Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ввод числовых данных с клавиатуры




Оператор присваивания

Присваивание является наиболее часто употребляемым оператором языка. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией.

Структура (внешний вид, строение) оператора присваивания:

Переменная:= Выражение;

:= ’ – символ присваивания, принятый в языке PASCAL.

Выполнение оператора: сначала вычис­ляется Выражение, после чего Переменной присваивается вычис­ленное значение.

Используя оператор присваивания, необходимо следить за тем, чтобы переменная и результат вычисления выражения были одного ти­па. Из этого правила есть исключения, например, разрешено присваивать переменной вещественного типа целое значение; переменной же цело­го типа присваивание вещественного значения запрещено.

Пример 4.1. Правильная запись операторов присваивания:

а:= 1.38;

maximum:= c;

y1:= sin (x+1);

z:= a * 2 – exp (y + 2.5);

gamma:= 'a';

tt:= p and r or q;

Между символом операции присваивания ’ := ’ и обычным матема­тическим знаком равенства есть существенное отличие. Знак ’=’ в математике используется в смысле «равно». Поэтому матема­тическая запись x = x+1 означает неверное равенство, в то время как запись оператора x:=x+1 является правильной и означает: к текущему значению пере­менной x прибавить 1 и результат записать опять в переменную x. Таким образом, после выполнения этого оператора значение переменной x будетуве­личено на единицу.

 

Для задания переменным их числовых значений допустимо ис­пользовать операторы присваивания. Однако в этом случае программа может быть выполнена только с одним единственным набором данных. Ценность такой программы невелика.

Для того чтобы сделать программу универсальной, необходимо использовать процедуру ввода read ([риид] – читать), обращение к которой имеет вид:

read (имя1, имя2,...),

где имя1, имя2,... – список имен переменных, разделенных запятыми (список ввода).

Выполнение операции ввода. Как только в программе встречается процедура Read, выполне­ние программы приостанавливается и она ожидает ввода с клавиатуры числовых значений переменных. После окончания операции ввода выполнение программы будет продолжено. Таким образом, программист может в любой момент ввести необходимый ему набор данных.

Данные должны вводиться в том порядке, в каком расположены соответствующие им имена переменных в списке ввода, и отделяться друг от друга пробелами или нажатием клавиши <Enter>. Признаком окончания ввода также является нажатие клавиши <Enter>.

Пример 4.2. Пусть переменные a, b и c должны получить значения 0.5, 20.2, 6.2 соответственно. Процедура ввода будет записана в прог­рамме так :

read(a, b, c),

а численные значения должны быть введены в последовательности

0.5 20.2 6.2 <Enter>.

Если вновь запустить программу на исполнение, то можно ввести любые другие значения переменных a, b и c.

Если некоторая переменная описана в программе как веществен­ная, а её значение является целым числом, то можно вводить число и как целое, и как вещественное, при этом целое будет преобразо­вано в вещественное. В то же время преобразование вещественного в целое при выполнении ввода не производится. Точно такое же правило действует при выполнении оператора присваивания.

Существует также процедура ввода, которая записывается как

readln (имя1, имя2,...)

(читается [риидлн], ln – сокращение слова line – строка, линия). Внешне выполнение обеих процедур выглядит одинаково. Однако, их внутренняя реализация имеет принципиальное отличие. Дело в том, что при нажатии клавиши на клавиатуре, в том числе и клавиши <Enter>, код клавиши заносится в специальный буфер ввода, а его обработка осуществляется после нажатия <Enter>. При обработке процедура read оставляет коды клавиши <Enter> в буфере, а readln их из буфера считывает. Таким образом, оставленные процедурой read в буфере коды клавиши <Enter>, в дальнейшем могут быть считаны процедурой readln без нажатия соответствующей клавиши пользователем. Эта ситуация приведет к неправильной работе программы, если пользователь будет использовать процедуру readln для временной приостановки выполнения программы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.