Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право государственной собственности на землю

 

Гос. собственность образуют все земли за исключением тех, которые переданы в частную собственность или в собственность иностранных государств и после этого не отчуждались обратно в собственность государства.

Отличительные особенности ГС:

1) в собственности гос-ва может находиться любое имущество, в т.ч. изъятое из оборота (заповедники, заказники) и ограниченное в обороте (земли обороны);

2) находиться большее количество земель, чем в частной; частная соб-ть на землю ограничена размерами ЗУ и кругом участников;

3) гос-во само устанавливает рамки своих прав собственника в законах и подчиняет им свою деятельность;

4) особое основания возникновения права соб-ти - государство было наделено земельной собственностью с установлением земельного строя.

 

Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

 

Владение землями, находящимися в собственности государства, осущест­вляется, как правило, юридическими лицами, которым земельные участки предоставляются для землепользования в соответствии с правовым режимом этих земель. Как собственник земли государство через соответствующие ор­ганы контролирует правомерность владения государственными землями. В частности, к компетенции специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время — Гос­комимущество) относятся: проведение единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального ис­пользования земель; государственный контроль за использованием и охраной земель; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; составление документов, удостоверяющих право на землю; землеустройство и оценка земель; подготовка материалов по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также по передаче земель в собственность юридических лиц; решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кроме того, государ­ство осуществляет контроль за использованием и охраной земель всеми земле­пользователями (статья 90 Кодекса о земле). Право владения государственными землями может быть прекращено по правилам, установленным самим госу­дарством, например, в случаях передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность граждан Республики Беларусь в соответствии со статьей 34 Кодекса о земле. Земельным законода­тельством государству предоставлено также право изымать земельные участки для государственных нужд (статьи 62 и 64 Кодекса о земле) и у нарушителей земельного законодательства (статья 67 Кодекса о земле).

Земли государственной собственности, не предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение и не переданные в частную собственность гражданам и юридическим лицам, переводятся в категорию земель запаса и вре­менно не используются. В соответствии со статьей 6 Кодекса о земле в состав земель запаса могут включаться неиспользуемые и изымаемые в установленном порядке у землепользователей, землевладельцев или собственников земельные участки. Земли запаса предоставляются с учетом их пригодности для различных целей в соответствии с Кодексом о земле. Их использование допускается после перевода и в другую категорию в соответствии со статьей 4 Кодекса о земле.

Пользование землями, находящимися в собственности государства, состоит в установленной законом юридической возможности хозяйственной либо иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и качеств для удо­влетворения государственных потребностей. Однако само государство пользование землей не осуществляет. Оно предоставляет такое право различным юридическим и физическим лицам: землепользователям, владельцам земельных участков и арендаторам. Государство закрепляет свои земли за различными сельскохозяйственными организациями, иными юридическими лицами на пра­ве пользования, а за дееспособными гражданами, изъявившими желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, — в пожизненное наследуемое владение или в аренду (статья 17 Кодекса о земле).

Распоряжение землями, находящимися в собственности государства, означает допустимую законом возможность определять юридическую судьбу земель. По общим правилам распоряжение землями, как и иным имуществом, осущест­вляет ее собственник. В силу установлений статьи 210 ГК (п. 3) распоряжение землей (как владение и пользование) и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Вместе с тем, согласно гражданскому законодательству (статья 213 ГК, п. 2), субъек­тами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Однако земельное законода­тельство Республики Беларусь, в отличие, к примеру, от аналогичного зако­нодательства Российской Федерации*, в прямой форме не закрепляет право государственной собственности на землю административно-территориальных единиц. В то же время местные исполнительные комитеты в соответствии со статьями 27—30 Кодекса о земле вправе принимать решения об изъятии и предоставлении земельных участков, передавать их в частную собственность гражданам Республики Беларусь, выкупать их у граждан, а также изымать для государственных и общественных нужд.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право собственности на землю | Право частной собственности на землю
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.