КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когнитивное научение. Научение путем инсайта
Импринтинг как вид перцептивного научения Подробно эти виды научения описаны З.А Зориной и И.И. Полетаевой в учебном пособии «Элементарное мышление животных» (2003), а также М.В. Топчий в учебном пособии «Зоопсихология и сравнительная психология» (2005).
Импринтинг — это наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни. Или форма облигатного научения (с обязательным присутствием в качестве важных составных частей элементов факультативного научения), при котором очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов, поэтому запечатление квалифицирую и как «перцептивное научение», направленное на распознавание «незнакомого» в дополнение к «знакомому» (то есть к врожденному узнаванию). Объектами запечатления являются: • родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида) • братья и сестры (детеныши одного помета) • будущие половые партнеры К второстепенным объектам можно отнести: • внешние признаки постоянных врагов • пищевые объекты • характерные признаки места обитания (рождения) Запечатление свойственно и зрелорождающимся, и незрелорождающимся детенышам. Разновидностью запечатления выступает половое запечатление. Главная особенность его заключается в том, что окончательный результат проявится с большой отсрочкой, поскольку животное учится распознавать отличительные признаки будущего полового партнера на раннем этапе постнатального развития. При этом запечатление типичных признаков полового партнера должно совершиться у детеныша в таком виде, какими они предстанут пред ним уже во взрослом, половозрелом состоянии. В основном половое запечатление наблюдается у самцов, причем запечатлеваются у них отличительные признаки их матерей в качестве «образцов» самок своего вида. Следовательно, на врожденное узнавание общих видотипичных признаков здесь путем облигатного научения (полового запечатления) накладывается распознавание видотипичных женских признаков. Так еще в раннем возрасте происходит объективизация будущего полового поведения. Речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. В результате этой оценки принимается наиболее подходящее решение. К таком типу научения можно отнести латентное научение, инсайт. Научение путем инсайта сходно с латентным научением в том, что при инсайте определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. Научение путей инсайта было открыто немецким психологом В. Келером в результате наблюдений над обезьянами, проведенных в 1917 году. Согласно взглядам В. Келера, у высших животных научение в большинстве случаев обусловлено не созданием механических ассоциаций между какими-либо стимулами или стимулом и реакцией, а скорее объединением опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы. В. Келер изучал, как высшие приматы - обезьяны выходят из ситуации, когда для достижения цели требуется предварительное действие, определенная подготовка (такие задачи похожи на арифметические задачи в два действия). Примеры 1. На некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку Опыты также показали, что обезьяны быстро находят решение: используют короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом уже с помощью последней достают банан. Причем происходит это не за счет перебора возможных вариантов (так называемого метода «проб и ошибок»), а благодаря «схватыванию», «пониманию» новых отношений, возможности для выполнения новых функций представить предметы в новых сочетаниях. 2. Некоторые обезьяны В. Келера даже «догадывались» вставить одну короткую Одна из обезьян Келера в эксперименте с недосягаемым для нее бананом сначала пыталась достать плод палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около нее предметы и вдруг быстро проделала логичную последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан. 3. Если к потолку в центре комнаты повесить что-нибудь привлекательное, а по
6
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |