Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории БЖД

Читайте также:
  1. I Экономика как наука и основные проблемы экономики
  2. II. Основные подходы к проектированию ИС
  3. II.Основные определения, понятия компьютерного моделирования.
  4. III. Основные представители гуманистической психологии.
  5. V. Основные методы проектирования ИС
  6. V. Основные представители когнитивной психологии.
  7. Агрегатное планирование. Основные стратегии.
  8. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  9. Биологическое разнообразие. Понятие и определение. Категории разнообразия.
  10. Бюджетный федерализм, основные понятия, цели и задачи.
  11. В теории права выделяют также следующие основные типы правового
  12. В. 1. Процесс коммуникаций. Основные этапы разработки маркетинговых коммуникаций



Жизнь и деятельность человека происходят в среде обитания, которую подразделяют на окружающую, производственную и бытовую.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье, потомство.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком. Естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Человек постоянно взаимодействует как минимум с двумя средами. Например, в процессе трудовой деятельности — с производственной и окружающей; на улице — с окружающей и частично с производственной и бытовой; в быту — с бытовой и окружающей средами. Каждая из них имеет естественные и антропогенные (искусственные) факторы, которые могут быть как опасными и вредными, так и неопасными и благоприятными для человека. В этих средах возможно возникновение ЧС мирного (производственные аварии на промышленных объектах, катастрофы на транспорте, экологические кризисы в отдельных регионах и т. д.) и военного времени (атомные взрывы, применение химического и биологического оружия и т. д.).

Таким образом, любое взаимодействие человека с той или иной средой обитания потенциально опасно. При этом человек взаимодействует со средой обитания чаще всего посредством той или иной машины, которая может иметь какие-то опасные и вредные факторы.

Опасностьцентральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные последствия.

Основополагающий постулат БЖД (аксиома о потенциальной опасности): потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.



Явления или воздействия характеризуют как опасные следующие признаки:

· вероятность нанесения непосредственного ущерба здоровью человека (травмы различной тяжести вплоть до смертельной);

· вероятность заболевания; затруднение нормального функционирования органов человека;

· изменение окружающей среды.

Воздействие опасности на человека — явление довольно редкое. Наличие опасности еще не означает, что несчастье обязательно произойдет. Для этого нужны определенные условия — причины.

Свойство опасности проявляться только в определенных условиях называется потенциальностью.

Переход от возможности опасности к действительному воздействию называют актуализацией опасности.

Опасности в основе своей материальны. Поэтому в борьбе с опасностями очень важно выделить материальные объекты, которые являются их носителями. В трудовом процессе к таким объектам относятся:

· предметы труда,

· средства труда (машины, станки, инструменты, сооружения, здания, дороги, реки, каналы и т. д.),

· различные виды энергии (электрическая, химическая, атомная, механическая, тепловая, мускульная и др.),

· продукты труда и полуфабрикаты,

· природно-климатическая среда (неблагоприятные метеоусловия, землетрясения, грозы, наводнения, сели, ураганы, флора, фауна),

· люди (например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями).

Уберечь человека от скрытых, потенциальных опасностей удается не всегда.

Во-первых, потому, что некоторые опасности носят скрытый характер и сразу не обнаруживаются. Они возникают непредвиденно, неожиданно.

Во-вторых, человек не всегда подчиняется сигналам, не выполняет правил безопасности, которые ему хорошо известны. В результате опасности из потенциальных превращаются в действительные, актуализируются и приносят большой, часто непоправимый ущерб как отдельным людям, так и обществу в целом.

Чтобы исключить воздействие опасности на человека, надо хорошо изучать и устранять причины, при которых происходит реализация потенциальной опасности.

Поэтому очень важно своевременно выявлять, распознавать опасности и условия (причины), при которых они могут привести к нежелательным последствиям, т. е. идентифицировать опасности.

Под идентификацией понимают процесс обнаружения, выявления и распознавания опасностей и установление их количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность деятельности.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность и условия их проявления, причины, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретных задач по защите от опасностей.

Номенклатура — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т. п. Полезность номенклатуры состоит в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность. Целесообразно выделять несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.

В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальная ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машины, высота, газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горячие поверхности, движущиеся части машины, транспорт, динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, заболевания, замкнутый объем, избыточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, метеориты, микроорганизмы, молнии (грозы), монотонность, нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, напряженность трудового процесса, недостаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предметы (колющие, режущие), отравление, ошибочные действия людей, охлажденные поверхности, падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль, рабочая поза, радиация, резонанс, скорость движения и вращения, скользкая поверхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество, тайфуны, ток (электрический), туман, тяжесть труда, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, шум, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональная перегрузка, ядовитые вещества и др.

Для анализа выявленных опасностей их целесообразно классифицировать.

Классификации опасностей:

1. По происхождению (по источнику):

· природные (стихийные бедствия)

· техногенные

· антропогенные

· биологические

· экологические

· социальные

2. По характеру воздействия энергии:

· активные

· пассивные (активирующиеся за счёт энергии человека)

3. По воздействию на человека (классификация ГОСТ):

1) физические

2) химические:

· общетоксичные

· мутагенные (антибиотики, витамины, ферменты, белковые препараты)

· отравляющие

· канцерогенные (опухолевые заболевания)

· сенсибилизирующие (аллергические реакции)

4. Биологические (микроорганизмы, патогенные организмы, вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные животные, пресмыкающиеся)

5. Психофизиологические опасности (факторы трудового процесса, характеризующие физические и нервнопсихические перегрузки, определяющие тяжесть и напряжённость труда

Итак, как мы уже говорили, абсолютная безопасность деятельности недостижима. Стремление к абсолютной безопасности в ряде случаев вступает в антагонистические противоречия с техническими и экономическими возможностями общества на данном этапе его развития. Следовательно, возникает проблема определения допустимого риска.

Опасности носят стохастический характер, т. е. они могут проявиться или не проявиться. Поэтому в качестве адекватной оценки риска можно принять вероятность наступления нежелательного события, определяемую статистически.

Рискэто количественная оценка опасности.

Риск – количественная оценка опасности:

n – число неблагоприятных последствий

N – возможное число неблагоприятных событий за определённый период.

Допустимый риск (приемлемый) 10-6

Кроме индивидуального риска, который характеризует опасность для отдельного человека, выделяют другие виды.

Социальный, или коллективный, риск — характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий проявления опасностей, чрезвычайных ситуаций для группы людей.

Экологический риск — выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.

Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемого обществом от рассматриваемого вида деятельности.

Для анализа риска на стадии идентификации рекомендуется использовать следующие методы риск-анализа: «Что будет, если...», «Проверочный лист», их комбинацию, анализ опасности и работоспособности, анализ вида и последствий отказов, анализ дерева отказов, анализ дерева событий и др.

Традиционная цель обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий, несчастных случаев (НС) и других нежелательных последствий практически недостижима. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и принял концепцию приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Концепция приемлемого риска сочетает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Очевидно, что проблема определения приемлемого риска в различных сферах деятельности современного человека имеет социальные, экономические, психологические и другие аспекты. Социальный эффект может проявляться, например, в том, что преимущества от применения новой, более совершенной технологии концентрируются у одних членов общества, а риск неблагоприятных последствий, связанных с ее недостатками, распределяется на других членов или на все общество в целом.

Требование абсолютной безопасности обеспечить практически невозможно, поэтому современное общество стремится снизить уровень риска до приемлемых, практически достижимых значений, с которыми оно в данный период времени соглашается, ради достижения определенной выгоды.

Многие специалисты принимают величину 10-6 как тот уровень, к которому следует стремиться, устанавливая степень риска, обусловленную деятельностью промышленных предприятий.

Выделяют четыре методологических подхода к определению риска:

инженерный, опирающийся на статистику, расчет частоты опасности, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности;

модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и др.;

экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов;

социологический, основанный на опросе населения.

 

Тема № 2





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.248.167
Генерация страницы за: 0.027 сек.