КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система земельного права
Принцип платности использования земель; Принцип приоритета особо ценных и особо охраняемых земель; Принцип пользования землей на основе различных форм собственности; Принцип рационального использования и охраны земли; 2) принцип сочетания частных и общегосударственных интересов при использовании земли; 6) принцип целевого назначения земли – земли могут использоваться только для целей, определенных их режимом, т.е. для нужд промышленности, транспорта, обороны, связи и др.; 7) принцип равноправного развития форм хозяйствования на земле – собственники, землевладельцы и землепользователи имеют равные права и обязанности (гл. 12 КоЗ). Принцип рационального использования и охраны земли является главенствующим принципом земельного права. Рациональное использование земли — это наиболее эффективное использование ее полезных свойств, обеспечение получения с единицы земельной площади наивысшего в сложившихся социально-экономических условиях развития общества количества качественной продукции при минимальных затратах и одновременном соблюдении требований по охране земель и проведении необходимых мероприятий по их защите. При этом средняя урожайность возделываемых культур реально должна соответствовать кадастровой оценке земли. Принцип рационального использования, охраны земель и улучшения их полезных свойств нашел закрепление в нормах ряда институтов земельного права, которыми регламентируются вопросы использования отдельных категорий земель. «Охрана природной среды, — устанавливает статья 55 Конституции Республики Беларусь, — долг каждого». Данный принцип закреплен в статье 5 Кодекса о земле 2008 г. в качестве первостепенной задачи правового регулирования земельных отношений. Кроме того, этот принцип проходит красной нитью практически через все нормы основного земельного Закона Республики Беларусь.
Требования рационального использования земли распространяются на все категории земель и не зависят от форм собственности на тот или иной земельный участок. Согласно Кодексу о земле Республики Беларусь (статьи 70 и 89), землепользователи обязаны эффективно использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности. Рациональное использование земли одновременно предполагает неразрывную взаимосвязь с ее охраной, которая включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Установления земельного законодательства, фактически провозглашая охрану земли в качестве одного из важнейших принципов земельного права, предполагают определенное ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Осуществляя свою хозяйственную деятельность на земле, каждый землепользователь, землевладелец, собственник земельных участков, арендатор обязан предусматривать эффективные меры по ее охране, а именно: рациональную организацию территории; восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель; мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников; консервацию деградированных сельскохозяйственных земель, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв; рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. Охрана земель должна осуществляться на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования.
Вторым важнейшим принципом земельного права является принцип сочетания частных и общегосударственных интересов при использовании земли. Согласно данному принципу, правовое регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Кому бы ни принадлежала земля, она всегда оставалась и будет оставаться национальным достоянием, и при ее использовании всегда будут учитываться как личные, так и общественные интересы. Реализация данного принципа сопряжена с установленными законодательством приоритетами охраны жизни и здоровья человека, в соответствии с которыми при осуществлении хозяйственной деятельности на земле должны приниматься меры, обеспечивающие как сохранение жизни человека, так и предотвращение негативного воздействия последствий этой деятельности на здоровье человека. В частности, статья 89 Кодекса о земле определяет, что для оценки состояния земель в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения и охране окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.
Важное место среди принципов земельного права занимает принцип владения и пользования землей на основе различных форм собственности. Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Кодекс о земле (статья 12) установил, что собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам. Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций. Иначе говоря, земельное законодательство Республики Беларусь закрепило принцип равноправного владения и пользования землей и упрочило таким образом правовое положение землепользователей. Введение в земельное законодательство данного принципа потребовало закрепления за субъектами земельных правоотношений в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков права «...самостоятельно осуществлять землепользование». Особо ценные и охраняемые земли являются главным богатством государства. В этой связи принцип приоритета сохранения особо ценных и особо охраняемых земель занимает одну из ведущих позиций в иерархии указанных принципов. Приоритет сохранения названных земель заключается в том, что сельскохозяйственные земли должны использоваться по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд должно производиться в исключительных случаях. В этой связи Кодекс о земле устанавливает дифференцированный подход к возможности такого изъятия в зависимости от показателей качества и ценности угодий, основанных на данных земельного кадастра. В соответствии со статьей 13 Кодекса о земле земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, а также земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств и международных организаций. Под несельскохозяйственные нужды, как правило, выделяются сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Согласно статье 38 Кодекса о земле, предоставление земельных участков для целей, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции, осуществляется либо из земель, не относящихся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, либо из менее продуктивных сельскохозяйственных земель или нарушенных земель.
Поскольку земли сельскохозяйственного назначения являются наиболее плодородными, то размещение объектов недвижимого имущества несельскохозяйственного назначения, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, допускается законодательством только при невозможности размещения этих объектов на земельных участках несельскохозяйственного назначения, непригодных для ведения сельского хозяйства и на сельскохозяйственных землях худшего качества. На охрану особо ценных земель направлен и Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Согласно Положению о порядке отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие, утвержденному данным Указом, перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в другие виды не допускается, за исключением случаев, установленных данным Положением. Принцип платности использования земель стал в числе приоритетных после завершения длительного исторического периода нашего государства, когда после Октябрьской революции 1917 г. землепользование было бесплатным. Его генезис связан с переходом преимущественно к экономическим методам управления земельными ресурсами, и любое использование земли должно осуществляться за плату. Согласно статьям 31 и 32 Кодекса о земле, в Республике Беларусь установлено платное пользование земельными участками. Формами платы за данные участки является земельный налог или арендная плата. При этом следует учитывать, что правовая природа того или иного вида платы за землю имеет существенные различия. Так, земельный налог представляет собой властное предписание государства. Он идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены соответствующим законом. Средства, поступающие за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, поступают в республиканский и местные бюджеты в соответствии с бюджетным и иным законодательством и расходуются на охрану земель и улучшение их полезных свойств, землеустройство, ведение государственного земельного кадастра, в том числе на кадастровую оценку земель, земельных участков, а также на материальное стимулирование землепользователей, строительство (реконструкцию, ремонт) объектов социальной инфраструктуры, финансирование работ (услуг), связанных с формированием и изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе с государственной регистрацией в отношении этих участков, и иные цели, предусмотренные законодательными актами. Граждане Республики Беларусь за земельные участки, находящиеся у них в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, уплачивают земельный налог. Юридические и физические лица, в том числе иностранные, лица без гражданства, иностранные государства за переданные им в аренду земельные участки уплачивают арендную плату. Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь в соответствии со статьей 32 Кодекса о земле определяется договором аренды земельного участка. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Два существенных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Для императивного метода (метод власти и подчинения) характерно то, что применение государственно-властных полномочий для приведения поведения участников требованиям, установленных законом. Правовое регулирование указанным методом осуществляется на основе организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов, с помощью которых один из участников этих отношений вправе воздействовать на другого. Данный метод применяется в процессе осуществления государственного управления земельным фондом (ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и т. д.), привлечения виновных лиц к ответственности и т. д. В случаях, когда нормы права не исполняются участниками отношений либо нарушаются их права и обязанности, применяется государственное принуждение путем привлечения виновных к юридической ответственности. Меры государственного принуждения могут применяться одной из сторон отношений, если она наделена таким правом по отношению к другой стороне, непосредственно и самостоятельно. В случаях, когда ни одна из сторон отношений не наделена правом применять меры принуждения к другой стороне, государственное принуждение может применяться судом. Диспозитивный метод (метод юридического равенства) основан на юридическом равноправии сторон, в том числе в области частной собственности и самостоятельности хозяйствования на земле. Он воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе самостоятельно принимать решения и таким образом определять модель своего поведения в рамках закона. Данным методом, например, регулируются отношения в области использования земель, возникающие между землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков и третьими лицами. Специфика метода правового регулирования земельных отношений заключается в том, что в нем органически связаны между собой императивные и диспозитивные начала. Наличие в земельном праве императивного и диспозитивного методов позволяет обеспечить в процессе регулирования земельных отношений рациональное сочетание частных и общегосударственных интересов.
Система земельного права – совокупность институтов и норм, связанных между собой. Земельно-правовые институты — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную, качественно однородную и относительно самостоятельную сферу земельных отношений; это система отношений или органов, закрепленная в земельном законодательстве. Система ЗП включает в себя 2 части: 1) общая: институты права собственности ( нормы которого регулируют отношения, связанные с государственной и частной собственностью на землю, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственности на землю, а также объем и пределы права собственности ),
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |