Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права Московского государства в XIV-XV вв. Общая характеристика Судебников 1497 и 1550 гг

Источники Права:

1) Русская Правда;

2) Нормы обычаев и Псковская судная грамота???

3) Грамоты отдельных княжеств:

a. Грамота Белозерского княжества (Об определение срока выхода крестьян в Юрьев день);

4) Московское княжеское законодательство:

a. Указы;

b. Грамоты:

i. Жалованные;

ii. Уставные;

iii. Судные;

iv. Таможенные;

5) Церковное законодательство;

6) Постановления Земских соборов;

Грамоты:

1. Жалованные грамоты - акты, которыми верховная власть предоставляла льготы и привилегии, физическим, юридическим лицам и местностям. Имели обязательное значение только при жизни монарха, давшего их. После смерти монарха их нужно было подтверждать. Грамоты, исходящие от великого князя или грамоты исходящие от церковных властей.

· По предмету пожалования:

грамоты на кормлении (давали служивым людям право управления, суда и «корма» в определённой местности);

грамоты на поместье (предполагали передачу части княжеского имущества (земли) во владение какому-либо лицу (с сохранением за государством права собственности));

грамоты по предоставляемым льготам и привилегиям: не судимые (освобождали грамодчика от суда местных властей, устанавливали подсудность великому князю);

обельные грамоты (освобождали грамотчика от суда местных властей, полностью или частично подчиняли суду грамотчика местное население, освобождали от пошлин и повинностей в пользу местных властей);

тарханные грамоты (давали полное освобождение от местного суда и «даней»);

собственно-жалованные грамоты (дарственные на имущество передаваемое государством частным лицам);

охранительные грамоты (устанавливающие особый режим юридической защиты привилегированных субъектов).

2. Уставные грамоты – акты, определяющие порядок местного правительственного управления и порядок самоуправления.

1. Данные грамоты являлись основанием для административной и судебной деятельности наместников и волостелий.

2. Определяли порядок получения должностными лицами корма (денежные + натуральные приношения).

3. Устанавливали ответственность должностных лиц перед верховной властью (уставные грамоты наместничьего управления). Пример: 1397г. Двинская уставная грамота, 1488г. Белозёрская уставная грамота. Данные грамоты юридически оформляли вхождение в состав московского государства данных территорий; распространяли на них юрисдикцию великого князя московского

Земские уставные грамоты (середина 16-го века) определяли порядок организации и компетенцию земских органов в финансовой, судебной и политических области.

Губные уставные грамоты (середина 10-го века) определяли порядок формирования, состав и обязанности судебных органов; содержали нормы уголовного и процессуального права.

Таможенные грамоты: 1597г. «Белозёрская таможенная грамота» определяла порядок торговли, размер внутренних и внешних таможенных пошлин, порядок их сбора.

Церковное законодательство:

1. Кормчие книги.

2. Правосудие Митрополита (вторая половина 13-го века – первая четверть 14-го века) – акт, содержащий нормы церковного и светского законодательства.

3. Мерило праведное – сборник памятников права 12-13 века. Состояло из 2-х частей: 1) слова и поучения о праведных и неправедных судах и судьях; 2) переводы вязантийских церковных и светских законов.

Судебник 1497 г. (общая характеристика).

Проект работы был выполнен дьяком Владимиром Гусевым, а затем получил силу закона в 1497 году с сентября, будучи утвержден великим князем с его детьми и боярами.

Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства.

Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям.

Написан был Владимиром Гусевым, а вторая точка зрения И.Ю. и В.И. Патрикеевы, С.И. Ряполовский, В. Долматов, Ф. Курицын.

Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Хотя он знаменует собой новый шаг в развитии права, однако в нем некоторые вопросы регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится, в частности, к гражданскому, особенно к обязательственному, праву. Отсюда можно предположить, что Судебник не целиком заменил предшествующее законодательство. Некоторые нормы Русской Правды действовали, очевидно, наряду с Судебником.

Причина появления судебника:

1.распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства

2. ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.

3. центральное управление и суд не были определены.

Судебник- инструкция для организации судебного процесса (“суда”).

Новый общий закон не имел никакого названия, но обычно он именуется судебником по аналогии с царским Судебником.

Источник:

1.Уставные грамоты местного управления

2.Псковская Судная грамота.

3. Нормы обычного права (единичные случаи)

4. Судебная практика.

5. Нормы Русской Правды.

Особенности:

1.Законодатель судебника приспосабливал вечевое законодательство к особенностям Низового государства.

2. Законодатель судебника дополнил текст Псковской Судной грамоты пояснениями.

3. Иногда полное заимствование Псковской Судной грамоты.

4. Иногда извращал смысл Псковской Судной грамоты. ст.54.

Судебник беднее Псковской Судной грамоты по языку, по юр. концепции и искусству редакции.

Судебник не мог воспользоваться обычным правом из-за своего содержания (посвящен практически весь судопроизводству), кроме некоторых понятий уголовного права (отличие веломого лихого человека от простого преступника) и немногих понятий гр. права (ст. 63 о трехлетней давности; ст. 61 - об ответственности за потраву соседей, обязанных огораживать поля, ст. 57 - о переходе крестьян в Юрьев день). Новые постановления, относящиеся к правотворческой деятельности Ивана 3:

1.запрещение отказывать в правосудии (ст.2), но не наказывает

2. законы о взяточничестве и лжесвидетельстве и др.

Структура Судебника 1497г.

1) (cт.1-36) о суде центральном (с вставочной частью уголовного содержания).

2) (ст. 37-44) о суде провинциальном (наместничьем); так как содержание обеих этих частей взято из уставных грамот, то в той и другой части постановления иногда буквально повторяются (например, 8 ст. с 39 о татьбе).

3) часть (ст. 46-55 с добавочными ст. 67-68) содержит в себе главным образом материальное право (о давности, наследстве, договорах займа и найма, купли-продажи, о переходе крестьян, о холопстве).

4) Часть - дополнительные статьи (45, 56-66).

Из такого состава судебника само собой ясно, что основное содержание его есть процессуальное право.

Особенности Судебника

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном «кодексе», нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения.

Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

Норм процессуального права (ведение розыскного и судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного).

Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов.

Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая.

Судебный процесс по Судебнику 1497 года

Процессуальных норм в Судебнике было большинство. Законодатель небезосновательно полагал, что имущественные, обязательственные и семейные отношения уже урегулированы силой обычая и традиции, поэтому не стоит включать в Судебник «общеизвестные истины». Таким образом, Судебник стал, прежде всего, инструкцией для проведения судебных заседаний.

Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно является отсутствие прав у обвиняемого и возможности состязания с обвинителем, тем более, что для этого процесса характерно слияние в одном лице функции судьи, обвинителя и защитника. Судебник 1497 узаконивал пытку в качестве средства достижения истины.

Процесс включал в себя три стадии:

1. Установление сторон (истца и ответчика).

2. Судоговорение.

3. Вынесение судебного решения и выдача «правой грамоты» с записью решения.

Предусматривалось письменное ведение протокола.

В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили «лучшие люди» — представители местной аристократии.

Уголовное право

Под преступлением понималась не «обида», как в Русской Правде, а «лихое дело». Если «обидой» называли ущерб лицу или государству, то «лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть ни что иное, как нарушение воли государя. А доведуть на кого татбу, или разбой,или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело...

· Составы преступлений.

1. Против государства — крамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати. Статья о «неправом суде» защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как «ябедничество», то есть заведомо ложный донос.

2. Против личности — убийство, «головная татьба» (похищение человека), оскорбление делом или словом.

3. Имущественные преступления — татьба (кража), разбой, грабёж, поджог.

· Наказание и его цель.

Система наказаний:

1. Смертная казнь.

2. Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.

3. Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).

Целью наказания было, прежде всего, устрашение, а также демонстрация всесилия государственной власти над обвиняемым. Ни о каком исправлении личности речь не шла.

Гражданское право

В Судебнике 1497 года впервые был использован термин «поместье» для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы.

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.

В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем и вовсе запрещено законодательством 1590-х годов. Соборное уложение 1649 года подтвердило этот запрет.

Судебник ограничивал холопство в городе. Таким образом, увеличивалось количество «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения.

Судебник регулировал следующие виды договоров: личного найма, займа, а также правила наследования.

Издание Судебника 1497 года явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления «центральной» власти.

Судебник Ивана IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом на Руси Земском соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым Собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей.

Судебник Ивана IV имеет общую про государственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства.

Ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись рамки проведения губной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юридическое обоснование. Наместники, волостели и все другие правители, назначаемые государем в города и волости, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем». Каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, который вел бы на суде дела волостных людей. Судебник требует, чтобы для присутствия на суде общины выбирали несколько «лучших людей» и приводили их к присяге. "А в которых волостях наперед сего старост и целовальников не было; и ныне в тех во всех волостях быти старостам и целовальникам."

В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служивого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами, законодательно установлен Юрьев День (ст. 88).

В определенной степени правительство пыталось расширить права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин должны были участвовать в следствии и судопроизводстве. Наместники ни по суду, ни до суда не могли взять под стражу крестьянина без согласия общинных выборных начальников, старост и целовальников.

Также Судебником подтверждалось право свободного перехода крестьян. В статье о крестьянском переходе прямо определяется, что, кроме платежа за "пожилое" и за "повоз", других пошлин нет. Т.е. для свободного перехода крестьянина не требуется никаких расчетов с господином, кроме двух пошлин; господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. «А дворы пожилые платят в полех за двор рубль два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного (строевого) леса, за двор полтина да два алтына. А пожилое имати с ворот, а за повоз имати с двора по два алтына; а опричь того на нем пошлин нет».

Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.

Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за бесчестье различались. За бесчестье городского купца обидчик платил штраф в 50 рублей, за бесчестье посадского человека - 5 рублей, крестьянина - 1 рубль.

До принятия Судебника запутанные дела, решение которых заходило в тупик, могли решаться посредством поединка спорящих сторон - «поля». Победитель в бою считался выигравшим дело. Судебник ограничивал проведение подобных ордалий. «Поле» нельзя было проводить «бойцу с небойцом» (например, если это больной, старый или совсем юный человек), за исключением случаев, когда этого желает сам «небоец». Или же вместо себя можно было выставить "наймита". Судебник разрешал "поле" не только для определения победителя в деле, но и для выяснения надёжности показаний свидетелей (послухов).

Судебник 1550г. (Царский судебник) был принят Земским собором. Он состоял из 100 глав-статей. Более подробную регламентацию получил судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимости от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины, было выдвинуто положение о том, что закон обратной силы не имеет.

14) Стоглав 1551 г.: история принятия, источники, структура, основные положения.

Стоглав — сборник решений Стоглавого Собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

История создания

В 1551 году Иван IV принялся за дело созыва собора, считая себя преемником византийских императоров и не желая ни в чем от них отставать, в том числе и в созыве церковных соборов. Глава 2 «Стоглава», помимо описания открытия Собора и текста первой речи царя Собору, содержит сообщение о великой радости иерархов по поводу царского приглашения. Это объясняется не только данью уважения царю, но и тем, что духовенству этот Собор был необходим для разрешения ряда вопросов, приобретших к середине XVI века особую значимость. Это прежде всего вопросы укрепления церковной дисциплины среди духовенства, полномочия церковного суда, борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей, против пережитков язычества среди населения, унификация церковных обрядов и служб, жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д. Созыв Собора по этим соображениям был не только оправдан, но и необходим.

Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (1551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.

В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.

Источники Стоглава 1551 года:

1) Библия

2) церковный устав

3) другие богослуженные книги

4) кормчая книга и различные канонические сборники

5) исторические и нравоучительные сборники

Система Стоглава 1551 года:

1) нормы государственного права

2) нормы уголовного права

3) семейно-брачные нормы

4) нормы гражданского права

Структура «Стоглава»

Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

Основные положения «Стоглава»

Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.

Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.

В нормах, определяющих жизнь духовных лиц и их взаимоотношения с обществом и государством, закреплялись:

1) неприкосновенность церковного имущества

2) исключительная подсудность духовных лиц церковному суду

3) отмена жалованных грамот, которые устанавливали подсудность духовных лиц царю

4) унификация церковных обрядов и пошлин

5) нормы внутренней церковной жизни, которые должны были способствовать повышению общеобразовательного морального уровня духовных лиц.

Вопросы брачно-семейного права (см экз.вопрос №23)

??????(из википедии)Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших ее будущему (эти вопросы включены во 2 и 3 группы — см. выше).

Поэтому одним из самых важных нововведений Собора является повсеместное введение института поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Собор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому числу соответствовало и число соборов то есть центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях, за благочинием священников.

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, азартные игры, пьянство.

Вопросы богослужения

Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилую в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества.

Церковное землевладение

Видимо, этот вопрос хотя и обсуждался на Стоглавом соборе, но он не был включен в первоначальное Соборное уложение. Позже к его тексту была добавлена дополнительная 101-я глава — «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:

1. приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;

2. земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;

3. вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;

4. приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;

5. на будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Складывание Русского централизованного государства. Государственный строй Московского государства XIV-XV вв | Общественный строй России XV-XVII вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 12378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.