КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические методы исследования
Метод морфологического анализа Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых систем (организмов, языков) или сама внутренняя структура этих систем. Идея морфологического опроса мышления восходит к Аристотелю и Платону, к известной средневековой модели механизации мышления Р. Луллия. Однако в систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время морфологический подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвикки. Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает: - равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования; - ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области; - максимально точную формулировку поставленной проблемы. Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определенных условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности. Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.
Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании СУ являются: 1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность. 2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований. 3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам. 4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах в целях обеспечения эффективного взаимодействия членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач. 5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, — деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности. 6. Тестирование (зондаж) общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентаций, состояния общественных настроений. 7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации. 8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем. Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов:
- подготовки программы социологического исследования; - организации и проведения опросов, интервью и - разработки схемы обобщения и обработки данных. В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа, каждый из которых имеет специфическую стратегию исследовательской деятельности. 1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется в случае, если об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может. Наиболее типичная сфера применения формулятивного исследования — новая (либо сама по себе, либо для социолога) область знания (например, «факторы и формы проявления коррупции в управленческих структурах») или проблема (например, «условия и факторы ускорения инновационных процессов»). Характерный признак такой ситуации — скудость или полное отсутствие литературы, материалов исследований по этой или сопредельным проблемам. Реализация исследования этого типа предполагает, в свою очередь, три этапа: а) изучение имеющейся литературы (библиография, селекция, изучение); б) встречи и беседы со специалистами (экспертами), для того чтобы убедиться в полноте библиографии, получить дополнительные сведения о литературе и проблематике, разработать наброски первичных гипотез; в) разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ). Итогом такого исследования служит четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез (если надо). 2) Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строгого описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Необходимым условием проведения дескриптивного исследования является наличие достаточных знаний об объекте и предмете исследования для выдвижения осмысленных гипотез. Его главное отличие от формулятивного - возможность четкого описания предмета исследования в виде системы признаков – переменных - показателей. Типичный пример дескриптивного исследования - анализ общественного мнения по поводу оценки положения дел и возможных путей развития организации. Результат дескриптивного исследования - классификация эмпирии, описание структуры предмета (например, свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.
2. Аналитико-экспериментальное исследование — наиболее сильный и распространенный тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель — выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики. По степени годности методико - инструментального аппарата социологические исследования делятся на пилотажные и основные. Пилотажное исследование направлено на проверку годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и общих подходов к отбору единиц наблюдения. Материалы пилотажного исследования содержательной ценности, как правило, не имеют. Пилотажное исследование проводится на небольшой (30—100) выборке, в которую необходимо включить представителей всех категорий обследуемых с различными социально-демографическими характеристиками. При этом важно обеспечить включение в выборку представителей социальных групп, обладающих какими-либо особенностями, которые (по предположению исследователя) могут быть источником систематических ошибок в основном исследовании. К опросу привлекают не только авторов, но и других исполнителей (анкетеров, интервьюеров), чтобы определить особенности работы инструмента чисто в технологическом плане, а также коллег для учета их мнения. Пилотажные исследования могут проводиться в два этапа: 1 - предварительная проба и 2 - генеральный пилотаж. На первом проверяются отдельные элементы методики, на втором — вся процедура сбора информации. Это «разведка боем», цель которой — проверка всей полевой процедуры. В качестве основного исследования может быть описательное или аналитико-экспериментальное.
В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению и включена в исследование, различают сплошные и выборочные социологические исследования. Сплошные исследования проводятся и социологами. Часто они используются при подготовке широкомасштабных перспективных решений по развитию предприятия или организации, проведении монографических исследований. Сплошные опросы проводятся при изучении причин текучести кадров (опрашиваются все увольняющиеся с предприятия и вновь принимаемые). Можно привести и ставшие уже хрестоматийными примеры крупных территориальных сплошных социологических исследований. При всей внешней очевидности достоинств сплошных исследований в подавляющем большинстве случаев социолог вынужден решать проблему ограничения числа единиц наблюдения, которые включаются в эмпирическую базу исследования. Дело в том, что в тех случаях, когда объект состоит из нескольких тысяч и более единиц наблюдения, сплошное исследование требует: • огромных финансовых и материально-технических ресурсов; • создания громоздкого организационного механизма; • привлечения большого количества дополнительных сотрудников, как правило, неквалифицированных (для проведения интервью, анкетирования, наблюдения и т.д.); • длительного времени, необходимого для сбора, контроля, обработки и анализа собранного эмпирического материала. Поэтому преобладающим видом исследований в социологии являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гибкости такие исследования обладают еще одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определенных правил и процедур они могут обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошные. Связано это с тем, прежде всего, что провести тотальный контроль качества фиксации первичной эмпирии невозможно. В то же время привлекаемый непрофессиональный актив вольно или невольно привносит в полевые материалы множество так называемого «информационного шума», полное выявление и устранение которого принципиально невозможно. При выборочном исследовании практически всегда можно гарантировать приемлемую достоверность эмпирической фактуры. Однако при проведении выборочных исследований возникает другая, достаточно серьезная проблема - необходимость обеспечения репрезентативности первичных данных. Под репрезентативностью информации понимается такое ее свойство, при котором обеспечивается приемлемый (допустимый, заданный) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик (критериев) некоторой части множества изучаемых объектов (выборочной совокупности) от их значений во всей совокупности (генеральной). Максимальная величина названного отклонения по какой-либо из критериальных характеристик образует ошибку репрезентации. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии это уровень, составляющий 5% номинала), называется репрезентативной. Репрезентативность первичной социологической фактуры позволяет исследователю распространять на всю генеральную совокупность выводы и закономерности, обнаруженные в выборочной совокупности. Выборочную совокупность можно в определенном смысле рассматривать как своеобразную модель, воспроизводящую в миниатюре генеральную совокупность. Однако никогда нельзя забывать, что это достаточно сильное упрощение, идеализация, так как выборка воспроизводит генеральную совокупность только по значениям критериальных характеристик. Значения остальных характеристик выборки могут довольно сильно отличаться от их значений в генеральной совокупности. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности ее обоснования и разработки в целом, а также отдельных положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов. Программа социологического исследования - документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико - инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы — методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического). Методологический раздел программы 1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности. 2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования. 3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация). 4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели. 5. Формулировка рабочих гипотез. Методический (процедурный) раздел программы 1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. 3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. 4. Содержательный анализ результатов исследования. 5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |