Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый этап 7 страница




Отметка "1" ("очень плохо") выставляется ученику, отказавшемуся отвечать.

Такая характеристика системы оценивания носит общедидактический характер. На ее основе разработаны конкретные критерии оценок по каждому учебному предмету (примерные нормы оценок), которые учитывают и отображают содержание и специфику предмета. Эти примерные нормы оценок основных знаний, умений и навыков включены в содержание учебных программ.

3. Методы контроля знаний и умений учащихся в начальных классах.

Методы контроля - это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

В практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений: устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных, практических, графических работ, текстовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Устная проверка знаний учащихся

Устный опрос самый распространенный и один из наиболее эффективных методов контроля знаний учащихся. Применяется при изучении почти всех предметов и на всех этапах обучения. Суть его состоит в выявлении уровня знаний ученика путем прямого контакта с ним во время проверочной беседы (индивидуальная, групповая или фронтальная форма опроса).

В педагогической литературе выделяются следующие этапы устного опроса: постановка учителем вопросов (заданий) с учетом специфики предмета и требований программы (предлагаются как отдельному ученику, так и всему классу); подготовка ученика к ответу и изложение им своих знаний; коррекция и самоконтроль изложенных знаний по ходу ответа; анализ и оценивание ответа. Результативность опроса зависит от рационального осуществления каждого из указанных этапов.

Важный этап устного вопроса - подготовка ученика к ответу и изложению им своих знаний. Этот компонент включает в себя восприятие учеником цели проверочно-познавательной деятельности и планирование путей ее достижения (технологию ответа). Осознав цель, ученик актуализирует текущие знания (представления, факты, понятия, законы) и способы действий (разные по содержанию и характеру навыки и умения). Важные факторы составления ответа - внимание, которое концентрирует интеллектуальные и практические действия учения вокруг основной цели деятельности, и воля, которая обеспечивает высокий уровень целенаправленной познавательной активности. Неотъемлемым является также и оценочный компонент - внутренняя обратная связь, т.е. самоконтроль ученика, в ходе которого совершается саморегуляция его деятельности - соотношение полученной в процессе решения проверочного задания информации с тем опытом, которым уже владеет ученик. Таким образом, ответ ученика - это не только результат, но и сложный процесс, напряженный умственный труд.

Стремясь к разнообразию и определенной рационализации опроса учащихся, учителя часто применяют систему приемов уплотненного (комбинированного) опроса. Это одна из форм групповой проверки, когда учитель опрашивает четыре-пять учеников. Каждому ученику предлагается карточка с заданием и вопросом. Два-три ученика решают эти задания на классной доске, остальные за отведенными для этого партами выполняют задания на листах бумаги. В это время ученики всего класса выполняют это задание в тетрадях, либо учитель проводит фронтальный опрос или использует это время для проверки домашнего задания.

 

 

Письменная проверка знаний учащихся

Сущность письменной проверки заключается в выявлении знаний и умений учеников с помощью самостоятельных письменных или графических работ. Виды и характер письменных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета. В учебных программах определено количество письменных проверочных работ.

Для письменных проверочных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний фактического материала по определенной теме или разделу, так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умений учеников думать самостоятельно, делать выводы, решать проблемы, творчески использовать знания и навыки.

С целью предупреждения перегрузки учащихся необходимо составлять график проведения письменных работ всех видов для каждого класса и на каждую четверть. При этом нужно следить, чтобы письменные работы охватывали все предметы, равномерно распределялись на протяжении четверти, а не проводились только в ее конце.

Графическая проверка знаний учащихся

Важным и интересным видом проверочных заданий являются графические задания. Ответом ученика в этом случае служит составленная им обобщенная наглядная модель, которая отображает определенные отношения, взаимосвязи в изученном объекте или их совокупность. Это может быть графическое изображение условия задачи, рисунки, чертежи, схемы, таблицы. Эффективность метода графической проверки зависит от правильной постановки соответствующих заданий перед учащимися. Наибольшее значение имеют схемы и схематические рисунки. Их специфика заключается в выделении и графическом представлении самых существенных особенностей изученных объектов, в обобщении их путем создания наглядного образца. Графическая проверка может выступать как самостоятельный вид и может входить как органичный элемент в устную или письменную проверку.

Проверка знаний учащихся с помощью практических заданий

Практические задания направлены на проверку умений и навыков учащихся проводить определенные исследования, наблюдать процессы, производить измерения с помощью различных приборов, практически выявлять свойства и признаки предметов, выполнять соответствующие трудовые операции с материалами, аппаратами, инструментами. Конкретная работа с предметами и объектами материального мира стимулирует интерес учеников к знаниям, и контроль не вызывает при этом особых волнений, переживаний.

Практические умения и навыки проявляются в любых учебных действиях школьников. Поэтому установить качество их усвоения можно не только по результатам практических работ, но и постоянными наблюдениями учителя за выполнением учебных действий и операций. Форма практической проверки может быть индивидуальной или фронтальной.

Формирование самоконтроля и самооценки

Самоконтроль с процессе проверки знаний и умений школьника означает осознанную регуляцию им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые соответствовали бы поставленным целям, предъявленным требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля состоит как в предотвращении ошибок, так и в их исправлении. Обязательный компонент учебной деятельности - контрольные действия, с помощью которых ученик сопоставляет процесс и результат своей деятельности с ее оценками и требованиями к ней.

Важным показателем сформированности контрольных действий, значит, и самоконтроля является осознание учащимися правильного плана деятельности (стратегии решения задания) и ее операционного состава, т.е. способа реализации этого плана. Здесь применяют коллективные (фронтальные) проверки в сочетании с контролем со стороны учителя. В таких условиях под руководством учителя осуществляется разбор выполненного на доске упражнения, решенной задачи, выявляются допущенные при этом ошибки, осуществляется коллективное их исправление.

В процессе обучения очень важно знакомить учащихся с целью предстоящей работы, требованиями к ней, способами ее выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования. Следует при этом учитывать, что если каждый раз указывать на типичные ошибки, то учащиеся перестанут различать правильные и неправильные образцы, особенно на первых порах обучения.

Важную роль в процессе самоконтроля играют педагогическая оценка и самооценка. От адекватности последних зависит способность ученика находить ошибочные действия, предупреждать их появление и таким образом повышать результативность самоконтроля.

Самооценка ученика в учебно-познавательном процессе - это критическое отношение его к своим способностям и возможностям и объективное оценивание собственных успехов в учебе. Самооценку следует ставить в прямую зависимость от возрастных изменений учеников. Так, младшие школьники чаще оценивают не столько результаты своей деятельности, сколько другие свои заслуги, достоинства (внешний вид, отношение учителя к себе, аккуратность, старательность и др.). С возрастом они с большей определенностью различают свои действительные успехи и те, каких могли бы достичь. Таким образом, самооценка ученика поддается влиянию, коррекции и изменению, она может формироваться извне.

При формировании самооценки необходимо исходить из того, что она складывается постепенно, под влиянием двух основных факторов: оценивания учителем успехов учебной работы учащегося и сопоставлении результатов его собственной деятельности с результатами деятельности товарищей.

 

 

4. Педагогическая оценка в практике начального обучения.

Педагогическая оценка отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции более сложны и многообразны.

Психологический смысл и социальная сущность отметок выражается с первых дней пребывания ребенка в школе. В начале дети не осознают роль отметки в социальной жизни класса и дома. Но со временем начинают понимать зависимость своего положения от результатов учебного труда, от отметок, от возрастания роли учебной деятельности в своей жизни. Чем глубже осознает ребенок возможность учения, тем большее влияние оказывают на него успехи и неудачи, т.к. в классе и дома создается общественное мнение о нем. Это влияет на взаимоотношения детей в классе, создаются конфликтные ситуации дома, дети приучаются смотреть друг на друга сквозь призму отметок. Особенно возрастает степень конфликта вокруг ребенка при наличии стабильных "двоек".

 

Причины неуспеваемости

 

Для школьника характер социальных отношений имеет жизненный смысл. В классе и дома от ученика требуют хороших отметок, а взамен гарантируют улучшение отношений и обогащение жизни. Тем самым отметка, по выражению В.А.Сухомлинского, превращается в идола. И ребенок старается учиться не для личной радости, а для отметки. В результате этого отметка постепенно становится регулятором социальных отношений в жизни школьника, регулятором его учебной деятельности.

В 1-2 классах дети отметку связывают со своим прилежанием, а не результатом учебной деятельности, и они не "гонятся" за отметками. Но с 3 класса появляется тенденция учиться ради отметки, которые нужны для упрочения своего положения в классе, а лишь потом - как показатель знаний. В этих условиях отметки выполняют функции принуждения, поощрения.

Эмоциональную окрашенность отметок показал А.В.Петровский:

- "торжествующая" пятерка;

- "обнадеживающая" четверка;

- "равнодушная" тройка;

- "угнетающая" двойка;

- "уничтожающая" единица.

Существуют страхи оценок. При малейшем волнении у двоечников появляются провалы в памяти. Однажды полученная двойка может подорвать веру в себя, убить собственное "я". Ребенок хочет хорошей оценки ("рабство"), однако страшно боится плохой. После каждой очередной неудачи возрастает вероятность следующей. Страх ведет к тому, что он начинает пропускать занятия. Искажается восприятие личности учителя, ему приписываются различные недостатки, появляются прозвища. Обычные требования воспринимаются как "давление". Возникает внутренний конфликт, обиды, уход в себя. Так появляется "хронический двоечник" и хронический неудачник ("обученная беспомощность").

Учитель всегда должен помнить о том, что, выставляя отметку, он должен обосновать ее, показать ее правильность и объективность. Отметка отражает уровень знаний, умений и навыков, а не забытую дома тетрадь или тапочки, не опоздание или шалость на уроке. Это задевает личность ребенка, а постоянные "двойки" приводят к тому, что школьник привыкает к "двойкам", отметки для него теряют силу.

По убеждению В.А.Сухомлинского, жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости и бодрости. Ни в коем случае нельзя держать ребенка в состоянии страха перед отметкой, учителем, классом и родителями. Под влиянием страха он в течение нескольких лет не может нормально развиваться. Так отметка становится для него или радостью, или горем.

Выставляя отметку, учитель должен помнить о динамике развития ребенка. Каждый ребенок - неповторим. Основным принципом оценивания является принцип индивидуального развития. Известное правило И.Г.Песталоцци гласит: "Никогда не сравнивайте ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой".

Для дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам начальных классов эффективны следующие условия и приемы контроля и оценивания: при опросе не торопить с ответом, создавать атмосферу доброжелательности, применять приемы, облегчающие воспроизведение выученного материала, например, во время опроса разрешать пользоваться планом ответа, составленным дома, или опорными схемами. Так, учительница начальных классов С.Н.Лысенкова считает, что если ученик, отвечая на вопросы учителя, использует (читает) схему, то это снимает скованность, страх, и он не боится высказать свои мысли по заданному вопросу. Схемы становятся алгоритмом рассуждений и доказательств.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что индивидуализация проверки и оценивания знаний учащихся призвана дать каждому ученику возможность познать радость труда, радость успеха в учебе. Эта мысль должна удерживать учителя от выставления плохих оценок; следует оценивать только положительный результат умственной деятельности учеников. Основной оценкой деятельности учителя В.А.Сухомлинский считал успех, достигнутый в учении. "Есть успех - есть и желание учиться", - вот формула любого обучения.

Ш.А.Амонашвили создал такую организацию обучения, при которой необходимость в оценке отпала. Исследования Ш.А.Амонашвили доказали, что отношение учащихся к учению зависит от характера процесса обучения, от отношений между педагогом и учащимися, от способов организации учебного материала и учебно-познавательной деятельности школьников. На этой основе разработана оценочная система, при которой содержательная оценка включается в учебную деятельность школьника как ее регулятор. Содержательная оценка предлагает: 1) во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как к личности; 2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если они не дали положительного результата); 3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; 4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: "Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас". Далее непременно следует указать на то, как именно можно добиться ликвидации ошибок. Оценка должна звучать так даже тогда, когда результат работы ребенка отрицателен. Таким образом, обучение в начальных классах, совершенствуясь на содержательно-оценочной основе, несет ребенку никаких баллов за успехи или неудачи.

Педагогическая оценка в начальной школе формирует мотивы учения, является важным инструментом влияния на личность. Она применяется как средство воспитания учащихся, формирования у них самостоятельности, организованности, добросовестности, дисциплинированности, чувства ответственности перед учителем и классным коллективом. На основе оценки создается адекватная самооценка, критическое отношение к своей успеваемости. Учителю надо помнить всегда: его оценка является для школьника регулятором личной и социальной жизни!

 

Лекция 11.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

 

План: 1. Понятие умственного развития.

2. Различные подходы к обоснованию критериев умственного развития.

3. Пути обучения мышлению (методические рекомендации).

 

1. Понятие умственного развития.

Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.

Мыслить - значит действовать! Экспериментально была доказана идея, высказанная еще И.Кантом: "Мы не можем мыслить линии, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружности, не описывая ее". Мыслить - значит воспроизводить, строить предмет. Такое действие построения и преобразования мысленного предмета является актом человеческого понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Поэтому мышление принято рассматривать как процесс решения познавательных задач.

Думает и мыслит каждый человек по-своему: один понятиями, другой образами. Еще И.П.Павлов различал на этой основе "мыслителей", "художников" и смешанный тип людей. Независимо от этих особенностей мышление в своем развитии движется от наглядно-действенного и наглядно-образного (дошкольный возраст) к абстрактному, словесно-логическому (школьный возраст). Естественно, что границы эти подвижны и зависят от характера и качества обучения, которое "ведет за собой" развитие. Данное положение Л.С.Выготского имеет методологическое значение для понимания детского мышления.

В младшем школьном возрасте при выполнении ребенком деятельности происходит взаимодействие трех основных видов мышления. Данные виды мышления образуют единый процесс познания реального мира.

Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Наглядно-образное мышление начинает воспроизводить действия детей без опоры на реальные вещи, т.е. на уровне представлений. Это облегчается, если действия совершаются с заместителями - моделями реальных предметов. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие, что впоследствии ведет к обобщениям, способствует лучшему усвоению понятий, формирует умственную деятельность.

Если мышление дошкольника ориентировано на реальные свойства вещей, открывающиеся в личном опыте, то мышление школьника направлено на поиск признаков, указанных в определении понятия, в правиле и т.п. Именно формулировка понятия, правила, т.е. форма изложения знаний о предмете, а не сам предмет и действия с ним определяют собой содержание мышления и его возможности.

 

 

Мышление влияет на развитие речи. Так, словарь трехлетнего ребенка включает от ста до тысячи слов. У ребенка 4-5 лет - от 1000 до 4000 слов. У дошкольников 6-7 лет - от 3000 до 7000 слов. У десятилетнего ребенка, переходящего из начальных классов в среднее звено школы, - от 7000 до 12000 слов. У ученика 8-го класса (в конце года) - от 15 до 45 тысяч слов. К концу десятого - от 25 до 60 тысяч слов. Ежедневно в начальных классах словарь ребят обогащается в среднем 4- 5 словами, в средних классах - 5-7 словами, и у старших - 7-10 словами. По данным филологов, до 4-го класса лишь половина новых слов входит в словарь учеников через уроки русского языка и литературы.

Основными компонентами умственного развития являются: 1) обученность как фонд усвоенных знаний; 2) обучаемость как способность к их приобретению.

1) Обученность как показатель усвоенных знаний - определяется качествами ума, общими умственными способностями к усвоению знаний. Показателем будет являться развитие интеллекта и других особенностей психики учащихся: внимания, памяти, мотивов, черт характера и т.д.

2). Обучаемость как способность к обучению - связана с возможностью учащегося извлекать из учебного процесса необходимую информацию, опыт, культуру учения, труда и т.д. (Обычно выделяют высокую, среднюю и низкую обучаемость.) Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания и оперирует ими в новых условиях.

Обученность и обучаемость протекают в деятельности ученика и проявляются сквозь призму свойств его личности, т.е. через личностные параметры умственной деятельности (функции мышления, виды обобщения, способы и уровни отражения действительности, речевая деятельность). Эти параметры выражены через психологические показатели:

1. Умственная работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении работы. Умственная работоспособность проявляется через призму свойств личности. Немаловажным здесь является отношение самих учащихся к умственной деятельности и характер самой деятельности (например, интересная работа повышает показатель работоспособности). Здесь наблюдается взаимосвязь между обучением, умственной работоспособностью и успеваемостью.

2. Учебно-познавательная мотивация.

3. Самооценка результатов своего труда, своих возможностей, своего положения в коллективе.

Выделяют уровни мыслительной деятельности, критерием которых служит степень самостоятельности отражательных процессов:

1 уровень - репродуктивный,

2 уровень - конструктивный,

3 уровень - творческий.

Этапы формирования мышления учащихся взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний: от репродуктивного через конструктивный - к творческому уровню. Умение видеть новое в неизвестном, использовать старые знания в новых ситуациях и с новыми целями - формируют творческое мышление.

 

2. Различные подходы к обоснованию критериев умственного развития.

Существует много подходов к раскрытию общих показателей в умственном развитии учащихся.

Л.С.Выготский показателями (критериями) умственного развития дает:

а) степень обобщенности, абстрагированности понятий;

б) степень включения их в систему.

Высший уровень умственного развития - установление взаимосвязи между различными понятиями.

Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считает наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с ее компонентами.

Л.В.Занков уделял внимание общему развитию учащихся. Здесь выделяются три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Учащийся должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Процесс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.

По мысли Е.Н.Кабановой-Меллер, важным показателем умственного развития учащихся является пользование рациональными приемами умственной деятельности (абстрагирование, установление различных соотношений в заданном материале и т.д.)

Критерии умственного развития по Н.Д.Левитову:

1) самостоятельность мышления;

2) быстрота и прочность усвоения учебного материала;

3) быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач;

4) глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений;

5) критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.

Развитое мышление, по мнению П.П.Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. Низкий уровень развития мышления ведет к тому, что школьник заучил материал, а выделить в нем главное, сопоставить факты, обобщить, доказать не умеет.

И.А.Менчинская дает такие особенности мыслительной деятельности, как:

1) быстроту усвоения;

2) гибкость мыслительного процесса;

3) тесную связь наглядных и отвлеченных компонентов мышления;

4) различный уровень аналитико-синтетической деятельности.

Критерии развития мышления по Ю.К.Бабанскому:

1. Степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности.

2. Степень владения оперативными приемами мыслительной деятельности, умения производить рациональные действия по применению их в учебном и внеучебном познавательном процессах.

3. Степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации и на другие предметы.

4. Степень сформированности различных видов мышления, а также состояния мышления в процессе перерастания одного его вида в другой.

5. Величина тезауруса, т.е. запаса знаний, их системность, появление новых способов усвоения знаний.

6. Состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и т.д.

7. Степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях.

8. Способность учащихся усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.

Однако все исследователи сходятся в своих мнениях в том, что важнейшими показателями умственного развития являются качества умственной деятельности, которые проявляют себя через:

а) любознательность (стремление узнать все новое);

б) пытливость (стремление к анализу объекта мышления, к выявлению причин);

в) глубина (стремление и способность вскрыть существенные стороны и особенности объекта мышления);

г) гибкость и подвижность (умение быстро устанавливать новые связи, сочетания);

д) логичность (строгая последовательность в умозаключениях и суждениях);

е) доказательность (строгая обоснованность мышления);

ж) критичность (строгий контроль за ходом мышления) и т.д.

 

3. Пути обучения мышлению (методические рекомендации).

Развитие - один из необходимых результатов любого педагогически разумного обучения. Однако развивающий эффект обучения может быть весьма различным. В любом случае мышление определяет развитие личности, то есть все психические процессы подчинены логике формирования процессов мышления. Можно сказать, каково мышление младшего школьника, такова его психика.

В школьном обучении ребенок впервые сталкивается с принципиально новым для него типом знания - понятием, которое становится ведущим в его учебной деятельности. Если дошкольник решал разнообразные практические или игровые задачи в чувственно-житейской форме, то школьнику все чаще приходится сталкиваться с научными понятиями. Это обстоятельство ускоряет развитие мышления от наглядно-образного к словесно-логическому.

В центре учебной деятельности младшего школьника - его учебная задача, результатом ее решения является теоретическое понятие об определенной области действительности (величина, фонема, число, морфема) и одновременно способ решения всех конкретно-практических задач, связанных с этим понятием. Перед учителем ставится задача обучить детей самим приемам умственной деятельности (умственным действиям). Поэтому учение представляет собой процесс одновременного накопления знаний и владения приемами оперирования ими. Овладение приемами умственной деятельности происходит через:

а) ознакомление учащихся с ними;

б) упражнение - применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале;

в) перенос - использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности таков: усвоение содержания приема - самостоятельное его применение - перенос в новую ситуацию.

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний ("Пустая голова не рассуждает", - П.П. Блонский). В процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить "сумму знаний", но сформировать у него, насколько это возможно, на доступном ему уровне, систему взаимосвязанных знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Здесь цель обучения решает две главные задачи:

а) сообщить ребенку доступные ему сведения, накопленные человечеством в разных областях знания;

б) развить его ум, его мышление. ("Ум - это хорошо организованная система знаний", - К.Д.Ушинский).

Условиями умственного развития являются:

1) Развитие должно исходить из достигнутого уровня каждого учащегося.

2) Необходимо выявить этот уровень у каждого ребенка.

3) Индивидуализация обучения.

4) Развивающие задания с оптимальными трудностями, которые должны формировать рациональные умения умственного труда (при соответствующих средствах обучения).

5) Усвоение знаний в систематическом порядке.

6) Знания должны взаимодействовать с жизнью, с практикой.

Также необходимым условием умственного развития является формирование теоретического мышления, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. Образование понятий и обобщений должно идти через непроизвольное запоминание, которое в свою очередь позволяет входить в мир научных знаний легко и свободно. Оно позволяет мышлению окрепнуть, стать, как принято говорить, на ноги. Это одновременно и путь совершенствования самой памяти, формирование ее механизмов.

Программа I класса еще не предусматривает теоретическое изучение правил, все познается на основе практических действий, выводы и обобщения делаются в результате многократных наблюдений, сравнений. Для ребенка естественно: знать - значит уметь, потому, что знание получено с помощью его собственных действий, анализа предмета. Главное, чтобы все действия ученик выполнял осмысленно, не повторял механически. Осмысленность здесь будет зависеть от активности в обучении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.