КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанский
Национально-государственное и административное устройство
В первой половине 19 века территория Российской империи увеличивается. 1809 — присоединение Финляндии, 1812 - Бесарабии, 1815 — царства Польского. Существенно расширяются владения на Кавказе и Казахстане. Ни в одной из империи не было такого, чтобы жители колоний имели больше прав, чем в метрополии. Достаточно широкие автономные права: · Царство Польское - Конституция 1715, УК — аналог буржуазного кодекса Франции, парламент, институт подданства; · Финляндия — права шире, чем при шведах. До конца 19 народный доход Финляндии возрос в 6 раз, Финляндия достигла процветания потому, что не выплачивала своей доли государственных налогов. Рекрутский набор меньше, чем в России. При Н2 она вовсе было освобождена от рекрутского набора. Имело собственную правовую систему, основанную на шведском уложении, таможенную границу империи. Высшие русские правительственные учреждения переполнены финнами, а русские могли работать в финском правительстве лишь при условии получения финского подданства. Русские подвергались осмотрам на финских таможнях, объяснялись на финском языке с финнами-чиновниками; · Азиатские грани России получали много. Многие освобождены от рекрутской повинности без замены военным налогом. Мир 1813 года — Россия получает Грузию и Дагестан (Кавказ). Россия платила за счастье владеть этой территорией.
«Нигде Россия не ломала чужих обычаев» (Ключевский). Основная административно-территориальная единица — губерния. В тот период губернии делились на: 1. Состоящие на общих правах (исконно великорусские губернии). Действовало общеимперское законодательство;
2. Состоящие на особых правах — общеимперское законодательство действовало с изъятием и допускалось применение местных сводов законов (Западные губернии, Остзейский край и др).
Губернии делились на уезды. Форма правления в первой половине 19 века — абсолютизм. Прерогативы императора формулировались в 1 томе Свода законодательства Российской империи. Император обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Указания императора были обязательны для всех органов государства. Этот документ предусматривал коренное переустройство государственных органов на буржуазных началах. Предлагалось: 1. ввести понятие политических и гражданских прав в закон, но не для всех (крепостным крестьянам, рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставлять права). В этом случае появлялась возможность влиять на систему власти, причем и для средних слоев; 2. обеспечение разделения властей и привлечение членов общества, обладающих гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и передавалась Сенату. Законодательная власть — выборные местные думы, двухпалатный парламент - госдума (низшая палата) и госсовет (высшая палата). Исполнительная власть (министерства - центр, местные органы управления — внизу) — законодателю. Сосредоточием всех властей предполагался император; 3. правовое государство: правит закон, а не люди; 4. предполагалось ввести выборность чиновников, т.е. ответственность их перед обществом.
Вся система государственного управления по Сперанскому строилась снизу вверх. Предусматривалось, что население будет избирать местные думы, которые, собираясь раз в 3 года, выбирали членов правления, которые вели хозяйство до следующих выборов. Обосновывая необходимость преобразований, Сперанский говорил, что это приведет к «неминуемой общественной катастрофе» - падение престижа власти в стране.
Взаимоотношение между крестьянином и помещиком должны были строго регламентироваться законом. Помещичьи крестьяне должны быть наделены правом на приобретение движимой и недвижимой собственности.
Карамзин «О древней и новой России» - для России приемлема только самодержавная монархия. Выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. Создание Государственного совета в 1810 году Манифестом от 1 января об «образовании государственного совета». Принято считать, что госсовет пп 19 века — сугубо совещательный орган при императоре. Более точно его назвать органом по подготовке и предварительному рассмотрению законодательных актов. Более того, все законодательные акты, содержащие в себе закон, устав, учреждение не могли быть изданы в обход государственного совета. Как правило, документы учрежденные госсоветом, утверждались императором. Компетенция: - все вопросы, требующие издания законодательных и подзаконных актов; - толкование законодательства; - объявление войны и мира; - утверждение государственного бюджета; - отчуждение государственной собственности; - утверждение отчетов министерств.
Законодательные акты госсовета оформлялись манифестом с обязательной императорской записью «быть посему». Подзаконные акты — мнением госсовета. Структура: 1. общее собрание; 2. департамент законов; 3. департамент дел военных; 4. департамент дел гражданских и духовных (рассматривал в качестве высшей инстанции судебные дела); 5. департамент государственной экономии.
Государственный совет кроме законотворчества, занимался также широкомасштабной экономической деятельностью, а именно формирование бюджет, организацией банковско-кредитной системы. После событий в Польше 1830-31 года (восстание Костюшко) и ликвидации большинства прав, создается департамент царства Польского. В случае необходимости создавались временные комитеты и комиссии государственного совета. Члены совета, как правило, назначались императором пожизненно. Неспособные участвовать в заседании переводились в разряд «неприсутсвующих» членов департамента. Председателем государственного совета считался император, в его отсутствие — председатель.
Министерства - Манифест 8 сент. 1802 г «об образовании министерств» - реформа высших административных органов. Отличие коллегий от министерств: · принцип единоначалия (строго ограниченные исполнительно-распорядительные функции); · компетенция каждого министерства определялась в соответствии с отраслью управления.
Новый орган для координации деятельности министерств — Комитет министров (+разрешение вопросов, выходящих за рамки компетенции конкретного министра). Компетенция определялась Манифестом от 20 марта 1812 г. об «учреждение комитета министров». Фактически комитет министров достаточно часто вторгался в компетенцию госсовета. Состав КМ: 1. председатель; 2. члены по должности (министры, главноуправляющие, председатели департамента госсовета и члены по назначению).
Если манифест 1802 создал только должности, то Манифест от 25 июня 1811 об «общем учреждении министерств» определял компетенцию и структуру министерств, порядок производства дел. Разработчик — М.М. Сперанский. 5 отраслей правления: 1. внешние сношения - МИД; 2. внешняя безопасность — военное и военно-морское министерство; 3. государственная экономия (министерство финансов, гос казначейство, Ревизия государственных счетов, МВД, министерство народного просвещения, главное управление путей сообщения); 4. устройство суда — министерство юстиции; 5. внутренняя безопасность — министерство полиции. Впоследствии количество министерств и их компетенции менялись.
Введены обязательные экзамены для чиновников (повышение квалификации). Экзамен — начин. Освобождались от сдачи начина только те чиновники, которые окончили университет в России. К остальным предъявлялись следующие требования:
Н.М. Карамзин не одобрял введение экзамена: «у нас председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, сенатской — свойства оксигена и всех газов, вице-губернатор — пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших — римское право». Появляется новый орган — Собственная Его императорского Величества Канцелярия (СЕИВК). Этот орган должен быть занимать подготовкой и ведением дел, которые непосредственно восходили к компетенции императора. СЕИВК была создана на основе Походной канцелярии Александра 1. Компетенция:
1826 — походная канцелярия была расширена Николая 1 за счет создания отделений. Отделение было по-прежнему исполнителем функций Походной Канцелярии. 2 отделение было создано по инициативе М.М. Сперанского для подготовки кодификационных работ. Компетенция:
3 отделение по инициативе Бенкендорфа. Это отделение осуществляло функции политической полиции:
Отделение делилось на 6 экспедиций: - политический сыск; – цензура; - надзор за религиозными сектами; – Закавказье. - наблюдение за иностранными поданными; - крестьянские вопросы; Исполнительным органом 3 отделения был корпус жандармов. Со временем вся страна была разделена на жандармские округа. Количество жандармов на 1836 — 5 164 человека. 4 отделение — 1828 год- ведомство императрицы Марии Федоровны — благотворительность, учебные заведения, богоугодные деяния (содержались за счет царской семьи) 5 отделение - реформа государственных крестьян (1837-41 годы, граф Киселев) — СЕИВК. Впоследствии, ведала делами графа Киселева 6 отделение — реформа управления Кавказом (1842-45). Создание СЕИВК значительно усилило централизацию управления, усилилось влияние императора на решение важнейших государственных вопросов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |