Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический анализ процесса дрессировки

Навык как форма научения

В процессе эволюционного развития в поведении животных появляется новый компонент научения - навык. Навык - центральная, важнейшая форма факультативного научения. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что нельзя называть навыками любые связи, возникающие в индивидуальном опыте, так как при таком широком понимании понятие навыка становится расплывчатым. Способность к выработке навыков свойственна не всем животным, а проявляется лишь на определенном уровне филогенеза. В результате формирования навыка применяется врожденная двигательная координация (обычного поведения) в новой сигнальной ситуации или возникает новая (приобретенная) двигательная координация. В последнем случае появляются новые, генетически не фиксированные движения, то есть животное научается что-то делать по-новому. Решающее значение имеет успешность выполняемых движений и их подкрепление положительным результатом. При этом, по существу, неважно, строится ли научение на информации, полученной путем собственного активного поиска раздражителей, либо в ходе общения с другими животными, коммуникаций, куда относятся также случаи подражания или обучения (человеком - животного, взрослой особью - детеныша и т.п.).

Другой важнейший признак - это то, что навык формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке, при наличии которой навыки совершенствуются, при отсутствии - угасают, разрушаются.

Таким образом, навык - это способ поведения, возникающий в результате научения, закрепленный путем упражнения и повторения.

Навыки изучаются у животных при помощи специальных методов: «лабиринта», «проблемного ящика (или клетки)», «обходного пути» и т.д. При всех этих методах животное ставится в условия выбора сигналов или способов действия при решении определенной задачи.


 




Дрессировка - это процесс целенаправленного обучения животного человеком с целью выработать у него стабильно воспроизводимую форму поведения, связанную с реагированием на определенные сигналы, после восприятия которых животное воспроизводит заученные действия.

В отличие от научения путем оперантного обусловливания, при котором животному предоставляется максимальная возможность самостоятельно выбрать способ действия в ходе решения задач, при дрессировке навыки вырабатываются под целенаправленным воздействием человека и в соответствии с его замыслом. Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты, достигающие большой сложности. Выполняются они всегда в ответ на подаваемые человеком сигналы.

Подкрепление при дрессировке может быть как отрицательным (болевое воздействие за неправильное действие), так и положительным (пищевое подкрепление). Может применяться и смешанный метод, при котором неправильные действия наказываются, а правильные - поощряются.

В научных исследованиях широко пользуются разными формами дрессировки для изучения различных аспектов психической деятельности животных. Четкость условий, в которые ставится животное, и возможность точного учета сигнальных раздражителей (подаваемых экспериментатором сигналов) делают научную дрессировку незаменимой при изучении навыков животных.

Дрессировка — сложный процесс, она не является цепью условных рефлексов. Наибольшая трудность, с которой сталкивается исследователь - дать понять животному, что от него требуется, какие движения оно должно выполнить. Ожидаемые действия хотя и входят в видовой репертуар поведения, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях.

Детально теория дрессировки разработана зоопсихологом М.А. Герд. Согласно ее теории, процесс дрессировки делится на три стадии: наталкивания, отработки и упрочения.

Первая стадия - стадия наталкивания. Здесь решается задача - вызвать впервые ту систему движений, которая нужна человеку, «натолкнуть» животное на ее выполнение. Это достигается тремя способами:

- путем непосредственного наталкивания (например, животное заставляют следовать за пищевым объектом);

- косвенного наталкивания: провоцируются движения, непосредственно не направленные на приманку, но обусловливаемые общим возбуждением животного (так формируются преимущественно манипуляционные действия, выполняемые конечностями: обхватывание, перенос, удары или царапанье лапами и т.д.). Например,


для циркового номера «раскатывание ковра лисицей» дрессировщик поддразнивает ее куском мяса, но не дает схватить его. Все случаи прикосновения к ковру закрепляются кусками пищи. В результате этого лисица все чаще будет обращаться к ковру, и, наконец, появятся нужные дрессировщику движения лапой по ковру.

- сложное наталкивание, при котором у животного вначале вырабатывают сложный навык, а затем изменяют ситуацию, заставляя его по-новому применять выработанное умение. Например, балансирование мячом на кончике носа вырабатывается у морских львов после того, как они научились сбрасывать его в руки дрессировщику. Убирая руки из поля зрения зверя, пряча их за спину, дрессировщик заставляет его несколько задерживать мяч на кончике носа, поскольку подкрепление (рыба) будет получено животным лишь после того, как мяч окажется в руках человека. Путем обильного подкрепления постепенно увеличивается длительность удержания мяча, и в конечном итоге получается цирковой номер.

Вторая стадия - стадия отработки — этап, на котором совершается отсечение лишних движений, далее — отшлифовка первичной, еще несовершенной системы движения и, наконец, выработка удобной сигнализации, с помощью которой в дальнейшем дрессировщик управляет поведением животного. Усилия дрессировщик направлены на упразднение ориентировочных реакций, движений, обусловленных страхом, и других помех, а также на упорядочивание последовательности, направленности и длительности вырабатываемых движений. Необходимо также заменить реакцию на пищу реакцией на подаваемый дрессировщиком сигнал (например, звук свистка). При этом вновь используются некоторые приемы наталкивания. Например, чтобы отшлифовать у медведя удерживание бутафорного «торта», используется «дробное» наталкивание (приманивание): дрессировщик поднимает пищевую приманку на нужную высоту и относит ее чуть вбок, в результате чего коробка, которая раньше прижималась медведем к низу живота, поднимается им на уровень груди и немного в сторону. Это правильное положение фиксируется минимальным или средним подкреплением. Равным образом правильная осанка медведя фиксируется приманкой, удерживаемой над его головой, и т.д. С помощью наталкивающих воздействий производится и выработка искусственной сигнализации.

Третья стадия - стадия упрочения — характеризуется усилиями дрессировщика, направленными на закрепление выработанного навыка и надежность его воспроизведения в ответ на подаваемые сигналы. Дробное наталкивание применяется на этой стадии крайне редко, а пищевое подкрепление осуществляется уже не после нужно элемента навыка, а преимущественно после целого комплекса выполненных движений. Кормление производится реже, но более крупными порциями. Выработанные в результате навыки приобретают стереотипную форму, при которой конец одного действия может послужить сигналом к началу последующего.

Таким образом, произведенный М.А. Герд анализ дрессировки показывает сложность, гетерогенность, и многоплановость поведения животных при выработке у


 




них искусственных навыков. Не менее сложная картина обнаруживается и при формировании навыков у животных в естественных условиях. Об этом всегда следует помнить при ознакомлении с лабораторными экспериментами, где предельное искусственное упрощение и схематизация форм поведения животных являются залогом успеха научного исследования.

Контрольные вопросы

1. Что такое индивидуально-приспособительная деятельность животного?

2. На чем основаны классификации видов научения?

3. Дайте определение понятиям «облигатное обучение» и «факультативное обучение».

 

4. Что такое классический условный рефлекс? Что такое инструментальные условные рефлексы?

5. Что такое оперантное обучение? Что такое импринтинг?

6. Дайте определение понятию «латентное научение».

7. Каков механизм научения путем инсайта?

8. Какие условия необходимы для выработки навыков у животных?

9. На какие стадии, согласно теории М.А. Герд, делится процесс дрессировки?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение процесса научения | Политическая идеология. Основные современные идеологические концепции и доктрины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.