т.п.). Это можно назвать исполнитель­ной частью действия (то, что открывается объективному наблюдению), но это не может быть исходным в деятельности: до осуществления, до исполнения деятельности нужно как-то представить конечный про­дукт, необходимый состав материалов и условий, последовательность операций, соотнести их с материалами и т.д. Иначе говоря, нужен план деятельности, нужна предварительная ориентировка в ней. Дея­тельность начинается не с забивания гвоздя, а с планирования это­го действия. Это внутренняя, идеальная часть действия, функция которой - ориентирование в условиях действия, регулирование рабо­чей, исполнительной части.

Ориентировочная часть ---------------- Исполнительная часть

Но и это не все. Я знаю, что я хочу и как это осуществить. Но, чтобы получить то, что я хочу, нужен постоянный контроль за тече­нием действия, соотнесение, изменение исполнительной части в соот­ветствии с ориентировочной (изменения могут по ходу действия вно­ситься в обе части)

Ориентировочная часть Исполнительная часть

Контролирующая часть

Место ее - проблема: не до ориентировочной, не после исполнитель­ной, а между ориентировочной и исполнительной частью с направлен­ностью - от исполнительной части к ориентировочной (но не наобо­рот!). Это то, что в кибернетике называется обратной связью - таковы функции контролирующей части.

Теперь нужно ответить на вопрос о соотношении понятий "пси­хика" и "деятельность": психика - это, прежде всего, ориентировочная часть действия и его контролирующая часть. Психика - важней­шая составная часть деятельности. Нельзя говорить "психика и деятельность", т.к. нет деятельности без психики. Психика - не вне деятельности, не рядом, пусть как угодно важная для дея­тельности. Психика - важнейшее интегральное звено деятельности. Никакое изучение психики самой по себе, вне деятельности невоз­можно.

Психика существует для деятельности. Предметное содержание деятельности определяется общественными условиями жизни (это закон развития материального производства). Из этого следует, что психика развивается в связи с развитием материального произ­водства. Влиять на психику можно через изменение деятельности в целом. Нет специальных средств развития памяти, мышления вне организации предметной деятельности. Психология должна изучать реальную предметную деятельность для познания и управления пси­хикой.

Есть еще одна сторона в анализе деятельности. Что значит про­дукт деятельности по отношению к субъекту? Новый предмет, но новый предмет как воплощение ориентировочной части, т.е. новый предмет как материализация желаний, воли, знаний субъекта. В процессе деятельности происходит объективация и материализация психики. К. Маркс говорил: история промышленности (т.е. человеческое производство) - чувственно предлежащая перед нами книга сущностных человеческих сил. И та психология, для которой эта книга закрыта, не может быть истинной.

По предмету деятельности можно судить о человеке, его знани­ях, способностях, желаниях (не случаен метод анализа деятельности). В процессе деятельности происходит опредмечивание субъекта.

Но есть и вторая сторона: изменяя обстоятельства, люди из­меняются и сами: накапливаются знания, появляются новые желания, способности (это тоже Маркс). Процесс деятельности - не только объективация субъекта, но и субъективация объекта (материальное, перенесенное в голову и преобразованное в ней"). Деятельность человека имеет два результата: объективный внешний и внутренний, субъективный.

Психика - не только необходимое функциональное звено в деятельности. Она не может возникнуть вне деятельности.

 

Какова же собственно психологическая структура деятельности?

До начала деятельности должно быть представление о будущем результате. Это отражение происходит в форме образа того предме­та, который должен получиться в конце деятельности (более или ме­нее конкретное представление, понятие, система требований к ко­нечному продукту). Форма не имеет существенного значения, важно обязательное наличие такого отражения. Это то, что обозначается понятием цель деятельности,- это важнейший элемент психологичес­кой структуры деятельности. Именно наличие цели, придает деятель­ности характер осмысленной, активной деятельности. Цель всегда осознанна. Это отличает деятельность человека от поведения живот­ных. Человеческая деятельность подчинена цели, она носит целе­направленный характер (у животных, деятельность целесообразна, но не целенаправлена). При анализе деятельности, первый вопрос - ка­кова ее цель. Один и тот же состав операций может быть направлен на достижение разных целей (человек идет в магазин: описать дея­тельность можно лишь, если мы знаем, зачем - за покупкой, на сви­дание, занять чем-то время). Даже описание конечного результата не дает реального знания (купил, чтобы иметь вещь или повидаться с продавщицей, не будучи с ней даже знакомым). Конечный резуль­тат дает лишь приблизительное представление о цели (цель может быть или иной, или оказаться не достигнутой: "сделать хотел лозу, а получил … козу" - помните?).

Для достижения цели нужно представлять пути. В сознании должны найти отражение условия ее достижения, все конкретные об­стоятельства. Впрочем, это не совсем точно. Когда мы говорим об этом отражении, то осознание здесь не обязательный компонент. Мо­жет быть, отражение и на уровне бессознательном. Это не означает, что то, что не осознается в условиях, в деятельности не учитыва­ется. Учитывается и настолько, что поведение может быть вполне адекватным.

Цель и условия образуют некоторое единство, ибо речь идет об отражении условий достижения цели. Это взаимосвязанное отра­жение условий достижения цели и цели - то, что в психологии на­зывают задачей. Итак, задача - это отражение, цели в единстве с условиями их достижения. Это одно из существенных психологических понятий. Задача - это тот психологический механизм, который осу­ществляет регуляцию деятельности. Вся наша деятельность - цепоч­ка, или вернее, сеть непрерывно решаемых нами задач. Именно раз­личный характер задач позволяет классифицировать различные психические процессы, явления.

На первый взгляд может показаться, что задачи идут извне, их системы внешних требований. Внешние обстоятельства вынуждают к каким-то действиям. Система внешних требований - источник задач. Но не так все просто, как кажется.

Учебная деятельность вам хорошо знакома. Ученик что-то делает, так как надо - задано. Задачи ставит учитель. Но задача - психоло­гическое образование, вложить ее извне невозможно. Есть система внешних требований, но пока она станет системой внутренних целей, пройдет немало сложных преобразований. Мы не подчеркнули до сих пор: цель не просто отражение будущего результата, но желаемого результата. Нужна потребность, чтобы появилось желание. Именно потребности побуждают ставить задачи. Потребность - источник лю­бой активности. Эти потребности всегда предметны - хотеть можно чего-то. Предметное содержание потребности - реальный побудитель деятельности. Предмет, ради которого деятельность совершается, в психологии называется мотивом деятельности. Мотивы могут иногда совпадать с целью, но это лишь частный случай.

Столяр делает стул. Ради чего? Получить деньги, подарить, участвовать в конкурсе, найти новый способ сборки, научиться де­лать определенным образом. Ученик читает учебник. Мотивы могут быть какие угодно: сделать доклад, получить оценку, узнать новое, проверить свои представления и.т.д. Мотив определяет смысл дея­тельности для субъекта.

Цели возникают из мотивов, это их конкретизация. Внешние тре­бования, преломляясь через мотивы, вызывают постановку цели. Хо­рошо сдать сессию - это система внешних требований - задание (хотя мы часто называем это задачей). Чтобы задание стало задачей, оно должно быть принято, - это возможно лишь при наличии внутренних потребностей и соответствии им этих, внешних требований.

Вы видите, что психологическая структура деятельности сложна:

Потребности Мотивы Цели деятельности Условия

Задача

Деятельность Действие Операции (способы

выполнения действия)

 

Учебная деятельность ученика состоит из отдельных действий, которые образуют сложную иерархическую структуру. Среди них есть простейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу, например действия по написанию цифр и чисел, дейст­вия чтения записи чисел, действия по нахождению суммы и произведе­ния однозначных чисел и т.д. В геометрии к таким действиям отно­сятся все простейшие геометрические построения с помощью различ­ных инструментов (линейки, циркуля, транспортира, угольника) и расчленение формулировки теоремы на условие и заключение и др. В алгебре это - чтение алгебраических выражений, перенос членов выражений из одной части равенства в другую, раскрытие скобок и т.д.

Каждое из этих действий входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик мог выпол­нять их быстро и безошибочно, притом "не задумываясь", т.е. автоматизировано. Такое автоматизированное выполнение простейших ос­новных действий называют навыком. Само действие, выполняемое с по­мощью навыка, превращается в операцию - составную часть более сложных действий,

"Навык, - указывает С.Л.Рубинштейн,- возникает как сознатель­но автоматизируемое действие, а затем функционирует как автомати­зированный способ выполнения действия. То, что данное действие стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью".

Для выполнения более сложных действий, таких, например, как решение уравнений, решение текстовых задач, доказательство тео­рем и т.д. ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков. Вот такое "владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целе­сообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками", называется умением.

Следовательно, умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в раз­личных условиях, т.е. для решения соответствующих задач.

Формирование навыков и умений - процесс очень сложный и дли­тельный. Ни один человек не рождается с готовой деятельностью и готовой психикой. Деятельностью человек должен овладеть. Он зас­тает готовыми ее виды, формы, которые являются продуктом истори­ческого развития общества. Каждый отдельный человек не изобретает деятельность, - он застает готовым все необходимое для овладе­ния ею. Как происходит этот процесс?


Рассмотрим на одном из самых простых примеров. Все мы владеем действием счета. Каждый знает, что это действие появилось, и появилось достаточно поздно в процессе обучения. Простая задача: "У тебя одна конфетка и я дам еще две" - уже предполагает нали­чие предварительных представлений. Предпосылка такой деятельнос­ти - знание элементарных множеств - одна из них. Есть и другие - ребенок должен хотеть узнать, сколько этих конфет. Не каждую за­дачу ребенок принимает ("ты отдал..." - "я не дам!"- "бабушка взяла..." - "она не берет конфеты") И целый ряд других предпосы­лок.

Что еще очевидно: мы считаем в уме, многие ответы рождаются "сами собой" (2 + 5 - считать не нужно). У ребенка это выглядит иначе: он отсчитывает на реальных предметах, отделяет "кучки", соединяет их, т.е. он образует реальные предметные множества, вы­полняет реальные предметные операции преобразования этих множеств и реально определяет новое множество. Предмет деятельности (ис­ходное множество) реально преобразуется в новый продукт (новое множество). Первоначальное действие всегда материально. Способы материальных преобразований показываются взрослыми,- ребенок ов­ладевает реальными преобразованиями.

На какой-то стадии пропадают реальные, внешние действия. Не
нужны становятся предметы, они могут быть заменены любыми условными опорами (пальцы, черточки, фиксации взгляда), но все рассуж­дения производятся вслух. Физическое, материальное действие заме­няется словесным описанием операций. При этом происходит объеди­нение некоторых операций. В предметном действии ничего нельзя пропустить,- в словесном действии могут быть пропуски (как будто уже есть исходное множество, а к нему, без его выделения, пересче­та, добавляется новое множество). Действие отрывается от своего предмета, оно перестает быть связанным с реальным преобразовани­ем, приобретает знаковую форму. Этой формой является речь. Благодаря этому действие, оставаясь внешним, может переноситься в план внутренних образов и представлений.

На следующем этапе мы можем обнаружить исчезновение внешней формы (нет пальцев, нет слов), но перед ответом - пауза, которая заполнена заметным размышлением,- заметным благодаря этой явной паузе, шевелению губами, переводу взора. Ребенок говорит про себя, - при этом он является и говорящим, и слушающим, - сам себе говорит и сам себя контролирует. Говорится только то, что еще не очевидно сразу, - то, что понятно, не проговаривается. Действие еще больше сокращается.

Наконец, в определенный момент обнаруживается отсутствие заметных действий. В сознании всплывает только результат. Заметить внешне можно акт внимания, в случае потруднее - акт размышления, но ясно выступает только результат. Мы говорим: "ребенок научил­ся считать".

Этот пример отражает закономерности формирования любых умст­венных действий человека. Эти исследования проведена группой пси­хологов под руководством П.Я.Гальперина. Было показано, что каж­дое действие проходит через определенные этапы в своем станов­лении, когда преобразуются все функциональные части действия

(ориентировочная, контрольная, исполнительная). Процесс освоения - это процесс перестройки функциональных частей.

0 этап. Предварительное представление о действии (оно воз­никает в момент показа действия взрослым): о цели действия (что
должно получиться), о предмете действия, его условиях, составе
операций и переходах от одной к другой.

Для возникновения такого представления нужен образец дейст­вия, заданного кем-то, владеющим этим действием. Этот образец должен быть расчленен на такие элементы, о которых уже есть зна­ние. Одно и то же действие можно задать по-разному. Образец дол­жен соответствовать наличным знаниям.

Должна возникнуть необходимость в получении результата, т.е. есть и субъективные предпосылки возникновения предварительного результата. Предстоящее действие должно быть связано с наличны­ми мотивами. Действие должно приобрести смысл для человека.

1 этап. Материальное преобразование предмета в продукт. Здесь происходит овладение всеми этапами действия. Уточняются ориентировочная часть, исполнительная, средства контроля. Все функциональные части действия приводятся в соответствие с объек­тивными условиями действия. Действие приобретает важнейшую ха­рактеристику - разумность (это и есть соответствие объективным условиям).

2 этап. Этап громкой речи. Смысл его - переход от материаль­ного действия с реальными объектами к действию со знаковыми их моделями. Но сами знаки имеют внешнюю материальную форму, обес­печивают внешний контроль над действием. Действие остается пол­ным, по-прежнему разумным.

Наличие знаков обеспечивает представленность действия в сознании. На первом этапе действие может быть разумным, но не обязательно осознанным. Второй этап дает эту осознанность во всех своих трех частях. Может происходить определенное сокра­щение действия за счет того, что отдельные операции начинают объединяться.

3 этап. Действие выполняется в плане речи про себя. Смысл-действие, сохраняя свою знаковую форму, становится свободным от материальной формы этих знаков. Это дает резкое сокращение дейст­вия при сохранении его разумности и осознанности. Действие становится внутренним. Сокращение на предыдущем этапе обеспечивается не выбрасыванием кусков действия, а их объединением. Теперь на­чинается автоматизация отдельных элементов действия, т.е. отдель­ные элементы перестают выступать в сознании, они начинают выбра­сываться.

4 этап. Действие выполняется в плане внутренней речи. Это уже не словесная речь - она имеет другую форму. В самонаблю­дении это выступает в виде междометий, наметок ("ага, теперь так...", "нет, не это, вот оно..."). Это означает полный отрыв, действия от его внешней формы, оно становится умственным в пол­ном смысле слова. Происходит еще большее сокращение и автомати­зация всех основных частей. Содержание действия может целиком уходить из сознания. Отдельные функциональные части начинают выступать в сознании лишь как отдельные психические акты: ори­ентировочная часть - как акт понимания, исполнительная часть - как акт мышления, контролирующая часть - как акт внимания. Ре­альное содержание всех трех частей из сознания уходит. Понима­ние, мышление и внимание уходят из сознания как содержательные акты, остается только их представленность в сознании. Я знаю, что я думаю, но не знаю, что при этом делаю. Я знаю, что внима­телен, но не знаю, что это значит (кстати, это мы позже рассмот­рим подробно в теме внимание). Я знаю, что понял, но что значит "понял", не знаю, - тем более не знаю, как осуществляется это понимание.

Попробуйте объяснить, что значит "думай", "будь внимательным". Все это акты, которые осознаются как состояния без осознания их содержания. Осознается акт и его продукт. Не случайно психо­логи отказались от интроспекции как метода анализа мышления и других психических процессов. Понять психику можно лишь через историю становления действия.

 

 

Мы рассмотрели на примере счета, как все три части действия ушли вовнутрь, т.е. произошла полная интериоризация действия. То, что было в начале внешним, объективным, перешло во внутрен­ний план, стало субъективным. Этот процесс интериоризация дея­тельности и есть механизм возникновения психического: "идеальное есть материальное, перенесенное в человеческую голову и преобра­зованное в ней" (Маркс). Теперь это должно быть понятно. Полная интериоризация бывает не всегда. Например, мы учимся делать стул. Ориентировочная и контрольная часть интериоризуется, а исполни­тельная - нет. Но процесс формирования действия проходит те же этапы.

Итак, процесс интериоризация - процесс возникновения психи­ческого.

В процессе деятельности происходит обратное явление: то, что было психическим, выносится вовне, материализуется, экстериоризуется. Процесс экстериоризации - способ существования психичес­кого. Экстериоризоваться могут в деятельности разные элементы: конечные продукты, контроль, исполнительная часть и т.п.

В такие моменты экстериоризации нам может казаться, что мы ничего не делаем для этого, но это ложное впечатление: мы можем не осознавать того, как это получается, но это не значит, что не идет процесс: мозг - не альбом фотокарточек и не склад гото­вой продукции. Все строится каждый раз, но на разном уровне осознания.

В процессе построения умственных действий происходит и разви­тие психики. Сравните нулевой и конечный этап: произошла качест­венная перестройка психического, - оно поднялось на новую ступень. И дело не только в утешении, обогащении представлений. В процес­се овладения действием результат, получение которого было не­возможно без предварительной мотивации, сам становится новым мотивом, сам превращается в побудитель деятельности. Теперь возможно принятие новых задач. В процессе деятельности не только накапливается знание, обогащается сознание, но и происходит раз­витие личности, мотивационная часть в которой является наиболее существенной.

Теорию формирования умственных действий П.Я.Гальперина мы будем подробно рассматривать в разделе "Психология обучения". Укажем сейчас только основные требования к организации процесса формирования умственных действий, которые обеспечивают высокую эффективность обучения навыкам и умениям.

 

1. Полнота ориентировочной основы умственных действий.

Система указаний и ориентиров, пользуясь которой ученик мо­жет самостоятельно выполнить данное действие, называется ориен­тировочной основой действия. Очень наглядны результаты экспери­ментов Н.С.Пантиной, проведенные под руководством П.Я. Гальпери­на: при неполной ориентировочной основе действия написания буквы (показ образца действия - типичный для школы вариант ориентиро­вочной основы) на первую букву для правильного написания требу­ется 174 повторения, на вторую - 163. При задании полной ориен­тировочной основы (точечный контур) для правильного написания первой буквы надо 22 повторения, второй - 16. При объяснении принципа выделения системы ориентиров (информативные точки контура) на первую букву - 14 повторений, Вторую - 8, а с восьмой буквы любую букву учащиеся писали без ошибок, даже готический алфавит! Вопрос заключается в том, почему не везде и не все учителя так учат? Попробуйте сами на него ответить.

2. Развернутость действия при его первоначальном показе и освоении.

Когда умственное действие учащимися уже освоено и они приоб­рели достаточный навык или умение в его выполнении, то процесс выполнения происходит свернуто, в нем уже отсутствуют многие звенья, его составляющие, отдельные операции выполняются в уме и не фиксируются и т.д.

Например, деление 232047 на 23 ученик, хорошо овладевший

этим действием, выполнит примерно так: 23204723

204 10089

184

207

 

Ряд операций не зафиксирован: выполнен в уме. При первоначальном

же ознакомлении и освоении действия деления многозначных чисел

необходима полная развернутость этого действия с фиксацией всех

составляющих его операций. Попробуйте сами показать, как должно

выглядеть это же действие.

3. Поэлементное освоение сложного действия.

Многие математические действия довольно сложны по структуре и состоят из ряда элементарных действий. Например, действие вы­числения такого выражения: 467915+137865:(31353-48*609) состоит из ряда действий, первым из которых является установление порядка выполнения действий. Рационально это действие выделить в самостоятельное действие. Решение этой задачи можно оформить или путем постановки над знаками действий номеров римскими цифрами, или путем написания плана вычисления.

4. Осознанность и полноценность навыков и умений.

Важно, чтобы ученик правильно осознавал, почему именно так вы­полняет данное действие (и можно ли иначе).

5. Растянутость процесса формирования навыков и умений.
Растяжение процесса формирования навыка по времени более эффективно, чем форсирование. При этом можно: включать подготавли­вающие упражнения, а при овладении упражнения не прекращать, продолжая их как составляющую часть новых навыков или умений.
6. Поэтапность отработки каждого навыка и умения.

Об этом мы уже подробно говорили ранее.

Понимание механизмов функционирования и освоения деятельности - ключ к важнейшим психологическим проблемам: происхождение психики, развитие сознания, становление личности. Теория фор­мирования и развития деятельности - важнейшее достижение со­ветской психологической науки. Оно связано, прежде всего, с именами А.Н.Леонтьева и П.Я.Гальперина. Приложение этой тео­рии к практике обучения вызывает несомненный интерес в разви­тых странах (в Японии, США, Германии). И даже в нашем городе Луганске и области ряд учителей работают по программам, разработанным с позиций данного подхода к деятельности (это экспериментальное направление известно сейчас под названием "развивающее обучение"). Впрочем, к этому мы вернемся несколь­ко позднее, и не один еще раз, а в следующий раз рассмотрим центральное психологическое понятие – личность.

Вопросы для самоконтроля;

1. Назовите основные понятия темы.

2. Почему деятельность можно считать одним из центральных психологических понятий?

3. Почему метод интроспекции непригоден для изучения мышле­ния, памяти, и т.п.?

4. Попробуйте воспроизвести (не заглядывая в текст) структу­ру деятельности.

5. Прочтите внимательно текст учебника и укажите вопросы, рассмотренные в учебнике и отсутствующие в данном тексте.

6. Что Вы узнали нового: а) из учебника; б) из этого текста.
7. Попробуйте дать полную ориентировочную основу действия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ведение записей | Второй этап
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.