Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция администратора БД




Общий интерфейс между пользователем и БД.

При его наличии пользователь не может обновлять, хранить и использовать данные независимым образом. Каждый пользователь обязан делить это централизованно в соответствии с требованиями и в интересах организации, владеющей базой. Общий интерфейс способен обеспечить целостность и секретность данных.

Администратор БД – это лицо или группа лиц, на которых возложена ответственность за управления средствами БД организации. Администратор отвечает за проектирование базы, её внедрение, обновление, если необходимо – за реорганизацию, а также за анализ потребностей пользователей, их консультацию и общение.

Положительные стороны БД:

- обеспечение целостности и секретности данных;

- данные могут использоваться для решения многих задач;

- данные обладают регулируемой избыточностью;

- данные могут накапливаться в соответствии с единой идеологией;

- информация предоставляется пользователю в виде, наиболее полно поддерживающем принятия необходимого решения.

Реализация перечисленных концепций невозможна без специального комплекса программ, на который возложена функция управления всеми действиями, производимыми над базами данных. Система управления базами данных (СУБД) – это программная система, предназначенная для обслуживания и создания БД, т.е. поддержания БД в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к данным в рамках их полномочий.

Модели данных. Главное отличие данных, хранящихся в БД от прочих данных – их структурированность. В обычном тексте или текстовом файле может храниться определённая информация, но она там не структурирована. Например, имеется фрагмент данных: личное дело № 1684710 Сергеева Петра Михайловича, рождённого 01.01.1975 г., проживающего по адресу г. Одесса ул. Малая Арнаутовская д.15 кв. 6. Приведем их к структурированному виду:

 

№ л/д Ф.И.О. Адрес
Фамилия Имя Отчество Дата рождения Город Улица Дом Кв.
  Сергеев Пётр Михайлович 01.01.1975. Одесса М. Арнаутовская    
                 

 

Компьютеру с такими данными работать намного удобнее, также удобно хранить, корректировать и т.д.

Поле – минимальный элемент данных. В данном случае поле – это клетка таблицы. Запись – полный набор данных об определенном объекте – строка таблицы. В данном примере запись имеет иерархическую структуру, т.е. имеет вид дерева:

Сведения о члене организации

№ л/д Ф. И. О. Дата Адрес

рождения

 

ФамилияОтчествоГородКвартира

ИмяУлицаДом

 

Подчёркнутое – поля, которые надлежит заполнить данными.

Моделью какого-либо объекта называется его некоторое, обычно – упрощенное, описание. Такое описание, как правило, подчинено какой-то определенной цели и представляет собой точку зрения на объект какого-то определенного лица.

Моделью данных принято называть описание структуры базы данных с точки зрения конечного пользователя. В этой модели описываются элементы, из которых состоят данные, способ объединения элементов в записи и способы организации связей между записями. В настоящее время приняты три модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная.

В иерархической модели структура набора данных имеет вид дерева. Иными словами, набор данных неоднороден, между ними существует отношение подчинения или вложенности. Такую структуру имеют, например, объекты файловой системы в ОС Windows. Чтобы найти нужный файл необходимо знать папку, в которую он вложен. Эта папка также может находиться внутри папки более высокого уровня, и т.д. Таким образом, для получения доступа к нужному файлу надо знать имена всех его вышестоящих объектов.

 

 

Представление иерархической структуры папок программой FAR manager Представление иерархической структуры папок программой Проводник
 

 

Иерархическая структура объектов файловой системы ОС Windows

 

Примерно также организованы записи в иерархической базе данных. Связь существует только между записями и объектами, находящимися выше их по иерархии, а записи, находящиеся на одном иерархическом уровне между собой не связаны.

Основное достоинство иерархических БД заключается в простоте и высокой скорости поиска нужной информации (при условии, что известны имена всех вышестоящих узлов нужной записи). Эффективность поиска в информационных иерархических структурах столь высока, что их широко использовали еще в докомпьютерную эпоху для создания каталогов и картотек. Пример такой «базы данных» описан в сказке Н. Носова «Незнайка на Луне». В полицейском участке лунного города картотека данных обо всех преступных элементах хранится в трех шкафах. В первом шкафу – данные о преступниках высокого роста, во втором – среднего, в третьем – низкого. В каждом шкафу три полки. На верхних полках – данные о преступниках с головой большого размера, на вторых полках – о преступниках со средним размером головы, на нижних – о преступниках с маленькими головами. Наконец, на каждой полке три ящика, в которых преступники классифицируются по размерам носов – большие, средние, маленькие. Согласно этой классификации Незнайку отнесли к группе среднего роста, с большой головой и маленьким носом.

В сетевой модели структура набора данных имеет вид произвольного графа. В БД этого вида разрешены связи типа «многие со многими». Например, для повышения эффективности поиска в описанной выше «лунной» картотеке можно было бы ввести кроме деления по антропологическим признакам и другие классификации – например, по преступной специализации (карманники, взломщики, мошенники), по районам преимущественной преступной деятельности и пр. Для хранения такой информации без компьютера пришлось бы для каждого способа классификации приобретать новую группу шкафов, т.к. реализовать такую сложную систему связей в одной картотеке невозможно. При использовании же компьютера подобную структуру можно организовать в одной БД сетевого типа.

Несмотря на очевидные преимущества, иерархические и сетевые модели в настоящее время не столь популярны, как реляционные (от англ. Relation – отношение). В этих БД массивы данных имеют структуру прямоугольной таблицы. Строки в ней соответствуют записям, а столбцы – элементам (полям) записи. Каждая таблица должна удовлетворять следующим требованиям:

- каждый столбец однороден, т.е. его элементы однотипны;

- каждый столбец имеет свое уникальное имя;

- в таблице нет одинаковых строк;

- порядок следования строк и столбцов произволен;

- для однозначной идентификации записи в таблице выделяется ключ – одно или несколько полей, содержащих информацию, однозначно определяющую данную запись; например, для записей о студентах института – это номер зачетки.

Связь между различными таблицами организована через общие поля. Например, в БД приемной комиссии ВУЗа имеется файл с личными делами абитуриентов, ключом является номер экзаменационного листа. Во втором файле содержатся результаты вступительного экзамена, например, по математике. В этом файле также каждая запись содержит поле с номером экзаменационного листа сдававшего абитуриента. Теперь, для автоматического проставления оценок в файл с личными делами, специальная программа СУБД просматривает оба файла, находит в них записи с совпадающими ключами, и переносит данные из файла с оценками в файл с личными делами.

Достоинствами реляционной модели данных являются:

- простота структуры данных, хорошо приспособленной к графическому пользовательскому интерфейсу;

- для разработки эффективных процедур создания наборов данных и манипуляций с ними в настоящее время имеется развитый формальный аппарат реляционной алгебры – раздела математики, посвященного операциям с отношениями; иными словами, существует математическая теория реляционных БД.

Основы СУБД – технологий

СУБД-технологии – основные приемы работы с БД в рамках СУБД.

1-й этап СУБД-технологии – создание структуры записи. Для этого используется специальный язык описания структуры записи. В приведенном выше примере о личном деле Сергеева Петра Михайловича запись имеет иерархическую структуру:

2-й этап – ввод и редактирование данных. После описания структуры записи мы будем иметь незаполненную БД. При её ручном заполнении на экране в соответствии с созданной структурой отображается экранная форма, имитирующая бланк записи. Пользователь заполняет поля этой формы. После заполнения всех полей, запись отправляется из буфера в файл и т.д., пока не запишутся все сведения. В программном режиме заполнения базы эту работу выполняет программа, выбирая информацию из уже существующих файлов, переписывая её в создаваемый файл.

3-й этап – обработка данных. Обработка может происходить в диалоговом режиме с помощью специальных запросов или в процессе выполнения специально созданной программы.

Существуют два вида запросов:

1. Запрос - выборка. При этом происходит отбор нужных данных без их изменения.

2. Запрос - изменение. Это изменение или перемещение отобранных данных.

4-й этап – вывод информации на экран или принтер. Существует два вида вывода информации.

1) Черновой вывод – в необработанном виде, так же, как информация хранится в файле. Например: запись о личном деле в черновом виде выведется так: 1684710 Сергеев Пётр Михайлович 01.01.1975 Одесса Малая Арнаутовская 15 6.

2) Чистовой вывод в форме отчётов. При этом используется специальные средства генерации отчётов, которые позволяют создать законченный документ. Например: приказ ректора об отчислении студентов, с указанием фамилии студентов и с мотивировкой (за что отчислить и на основании какого положения Устава высшей школы), который осталось только подписать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.