КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурные влияния Востока и Запада
Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. Но новгородская демократия, как и любая другая, была относительной. Реальная власть была в руках боярско-купеческой верхушки. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152). Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие. Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) пытался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета. Киев и Киевское княжество с 1130-х годов попадали в зависимость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значение «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер. Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины). На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество (на территории современной Белоруссии). Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие государственные деятели и духовные вожди народа. Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Границы русского государства, характер взаимоотношений, порядок торговых и иных контактов определялись системой международных договоров. Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества. Внешняя торговля играла исключительную роль в хозяйственной жизни Новгорода. Разнообразные договорные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами. Преимущественно торговыми были отношения с Волжской Булгарией. На этапе складывания Древнерусского государства (862-980) Рюриковичи расширяли сферу своего влияния, подчиняли себе все новые восточнославянские (земли кривичей, древлян, северян, радимичей, дулебов, тиверцев и хорватов) и неславянские (весь, меря, мещера) племена. Древняя Русь включала в себя большую часть Восточно-Европейской равнины. Олег заключил с Византией в 911 г. первый для Руси международный равноправный договор. Выдающийся полководец Святослав (?-965-972) освободил вятичей от хазар, подчинил их Руси, а Хазарский каганат разгромил в 965 г. Святослав основал Тмутаракань у Керченского пролива и Преславец близ устья Дуная. Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир II успешно защищали территорию своего государства, укрепили признание его границ системой договоров. Владимир I окончательно покорил вятичей, радимичей, ятвагов, присоединил земли в Галиции (Червень, Перемышль и др.). На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 г. вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год. Русские правители недооценили опасность с востока. Русские полки, даже объединившись с половцами, потерпели катастрофическое поражение на реке Калке (приток Дона) в 1223 г. от крупных передовых сил монголо-татар, которых возглавлял полководец Чингисхана. Из этого поражения не было сделано никаких выводов и монгольское нашествие 1237/38 гг. застало русские земли врасплох. С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских государств. Большой размах приобрели родственные связи с правящими домами европейских государств. Правители княжеств в борьбе со своими родственниками по «Дому Рюриковичей» все чаще обращались за помощью к иностранным государствам (Польше, Венгрии, Швеции и т. д.). Это часто сопровождалось уступками территорий, льготами для иностранных купцов и т. д. Но в 1054 году произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства. Само слово «католический» с греческого языка можно перевести как «всеобщий, универсальный, всемирный». Христос адресовал свое учение всем людям. Его распространением занимались апостолы и миссионеры. За первые три века существования христианами стали от 5 до 20% всего населения Римской империи на всей ее территории. В Галлии обращал в христианство святой Мартин (IV в.), в Шотландии святой Колумбан (вторая половина VI в.), в Англии Августин Римский в конце VI в. В III-V вв. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен. Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение членов племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляция язычников и страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым. В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Владимир I отказался от язычества и сделал свой выбор из нескольких религий. Крещение Руси затянулось на столетия. Христианство победило более развитой догматикой, красивой службой, церковной организацией. Перенесение небесной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя. Восточнославянские племена еще до принятия христианства обладали развитой культурой. Значительным было культурное влияние Византии, особенно после принятия христианства. С православием на Руси появилось каменное храмовое зодчество. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении появилось церковное песнопение. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского времени. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня. В XI-XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская и др. летописи); переводные книги; оригинальная древнерусская литература, в основном жития и поучения («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). В летописях появились книжные миниатюры. Получила распространение письменность («кириллица»), что получило отражение в надписях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились первые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри. Церковь играла важную социальную роль. Она опекала нищих, убогих, больных. С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. При оформлении свода русского законодательства – Русской Правды (первая половина XI в.) – широко использовались не только обычное право и княжеские решения (прецеденты), но и византийское каноническое право и нормы международных договоров. Церковь имела особый статус и юрисдикцию. Христианская мораль в своих идеальных устремлениях оказывала определенное умиротворяющее воздействие на жизнь русского общества. Под влиянием христианской этики формировались нормы поведения, понятия добра и зла.
[1] Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. Учебное пособие.- М.: Изд-во «Весь Мир», 2010- С.172.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |