Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг земель

 

Интенсивный характер землепользования и особая роль земли как компо­нента природной среды определили потребность постоянного контроля за ее состоянием путем организации и ведения мониторинга земель.

 

Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды и представляет собой систему постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределе­нием земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения послед­ствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприя­тий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.

 

Объектом мониторинга земель являются земли Республики Беларусь, вклю­чая земли, расположенные в зонах радиоактивного и других видов загрязнения, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устра­нения последствий негативных процессов.

Организация проведения мониторинга земель осуществляется Госкомимуще­ством за счет средств республиканского бюджета.

Порядок проведения мониторинга земель и использования его данных уста­навливается Советом Министров Республики Беларусь.

Мониторинг земель осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных, утверж­денном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 386 [242] и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Наблюдения за состоянием земель и их изменением ведутся на землях сель­скохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса, землях лесного фонда, а также на других землях, определяемых Государственным комитетом по имуществу по согла­сованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Главная задача мониторинга земель — получение объективной и полной информации об изменении параметров состояния земель в региональном и ло­кальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных, главным образом антропогенных, воздей­ствий. В этой связи существенным моментом, который необходимо учитывать при организации мониторинга земель, является то, что все виды антропогенных воздействий имеют территориально выраженный характер и получаемые ре­зультаты наблюдений распространяются только на определенную территорию. За основную территориальную единицу мониторинга принимается тип (класс) земель.

Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет структуру системы мониторинга земель, которая включает разделы, различающиеся спецификой параметров и методов наблюдения, а также спосо­бы обобщения (оценки) данных.

Виды мониторинга:

1) мониторинг земельного фонда;

2) агропочвенный мониторинг;

3) мониторинг техногенного загрязнения земель.

В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель обобщается первичная информация, оценивается состояние земель, разрабаты­ваются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Результаты наблюдений оформляются в виде текстовых, табличных и графических материалов, ежегодно включаются в отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Мониторинг земель призван также обеспечить зако­нодательную и исполнительную власть, органы местного управления и само­управления, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведениями о состоянии земель в целях организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, свя­занных с землепользованием. Мониторинг земель ведется по единой для респу­блики методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивается проведением аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок, ис­пользованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюде­ний за процессами эрозии, потери гумуса, засоления, загрязнения биологиче­ски опасными, в том числе радиоактивными, веществами, переуплотнения и другими негативными изменениями качественного состояния земельных участ­ков, а также за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие. Работы, связанные с мониторингом земель, выполняют Госкомимущество и его органы на местах. Мониторинг состояния земель, выполняемый предприятия­ми, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, ведется по методикам и программам, утвержденным Госкомимуществом.

Мониторинг культур технического состояния земель включает периодиче­ский учет количественных показателей закустаренности (залесенности), каме­нистости, степени развития просадочных явлений, гидромелиоративной освоен­ности, границ и площадей контуров земельных угодий. Объектами мониторинга земельного фонда являются административные территориальные единицы (рай­он, область, республика), а также отдельные природно-сельскохозяйственные регионы. Основной единицей в системе оценки существующего уровня со­стояния земель является административный район. В качестве первоисточни­ков, содержащих сведения о наблюдаемом объекте, его общей площади, рас­пределении земель по видам землепользования, категориям земель, угодьям, о качественном состоянии и использовании, являются ежегодные отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель, составленные по установленной форме. Объекты наблюдений за состоянием земельного фонда подбираются с учетом природно-климатических условий и степени антропоген­ного воздействия на земли.

В содержание работ, связанных с наблюдением за структурой и динамикой земельного фонда изучаемого объекта, входит определение количественных показателей по видам землепользования, категориям земель, землевладельцам и землепользователям и угодьям. Для анализа динамики закустаренности (за­лесенности) земельных участков на подобранных участках наблюдений опреде­ляется степень закустаренности (залесенности) — процент покрытия площади участка проекцией крон кустарников (деревьев), средняя высота кустарников(деревьев) в метрах и средний диаметр стволов в сантиметрах на высоте 1,3 м.

В содержание мониторинга динамики каменистости земель входит опреде­ление показателей каменистости, степени покрытия поверхности камнями, среднего диаметра камней в сантиметрах и массы камней в килограммах. В содержание работ по выявлению динамики развития просадочных явлений в местах разработки месторождений полезных ископаемых входит нивелирование через 10 м точек прямолинейных маршрутов, намеченных от закрепленных в натуре реперных точек вершин участков и дополнительных точек на переги­бах поверхности. Для наблюдения за динамикой границ и плошадей контуров угодий применяется метод наземных или аэрофотосъемок через определенное число лет или метод «реперных» изменений.

Анализ статистических данных земельного фонда представляет собой наи­более сложный и ответственный этап мониторинга. Задача заключается в том, чтобы выявить и объяснить тенденции изменений количественных и качествен­ных характеристик земельных угодий, получить возможность правильного и научно обоснованного решения по предупреждению и устранению последствий негативных явлений. Сравнительный уровень использования и состояния зе­мель определяется коэффициентами в виде относительных величин: удельного веса, процентного содержания и т. д.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949 «О Национальной системе мониторинга окружаю­щей среды в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и допол­нениями) [243] данная система (НСМОС) включает мониторинг земель как организационно-самостоятельный и проводимый на общих принципах вид мониторинга окружающей среды. Виды мониторинга окружающей среды в со­ставе НСМОС базируются на следующих общих принципах:

— согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

— совместимости технического и программного обеспечения;

— достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды;

— согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окру­жающей среды (далее — пункты наблюдения НСМОС) для получения ком­плексной информации о состоянии экологических систем;

— обязательности ведения наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунктах на­блюдений, включенных в установленном законодательством порядке в государ­ственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

— комплексности обработки и использования информации о состоянии окру­жающей среды и о воздействии на нее природных и антропогенных факторов;

— доступе государственных органов, юридических лиц и граждан к инфор­мации о состоянии окружающей среды и о воздействии на нее природных и антропогенных факторов;

оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окру­жающей среды и о воздействии на нее природных и антропогенных факторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный земельный кадастр | Платежи за землю
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.