Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения и термины для научных методов

Концепция от латинского (conception) – система принципов, взглядов, понимания процессов и явлений окружающего мира.

- единый определяющий замысел, ведущая мысль художественного произведения или научного труда.

 

Естествознание – система знаний о природе, отрасли наук изучающих окружающий мир как он есть, в его естественном состоянии. К естественным наукам относятся; физика, химия, биология, астрономия, науки о Земле, психология, технические и технологические науки. Математика является языком естественных наук, многие ее разделы созданы для описания проблем, задач и целых отраслей естествознания. В последние годы, благодаря появлению и повсеместному использованию компьютеров, математика также активно используется в гуманитарных науках.

Концепция естествознания – Результаты научных исследований, выраженные в виде научных теорий, законов, моделей, гипотез и эмпирических обобщений.

Культура – исторически определенный уровень развития человека и общества, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в созданных материальных и духовных ценностях, уровень развития науки, техники и технологий.

Гуманитарные науки – обращены к человеческой личности, к правам и интересам человека, изучают общество. Это философия, история, экономика, юриспруденция, этика, искусствоведение, литературоведение, филология, социальные науки.

Метод (от греческого methods – путь исследования или познания) – совокупность приемов, действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Научный метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического познавания действительности.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпирических и теоретических сторон, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эмпиризм (от греческого слова imperia – опыт) – философское учение, признающее человеческий опыт единственным источником знания; эмпирический – основанный на опыте.

Теория (от греческого theory – наблюдение, исследование) означает в науке:

1)обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества;

2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее.

К эмпирическим методам в естествознании относят: эксперимент, измерение, наблюдение, описание, сравнение.

Научные методы теоретического уровня исследований следующие:

1) формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

2) аксиоматизаци я – построение теории на основе аксиом, т.е. утверждений, не требующих доказательств;

3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

1) всеобщие методы, которые применяются во всех областях науки, других сферах человеческой деятельности;

2) конкретно-научные методы, применяемые в отдельных разделах науки.

Всеобщие методы:

1) анализ – разделение целостного предмета, явления на составные части: стороны, признаки, свойства или отношения с целью их всестороннего изучения;

2) синтез – соединение ранее выделенных частей предмета явления в единое целое;

3) абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств или отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений изучаемого объекта для их детального исследования

4) обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

5) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

6) дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

7) аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

8) моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал в наших исследованиях, по свойствам, важным для исследования;

9) классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствие с каким-либо важным для исследования признаком;

10) исторический метод – воспроизводится история изучаемого объекта с учетом всех мельчайших деталей и случайностей;

логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение, назначение курса, государственный стандарт | Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.