Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый этап 6 страница




Урок применения знаний, навыков и умений. Структура урока зависит, прежде всего, от особенностей формирования у учащихся творческого подхода к решению нестандартных заданий:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

2. Мотивация учебной деятельности школьников (осознание учащимися практической значимости применяемых знаний, навыков и умений), сообщение темы, цели и задач урока. Учитель объясняет, какой характер имеет самостоятельное задание, как подходить к его выполнению, какие результаты должны быть получены. Учащиеся усваивают содержание работы, последовательность выполнения действий, анализируют и обобщают исходные положения, на которых основывается задание.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необходимо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в несколько измененном виде.

4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.

5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

7. Итоги урока и домашнее задание.

Урок обобщения и систематизации знаний. Структура урока:

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий. 5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений. Структура урока:

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока (показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений; сообщение о характере заданий на уроке, о последовательности и способах их выполнения и оформления результатов самостоятельной работы);

2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях (устная фронтальная беседа; устный индивидуальный опрос);

3. Проверка знаний учащимися основных понятий законов и их умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры (письменная работа - 8-10 минут, индивидуальный опрос);

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения (письменный опрос, самостоятельное составление или заполнение обобщающих таблиц);

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях (письменное решение задач - вычислительных, качественных или познавательных; выполнение самостоятельных практических заданий по готовым данным, сформулированным вопросам и известным способам выполнения действий);

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях (выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия; выполнение комплексных творческих практических заданий);

7. Сбор выполненных заданий, их проверка, анализ и оценка;

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок. Имеет две или несколько приблизительно одинаковых по своему значению дидактических целей. Например: проверка ранее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и систематизация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, навыков и умений и применение их на практике в нестандартных ситуациях и т.п. Таких комбинаций может быть много.

В начальных классах во многих случаях основные дидактические цели сливаются в единый учебно-воспитательный процесс. Например, читая рассказ, учащиеся получают знания о некоторых нормах поведения, совершенствуют навыки чтения, обобщают полученные на прежних уроках знания. В других случаях сочетаются только две дидактические цели, а при изучении, например, природоведения может быть одна цель урока: усвоение новых знаний или усвоение навыков и умений.

Иногда трудно расчленить изучение темы на уроки различных типов, и усвоение нового материала сливается с применением, обобщением и систематизацией знаний. Если планируется проведение комбинированного урока, необходимо четко установить, какие типы уроков и их структурные элементы комбинируются. При этом одни из этапов могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие объединяться или совершенствоваться. Важно при этом учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сама идея и закономерности учебного процесса остаются неизменными.

Таким образом, в отличие от традиционной структуры комбинированного урока, могут применяться различные комбинации структурных элементов известных типов уроков. Например, урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний (две дидактические цели) может иметь структуру:

1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера (проверка наличия, правильности, полноты и аккуратности выполнения; проверка содержания и результатов выполненных заданий методом чтения числовых результатов или взаиморецензирование заданий);

2. Проверка ранее усвоенных знаний методом: а) фронтальной беседы; б) индивидуального устного опроса или кратковременной письменной работы с тестовыми заданиями;

3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока;

4. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала;

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний;

6. Подведение итогов урока и обобщение домашнего задания.

Общие структурные компоненты комбинированного урока.

 

Нетрадиционные уроки. Имеют самую разнообразную структуру. Данная структура определяется исключительно целью урока. Формы нетрадиционных уроков в начальной школе:

• Урок-"Эврика",
• Урок-сочинение,
• Урок-аукцион,
• Урок-деловая игра,
• Игра-обобщение,
• Урок-пресс-конференция,
• Урок-диспут,
• Уроки-творчества,
• Урок-творческий отчет,
• Урок-"общественный смотр знаний",
• Урок-соревнование,
• Урок-соревнование,
• Урок-турнир,
• Урок типа "КВН",
• Урок "Что? Где? Когда?",
• Урок-эстафета,
• Урок взаимообучения учащихся,
• Уроки, которые ведут ученики,
• Урок-экскурсия,
• Урок-заочная экскурсия,
• Урок-консультация,
• Компьютерные игры,
• Групповой урок внеклассного чтения,
• Конференция старшеклассников,
• Урок-семинар,
• Урок-бенефис,
• Уроки книжной панорамы,
• Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал),
• Уроки решения задач,
• Урок-эссе,
• "Атака мыслей",
• Консультанты на опросе,
• Круглый стол,
• "Определение понятий",
• Проблемное изложение,
• Методика поабзацной проработки текста,
• "Синтез мыслей",
• Лекция "Улучшить и повторить",
• Конференция однородных групп,
• Урок-лабиринт,
• Урок-путешествие,
• Интегрированный урок,
• Обобщающий урок,
• Зачет-игра,
• Интегративные уроки и др.

 

4. Экскурсия как форма организации учебных занятий.

Экскурсия - это поездка или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями.

Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в школе, поскольку связывает учебный материал с природными и общественными явлениями.

Учебные экскурсии.

Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; воспитывать любовь к природе и т.д. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов, однако она в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей. На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные (рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки программы).

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические (однотемные и многотемные) и комплексные (межпредметные, обзорные).

По времени проведения относительно изучаемых на уроках тем какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии.

Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению, чтению, музыкальному воспитанию является время года, поэтому природоведческие экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.

 

5. Домашняя учебная работа школьников.

Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Исследователи на основе практического опыта вывели нормы времени выполнения школьниками домашних заданий. Нормы эти таковы: в 1 классе - до 1 часа; во 2-м - до 1,5 часа; в 3-4-м - до 2 часов; в 5-6-м классах - до 2,5 часа; в 7-8м - до 3 часов; в 9-11 - до 4 часов. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1-9-м классах, и половина - в 9-11-м классах. На выходные и праздничные дни домашние задания не даются, хотя, к сожалению, дети перегружены и в эти дни.

Домашняя учебная работа в начальных классах служит (задачи):

а) углублению в усвоении и закреплении знаний, умений и навыков;

б) формированию самостоятельности в учебно-познавательной деятельности;

в) воспитанию, развитию;

г) стимулированию интереса к учению;

д) сближению обучения и самоуправления;

е) воспитанию волевых качеств школьников;

ж) способствует творческому отношению к делу;

з) обобщению, систематизации знаний для подготовки учащегося к усвоению нового материала.

По методам домашняя работа бывает:

- работа с книгой (чтение, осмысление, заучивание текста),

- устные упражнения,

- письменные упражнения,

- учебно-практические задания,

- творческие работы.

Требования к домашнему заданию:

1. Домашние задания в 1 классе не задаются, практикуются устные и творческие работы.

2. Домашние задания должны быть небольшими, но содержательными, направленными на усвоение, закрепление и повторение. Нельзя допускать перегрузок.

3. Домашние задания должны быть более просты и понятны, чем классная работа.

4. Домашние задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей.

5. Учителю необходимо давать инструкцию о выполнении домашнего задания для предупреждения возможности механического копирования классной работы.

6. Полезно индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика.

7. Домашнее задание должно быть проверено учителем, что формирует ответственность и дисциплину у школьника.

8. Учитывать формы помощи родителей.

 

6. Методические рекомендации учителю.

При подготовке учителя к конкретному уроку можно пользоваться следующей схемой:

Форма конспекта урока.

 

При подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Форма примерного тематического планирования может быть различной.

 

Приведем примерный вариант тематического планирования:

Форма тематического планирования (Килина Н.Г.).

 

Приведем также примерную схему анализа урока:

 

Схема анализа урока (Г.И. Саранцев).

 

 

Лекция 10.

КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

План. 1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

2. Оценка результатов обучения.

3. Методы контроля знаний и умений учащихся в начальных классах.

4. Педагогическая оценка в практике начального обучения.

 

1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

Систематическое получение учителем объективной информации (обратной связи) о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся связано с процессом контроля, осуществляемого учителем. Контроль означает систему выявления, установления и оценивания знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учеников и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Составной частью контроля выступает проверка, задача которой - выявить знания, навыки и умения учащихся и сравнить их с требованиями, определенными учебными программами. В этом случае контроль (проверка) осуществляется при помощи деятельности оценивания (оценки) знаний, навыков и умений учащихся с выставлением учителем определенной отметки. Завершается акт контроля итогом в развитии учебной деятельности, что требует учета результатов обучения. Под учетом понимается обобщенный итог работы учителя и учащихся за определенный период обучения. Он служит средством контроля, средством обучения, определяет готовность школьников к дальнейшему обучению, связанную с прогнозированием и корректировкой учебного процесса.

Таким образом, контроль учебной работы учащихся (проверка, оценивание, учет результатов) является компонентом процесса обучения, обеспечивая нормальный ход педагогического процесса. Поэтому контроль является важной и необходимой частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Основными задачами контроля являются:

1. Выявление у школьников уровня знаний, навыков и умений, которые при этом дополнительно закрепляются, уточняются, конкретизируются и систематизируются.

2. Получении информации о характере познавательной деятельности, связанной с уровнем самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе.

3. Определение эффективности методов, форм и способов учения.

4. Выявление качества решения задач обучения, связанных с выявлением типичных недостатков и затруднений школьников, а также успехов в обучении.

5. Формирование мотивации учения.

Функции контроля

1. Функция руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся - связана с диагностикой, организацией, регулированием, коррекцией и прогнозированием процесса обучения.

2. Обучающая функция - отражается в сущности процесса обучения и его результатах.

3. Развивающая функция - определяется умственным потенциалом, психологическими показателями и уровнем обученности школьников.

4. Воспитывающая функция - связана с личностными показателями и уровнем воспитанности школьников.

К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие дидактические требования:

- направленность на результаты обучения, воспитания и развития школьников;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, побуждающая детей к активизации познавательной деятельности;

- всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все стороны учебной деятельности школьников, обеспечивать осмысленность, системность, прочность и действенность знаний, навыков и умений;

- разнообразие видов и форм контроля;

- объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения учителя, основанные на недостаточном изучении детей или предвзятом к ним отношениям;

- дифференцированный подход, учитывающий особенности и характер познавательной деятельности учащихся;

- индивидуальный характер контроля, предполагающий выдачу индивидуальных заданий учащимся и такую организацию контроля, которая бы учитывала специфические личностные, умственные, психофизические особенности каждого ребенка;

- гласность результатов, мотивированность оценок в суждениях учителя;

- оптимальность проведения контроля.

Основные виды контроля успеваемости учащихся

На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический (тематический) и итоговый.

Виды контроля знаний.

 

Текущий контроль. Непосредственно связан с управлением процесса усвоения знаний и выполняет в нем функцию обратной связи. Осуществляется через систематическое наблюдение учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объектной информации об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы. На основании текущего контроля учитель корректирует процесс обучения, оценивает степень восприятия учебного материала. Можно сказать, что текущий контроль решает задачи руководства учебным процессом.

Периодический (тематический) контроль. Проводится для оценки хода изучения определенной темы или раздела учебной программы. Периодический контроль выявляет и оценивает знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. Его цель - установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материал - темы, подтемы, нескольких тем (раздела).

Тематический контроль проверяет материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Итоговый контроль. Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличие от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год. Цель его установить - систему и структуру знаний учащихся. Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля.

В деятельности учителя нередко также применяют предварительный контроль, который предполагает получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Проверка проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки проверяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Формы контроля

Формы организации контроля учебной деятельности учащихся соответственны: а) массовым формам обучения (в них выделяют групповую и фронтальную формы контроля) и б) индивидуальным формам обучения. Формы контроля:

- фронтальный,

- групповой,

- индивидуальный,

- комбинированный (уплотненный),

- самоконтроль (самопроверка, самооценка).

 

Формы контроля.

Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени, места и условий обучения. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владение устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность документального определить уровень усвоения материал, но требует больших затрат времени учителя.

Методы контроля знаний и умений учащихся

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Методы контроля:

1. Устный контроль (индивидуальный и фронтальный): опрос, беседа, чтение текста, пересказ. В старших классах - коллоквиум, собеседование, семинар.

2. Письменный контроль (фронтальный, дифференцированный, индивидуальный): диктант, контрольная работа, письменные упражнения, изложение. В старших классах - сочинение, реферат, выполнение практических, лабораторных, графических заданий, письменный отчет.

3. Практический контроль: практические работы с физическими объектами. В старших классах: лабораторные опыты, эксперимент.

4. Программированный контроль.

5. Тестовый контроль.

6. Систематическое наблюдение за работой учеников в обучении ("поурочный балл").

7. Система итогового (заключительного) контроля: контрольная работа, опрос. В старших классах - зачет, экзамен, отчет, реферат.

 

2. Оценка результатов обучения.

Итоги контроля являются основой оценки успеваемости учащихся. Оценка - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка выражена через систему определенных показателей, где учитывается объем, уровень и качество овладения знаниями, умениями и навыками.

Объем знаний по определенному учебному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей, теорий, т.е. обобщенного опыта человечества, которые лежат в основе данной науки и интегрируются в школьных программах. В учебных программах отсутствует содержательное описание качеств конкретных знаний, с помощью которых можно было бы судить об уровне владения этими знаниями. В педагогической литературе указываются такие параметры знаний: прочность, полнота, глубина, действенность, осознанность, конкретность и обобщенность, оперативность, гибкость, систематичность и системность и др.

Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию у учащихся определенных целенаправленных действий: действия по образцу в стандартных условиях или решение сложных мыслительных задач в новой ситуации. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий. Уровни мыслительной деятельности:

1. Репродуктивный - знания учащихся выступают как осознанно воспринятые зафиксированные в памяти и воспроизводимые во внешней деятельности, аналогичные предмету познания.

2. Реконструктивный - знания учащихся проявляются в готовности и умении применять их в сходных стандартных или вариативных условиях (выполнение заданий на усвоенные правила, решение задач и примеров по образцу, изложение, практические работы).

3. Творческий - учащиеся продуктивно применяют знания и усвоенные способы действий в нетипичных, нестандартных ситуациях (написание сочинения, решение проблем, составление рассказа, сочинение сказки).

Различные уровни усвоения знаний определяются его качеством, под которыми в педагогике подразумеваются определенные параметры, характеристики усвоенных знаний, умений, навыков:

1. Глубина ума - степень проникновения в суть познаваемой действительности, высота формируемых обобщений и закономерностей. Чем глубже ум, тем короче путь к абстрагированию признаков, выше уровень их обобщения, шире перенос знаний в новые ситуации. Развитие теоретического мышления - одна из важнейших задач современного образования.

2. Гибкость ума - проявляется: в степени изменчивости мыслительной деятельности; в поисках оригинального подхода к проблеме; в совершенствовании, в переосмыслении данных, в легкости преодоления "барьера прошлого опыта". Гибкость является одним из наиболее значимых показателей творческого мышления.

3. Устойчивость ума - проявляется через целесообразность в изменении деятельности в зависимости от изменения внешних воздействий и образование целесообразных связей в выработке понятия, закономерности (выработка алгоритма).

4. Осознанность ума - проявляется в возможности дать словесную характеристику и определяется спецификой интуитивно-практического и словесно-логического компонентов мышления. Большое значение здесь отводится интуиции.

5. Самостоятельность ума - мерилом является уровень проблемности, доступности для учащихся:

I уровень - учитель ставит проблему и помогает найти ключ к ее решению;

II уровень - учитель ставит проблему, а ученик решает ее сам;

III уровень - ученик сам ставит проблему и ищет пути к ее решению;

IV уровень - видение проблемы, оптимизация путей к ее разрешению, нахождение общего метода для решения целого класса задач.

Критерии оценки

Оценка в начальных классах школы - это система определенных показателей, куда могут входить: устное комментирование учителя, характеристика (письменная, устная), замечания, советы, указания, поощрение, наказание, отметка и т.д. Таким образом, оценка - это процесс деятельности учителя по оцениванию продукта учения. (Отметки в первом классе противопоказаны.)

Важная проблема учета знаний заключается в определении критериев оценок. За какие ответы учащихся ставить высший балл или неудовлетворительную оценку - вопрос сам по себе нелегкий.

В школьной практике существуют общепедагогические приемы оценки, отражающие определенный уровень качества знаний и практической подготовленности учащегося, т.е. пятибалльная система оценок. Педагогическая оценка включает в себя отметку (балл), т.е. цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценивания успеваемости, и оценочное суждение - короткую характеристику (аннотацию) результатов учения, их положительных моментов и недостатков. Критерии педагогической оценки, выраженной в отметках, определяют исходя из приведенной выше системы параметров знаний (глубина ума, гибкость, устойчивость и т.д.). То есть критерий оценки как меры качества усвоенных знаний включают эти параметры, а как меры уровня знаний - учитывает разные стороны их применения. При оценивании знаний необходимо определить объем, параметры и уровень усвоения знаний.

Отметка "5" ("отлично") выставляется ученику за полный, правильный и обоснованный ответ в письменной или устной форме. Полным ответом считается теоретически правильный и логически обоснованный ответ, в котором ученик использовал полно и глубоко известные ему фактические знания, выявил способность самостоятельно выполнять операции сравнения и анализа выученных положений, делать выводы и обобщения с четкой их формулировкой, показал умение уверенно использовать усвоенные способы действия в новых ситуациях - типичных, вариативных или нестандартных.

Отметка "4" ("хорошо") - показатель хорошей успеваемости. Ее выставляют за правильный, обоснованный ответ, из которого видно, что ученик понимает теоретический материал (его полноту, глубину, систематичность, системность и др.) и владеет навыками и умениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности, допуская при этом некоторые несущественные неточности.

Отметка "3" ("посредственно") - показатель удовлетворительной (посредственной) успеваемости. Она свидетельствует о том, что знания имеют разрозненный, фрагментарный характер, что учащийся способен воспроизвести определенную сумму фактических знаний (иногда не осознавая в целом их глубины, системности, обобщенности) и применять усвоенные способы действий в стандартных условиях по образцу.

Отметка "2" ("плохо") выставляется за неправильный ответ, который не отвечает содержанию выученного материала и свидетельствует о непонимании его основных положений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.