Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналогия

Аналогия — это определенный вид сравнения явлений и про­цессов, в том числе происходящих в системе управления: установив сходство одних свойств у тех или иных явлений (процессов), делается вы­вод о сходстве у них и других свойств.

Немаловажную роль в исследовании систем управления играет так называемая историческая аналогия.

Так, зная историю развития систем управления на предприятиях ведущих западных компаний, можно по аналогии использовать их достижения не повторяя их ошибок при проектировании систем управления на наших предприятиях

Понятно, что необходимо учитывать специфические особенности развития производства в разных странах. Не нужно сводить исследование систем управления только к поиску исторических аналогий. К тому же метод аналогии применяется чаще всего наряду с другими общенаучны­ми методами исследования явлений и процессов в системах управления. При этом научная эффективность применения метода аналогии достаточно высока.

Классификация

Метод классификации является одним из базовых в науке. Вообще принято считать, что наука как специфическая по­знавательная деятельность началась именно с этого процесса.

Классификация — это разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющие отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т. п.) и на этой основе понять их сущность.

Классификация бывает двух видов:

- деление общего и

- разделение целого.

Первый основывается на группировке некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-то критерием.

Например, структуру любого социального образования (например, трудового коллектива) можно представить и изучать как совокупность отдельных организационных, функциональных, ролевых и др. структур (см. Лекции по управлению персоналом).

Во втором виде классификации главным критерием является принадлежность к части целого.

Например, состав персонала управления организации можно выразить в виде принадлежности их к различным категориям и уровням (руководители высшего, среднего и низшего звена, специалисты, технические исполнители), ко­торые в своей совокупности образуют целостный феномен – руководство организацией.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Для того чтобы рассмотреть данный метод исследования, необходимо оп­ределиться с некоторыми основными понятиями.

В данном случае термин «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одно­стороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные сто­роны, свойства и связи вещей.

Термин «конкретное» используется в двух основных смыслах.

Во-первых, под конкретным понимается сама действительность, различ­ные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений.

Во-вторых, термин «конкретное» употребляется для обозначения мно­гогранного, всестороннего, систематического знания об объекте.

Конкретное знание выступает как противоположность абстрактного знания, т.е. знания бедного по содержанию, одностороннего.

Следует подчеркнуть, что абстрактное и конкретное — это не абсо­лютные, а относительные характеристики знания. Восхождение от абстрак­тного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения науч­ного знания, закон отражения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Еди­ный объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафикси­рованных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многогранному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Форма движения мысли, которую называют восхождением от абст­рактного к конкретному, является определяющей, доминирующей по от­ношению к восхождению от конкретного к абстрактному. Задачи получе­ния абстракций, односторонних определений подчинены общей задаче восхождения к конкретному. Получение конкретного знания — это цель, которая, как закон, опре­деляет способ действий исследователя. В этом смысле абстрактное предстает лишь как средство достижения поставленной цели.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод представляет собой один из довольно распростра­ненных способов организации научного знания. Особенно широко приме­няется он в математике и математизированных науках.

Под аксиоматическим методом понимается такой метод, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания вы­водятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фик­сируется в виде теории, законов и т.д.

Аксиоматический метод широко применялся еще в глубокой древнос­ти. Элементы аксиоматики встречались в трудах Платона, Аристотеля, Гип­пократа. По мере развития науки этот метод проник в самые разные обла­сти знания. Примерами аксиоматически построенных систем знания могут служить и теория электромагнитного поля Д.К. Максвелла, и эйнштейнов­ская теория относительности, и целый ряд других научных теорий.

Большой интерес представляет вопрос об истинности аксиоматичес­ких теорий. Необходимым условием их истинности является внутренняя непротиворечивость. Однако она свидетельствует с достоверностью лишь о том, что теория построена правильно.

Аксиоматически построенная теория может быть признана действи­тельно истинной лишь в том случае, когда истинны как ее аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. Только в этом случае такая теория может верно отражать действительность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формализация | Метод линейного программирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.