Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методология исторической науки




Роль теории в познании прошлого.

Объект и предмет исторической науки. Место истории в системе наук.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Исследователь и исторический источник.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Тема 1. История как наука.

Под ред. Е.Э. Платовой, В.В. Фортунатова

Конспект лекций в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения

История

 

 

 

Санкт-Петербург

 

План:

 

Историю считают одной из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Истории как науке около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Объектом изучения отечественной история или истории России является процесс становления и развития человеческого сообщества на территории России (СССР). Речь идет о России в границах до 1917 г. Современная Россия объявила себя преемницей как дореволюционной России, так и СССР. Поэтому история СССР в границах до декабря 1991 г. также является объектом современной российской истории. Предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают Человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа.

История опирается на факты, получаемые из различных источни­ков. Нет фактов – нет истории как науки. Факт в переводе с латинского языка означает «сделанное, совершившееся». В обычном смысле слово «факт» является синонимом понятий «истина», «событие», «результат». В науке, включая историческую науку, под «фактом» подразумевают знание, достоверность которого доказана.

 

Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, бо­гатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой исто­риографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы ис­торического познания.

Принцип научности (объективности) требует от историка приложить все усилия для выявления полной совокупности фактов по изучаемому вопросу. Принцип историзма предусматривает изучение любого вопроса в тесной связи с другими вопросами, в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени. Принцип диалектики учитывает то, что исторические явления необходимо изучать в развитии, во всей сложности и противоречивости. Очень немногие историки признаются в своей тенденциозности или партийности, но, как правило, каждый придерживается одной и трех названных концепций.

Концепция, методология конкретного историка проявля­ется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию, а также в оценке круп­нейших исторических событий, процессов, явлений, деятелей. Долгое время в исто­рии главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни.

В советской историографии преобла­дал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сооб­ще­ство на любой территории должно пройти через пять эпох, общест­венно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через соци­альную рево­люцию заставляет меняться более консервативные производ­ственные от­ношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты ви­дели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Ра­венства и Брат­ства.

В западной историографии весьма популярен цивили­зационный под­ход, в соответствии с которым в мировой истории выделя­ется разное коли­чество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эк­вивалентных по реализо­вавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».

Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геопо­литических, историко-культурных и т.д.). Облик цивилизации опре­деля­ется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциа­лом данного человеческого сообщества, то есть способностью вносить сущест­венные улучшения, новшества в жизнь людей, которые получают широкое распространение и способствуют историческому прогрессу. Российская ци­вилизация возникла относительно поздно.

В отечественной исторической науке всегда была сильна «госу­дар­ственная школа». Наиболее распространенной является периодизация оте­чественной истории в соответствии с характе­ром государственного строя.

Основными методами исторического исследова­ния являются срав­нительно-сопоставительный, хронологический, про­блемный, статистиче­ский, хронологический и т.д. В последние десятиле­тия при обработке исто­рических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы. В данном учебном пособии, написанном в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, деление по главам осуществлено на основе хронологического принципа. Внутри каждой из глав материал концентрируется вокруг наиболее важных проблем при постоянном сравнении исторического пути России и других стран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.