Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за нарушение земельного законодательства




 

Юридическая ответственность (англ. juridical responsibility) — это государ­ственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой сто­роной, государством и обществом. Она выражается в обязанности лица, совер­шившего правонарушение, претерпевать санкцию — меру ответственности, т. е. неблагоприятные последствия, установленные законом либо договором.

Виды ответственности:

- гражданско-правовая;

- земельно-правовая;

- административная;

- уголовная.

Для того чтобы то или иное деяние можно было считать правонарушением, оно должно характеризоваться совокупностью необходимых признаков, обра­зующих состав правонарушения. Система указанных признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Отсутствие в совершенном деянии хотя бы одного признака состава правона­рушения исключает возможность признания этого деяния правонарушением и привлечения к юридической ответственности лица, его совершившего.

Обязательными элементами состава правонарушения являются:

— объект правонарушения;

— объективная сторона правонарушения;

— субъект правонарушения;

— субъективная сторона правонарушения.

Объектом правонарушения являются те или иные общественные отно­шения, регулируемые правом. Объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области использования и охраны земель: право собственности на землю, порядок предоставления земельных участков и т. д.; права и законные интересы физических и юридических лиц: граждан Респу­блики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц Республики Беларусь, иностранных юри­дических лиц и их представительств, иностранных государств, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, междуна­родных организаций и их представительств. В качестве предмета посягательства выступает земля как природный объект и природный ресурс.

Объективная сторона земельного правонарушения выражается в действиях, нарушающих земельно-правовые предписания, причиняющих вред земле, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписа­ний. Действиями, нарушающими земельно-правовые предписания, являются:

— самовольное занятие земельного участка;

— размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объ­ектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

— использование земельного участка не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются, и т. д.

Многие земельные правонарушения определяются бездействием:

— невыполнением требований природоохранного режима использования земель;

— невыполнением условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и т. д.

Противоправное поведение посягает на установленный в государстве зе­мельный правопорядок. При этом противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма земельного законодательства. К числу основополагающих признаков объективной стороны земельного правонаруше­ния относится причинение вреда земле, землевладельцу или землепользователю, государству. При этом между нарушением закона и наступившими последствия­ми должна существовать причинная связь.

Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста, или юридическое лицо, обладающее деликтоспо-собностью. Субъектом земельного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Вместе- с тем в последнее время законодательство зна­чительно расширило круг возможных нарушителей земельного законодательства, прежде всего, за счет иностранных граждан, которые в соответствии с Инвестици­онным кодексом Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. [249], действующим Ко­дексом о земле, Законом «Об аренде» и другими нормативными правовыми актами становятся равноправными субъектами земельных отношений и, стало быть, долж­ны нести ответственность в случае нарушения ими земельного законодательства.

Субъективная сторона правонарушения — это вина, т. е. психическое от­ношение правонарушителя к содеянному. Субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Вина выра­жается в форме умысла и неосторожности. Признаками субъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения.

Одной из мер гражданско-правовой ответственности является возмещение вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства.

Вред, как правило, причиняется двумя путями:

1) приведением земель в состояние, непригодное для использования по основному назначению;

2) незаконным удержанием земельного участка (само­вольное занятие, несвоевременный возврат временно ис­пользуемых земель).

В обоих случаях землепользователь лишается возмож­ности использовать участок по назначению и несет убытки.

В первом случае, кроме того, он вынужден производить дополнительные затраты для приведения земель в пригод­ное состояние.

Возмещение вреда, причиненного землепользователю, производится в соответствии с общими принципами граж­данского права. В соответствии со ст. 933 ГК Республики Беларусь причинитель вреда обязан возместить его в полном объеме. Законом или договором может быть возложена обя­занность возмещения вреда на лицо, не являющееся при-чинителем вреда. Законом или договором может быть также установлена обязанность причинителя вреда выплатить по­терпевшему компенсацию помимо возмещения вреда.

Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создаю­щей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая про­должает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятель­ность. Однако в приостановлении или прекращении дея­тельности может быть отказано, если это противоречит государственным или общественным интересам.

Согласно ст. 952 ГК Республики Беларусь суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного граж­данином, в зависимости от его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен умышлен­ными действиями.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;

5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

6) самозащиты права;

7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

8) возмещения убытков;

9) взыскания неустойки;

10) компенсации морального вреда;

11) прекращения или изменения правоотношения;

12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

13) иными способами, предусмотренными законодательством.

Земельно-правовая ответственность — это вид юридиче­ской ответственности за нарушение земельного законода­тельства, который может применяться самостоятельно или как дополнительный вид ответственности к гражданско-право­вой, административной или уголовной. Земельно-правовая ответственность является эффективным видом юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, поскольку ее меры непосредственно воздействуют на зе­мельные отношения. Одной из наиболее важных и часто применяемых санкций в земельно-правовой ответствен­ности является изъятие земельного участка.

Принудительно изъять земельный участок, находящийся в собственности граждан и юридических лиц, можно за сле­дующие земельные правонарушения:

1) систематическое невнесение земельного налога в тече­ние сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;

2) использование земельного участка не по целевому назначению;

3) неиспользование по целевому назначению участка в течение определенного срока;

4) невыполнение требований природоохранного режи­ма использования земель;

5) использование земельного участка способами, при­водящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

Привлечение к земельно-правовой ответственности собственников земельных участков производится по ре­шению суда.

У землевладельцев и землепользователей земельный уча­сток может быть изъят за следующие правонарушения:

1) использование земельного участка не по целевому назначению;

2) нерациональное использование земельного участка, выражающееся для сельскохозяйственных земель в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

3) систематическое невыполнение мероприятий по ох­ране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли;

использование земельного участка способами, при­водящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

5) невнесение земельного налога в течение 2 лет подряд;

6) неиспользование в течение 6 месяцев юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и в тече­ние 1 года гражданином предоставленного земельного уча­стка. Указанные сроки отсчитываются со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регист­рации создания земельного участка и возникновения пра­ва на него;

7) совершение землевладельцем или землепользовате­лем сделок с земельным участком, запрещенных законо­дательством (договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков).

Следует отметить, что законодательством могут быть пре­дусмотрены и иные случаи принудительного изъятия земель­ного участка за нарушение земельного законодательства.

Изъятие земельных участков из права пользования и права пожизненного наследуемого владения производит­ся по решению органов, предоставивших эти земельные участки, а если эти участки предоставлялись областными исполнительными и распорядительными органами, Сове­том Министров Республики Беларусь, Верховным Советом Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь -по решению районных исполнительных и распорядитель­ных органов.

Привлечение к земельно-правовой ответственности яв­ляется крайней мерой воздействия на правонарушителя.

К земельно-правовой ответственности могут привле­каться как граждане, так и юридические лица, использующие земельные участки на законном основании, т. е. субъекты земельных правоотношений. Если земельный участок был самовольно занят, то здесь уже нельзя вести речь об изъя­тии земельного участка (лишении права на земельный уча­сток) за нарушение земельного законодательства, поскольку не было предоставления этого участка в предусмотренном законом порядке.

Административная ответственность за земельные пра­вонарушения конкретизирована в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь об административных правонару­шениях предусматривает административную ответствен­ность за следующие земельные правонарушения:

1) нарушение порядка использования земель, подверг­шихся радиоактивному загрязнению;

2) нарушение порядка использования земли и требо­ваний по ее охране;

3) порча земель;

4) самовольное отступление от схем или проектов земле­устройства;

5) уничтожение либо повреждение межевых знаков;

6) нарушение правил использования участков земель лесного фонда;

7) повреждение сенокосов или пастбищных угодий и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.