Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций




В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В переходный период и военное время функции защиты населения и территории страны берет на себя Гражданская оборона Российской Федерации (ГО).

До 1986 г. вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС в мирное время. Такой механизм был создан в 1990 г. в виде Российского корпуса спасателей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сокращенно РСЧС), созданная в 1992 г. и реформированная в 1995 г. В настоящее время действует положение о ней, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.03 г. № 794. Это — организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для решения вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и осуществляющая свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных образованиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет координационные, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов (рис. 3).

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне, охватывающем территорию РФ, —Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (ПКЧС и ОПБ), КЧС федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств Российской Федерации);

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), — КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъекта РФ;

на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) КЧС и ОПБ органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, — комиссия по КЧС и ОПБ организации в пределах соответствующего федерального округа, функции и задачи по обеспечению координации деятельности осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Основными задачами данных комиссий является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня, обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти при выполнении мероприятий по защите населения и территорий в ЧС и ОПБ, а также восстановительных работ.

Постоянно действующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне — МЧС России по делам ГОЧС; в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации— органы управления (ОУ)по делам ГОЧС;

на региональном уровне — региональные центры (РЦ) по делам ГОЧС, МЧС;

на территориальном уровне — министерства, государственные комитеты (ГК) и главные управления (ГУ) по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне — управления (в категорированных городах и районах городов с районным делением), отделы (в сельских районах, некатегорированных городах и других населенных пунктах) по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне — отделы, секторы, (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. Все они, за исключением региональных центров, создаются при соответствующих органах государственной, исполнительной или местной власти и имеют двойное подчинение: по территориальной (ведомственной) линии — соответствующим органам власти; в части руководства по предназначению — вышестоящим органам, управления по делам ГОЧС вплоть до МЧС России.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

• центры управления (ЦУ) в кризисных ситуациях, информационные центры (ИЦ), дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти;

• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров (РЦУ);

• центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти;

• единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

• дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) (ДДСО).

Они являются органами оперативного управления, осуществляют круглосуточное дежурство и размещаются в специально оборудованных пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, как правило, стационарные, подвижные и вспомогательные ПУ ГО, если руководство мероприятиями не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС.

Штатные оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях (вплоть до категорированных городов) и размещаются на пунктах управления ОУ ГОЧС.

Система пунктов управления МЧС России (ОУ ГОЧС) состоит из системы ПУ ГО и специализированных ПУ РСЧС. К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства РСЧС каждого уровня включают силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы (АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований могут привлекаться к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом Президентом РФ.

Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются для ликвидации ЧС в соответствии с задачами, нормативными правовыми актами РФ.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях и акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Режим повышенной готовности устанавливается руководителем соответствующего уровня при угрозе возникновения ЧС, а режим ЧС — при возникновении и ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

• сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (ОПБ);

• разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и ОПБ;

• планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

• подготовка населения к действиям в ЧС;

• пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ;

• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ;

• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению в соответственные места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

• ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

• введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

• непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС; информирование населения о приемах и способах защиты от них;

• принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

• уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов по предупреждению и ликвидации ЧС;

• приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предлагаемые районы действий;

• восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

• проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды,

прогнозирования развития возникших ЧС и их последствий;

• оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;

• проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

• организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;

• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

• организация и поддержание непрерывного взаимодействия на всех уровнях;

• проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения вЧС.

Для ликвидации ЧС создаются и используются следующие резервы финансовых и материальных ресурсов:

• резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;

• запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

• резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

• резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Системы связи и оповещения предназначены для управления РСЧС и представляют собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов в настоящее время установлен единый номер — 01.

Положение о РСЧС регламентирует также порядок и особенности действий руководителей работ по ликвидации ЧС, порядок финансирования РСЧС, целевых программ и мероприятий по ликвидации ЧС, использование материального резерва, порядок, организацию и осуществление работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, международной гуманитарной помощи.

 

6. Пожаро-взрывоопасные объекты: классификации, причины пожаров и профилактика

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государством органом.

Правила пожарной безопасности — комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации объекта.

Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения, проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Источник зажигания — средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения.

Горючая среда — среда, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

Профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Существуют два подхода и оценки пожаровзрывоопасности производств: детермированный и вероятностный.

Детерминированный метод основан на определенной количественной дифференциации производств на категории, классы и т. п.

Вероятностный подход основан на расчете вероятности достижения определенного уровня пожаровзрывоопасности, т. е. на концепции допустимого риска.

Действующие стандарты, нормы и правила, регламентирующие деятельность по обеспечению пожарной безопасности не дают ответ на вопрос: насколько опасны в пожарном отношении для человека и среды его обитания складывающиеся реальные ситуации и насколько целесообразны предпринимаемые пожарно-профилактические мероприятия, так как в их основе нет конкретного прогноза на развитие ситуации, в следствии чего их требования реализуются одновременно с целью повышения надежности и противопожарной защиты в условиях неопределенности их эффективности, это приводит к неопределенным затратам собственника.

Для определения пожарной обстановки (ситуации) на объекте должна использоваться концепция допустимого риска возникновения пожара.

Риск возникновения пожара — мера пожарной опасности, определяющая возможность возникновения пожара на объектах жизнедеятельности человека, нанесения вреда людям, имуществу, производству и среде обитания, характеризующая действие (или бездействие) лиц ответственных за пожарную безопасность.

Оценка риска возникновения пожара с учетом расчета значений (критериев) его опасных факторов позволяет в реальном режиме времени произвести оценку состояния пожарной опасности объекта и принять целесообразные и достаточные меры пожарной профилактики, тем самым повысить эффективность системы управления пожарной безопасности на объекте.

Статистика пожаров в Российской Федерации за последние 10 лет представлена в табл.10.

Таблица 10

Статистика пожаров в Российской Федерации

Показатель Годы
                     
Общее число пожаров 272,6 264,9 259,4 245,5 245,4 259,8 239,3 231,5 227,0 218,6 211,2

В 2007 году ежедневно в России происходило 579 пожаров, при которых погибали 44 человека и 37 получали травмы. Огнем уничтожались 160 строений, 24 единиц автотракторной техники и 8 голов скота. Ежедневный материальный ущерб составлял 3,4 млн. руб. На города РФ пришлось 65,4 % от общего количества пожаров, 5,51 % числа погибших и 0,5 % травмированных при пожарах людей, 60,3 % материального ущерба.

Больше всего пожаров в 2007 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа составила 71 %, а материального ущерба — 49,6 %. В результате неосторожного обращения с огнем произошло 44,28 % пожаров, которые причинили 22,1 % материального ущерба от общего количества. Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования стало причиной каждого пятого пожара (19,3 %), а доля ущерба от них составила 25 %.

Причины пожаров можно подразделять на четыре вида:

· социум,

· технология,

· природа,

· прочие.

Социумотражает совокупность причин пожаров явившихся результатом деятельности людей, их поведения при использовании огня и пожароопасных изделий в производстве, быту и т. д. К ним относятся:

· неосторожность при курении;

· электрогазосварочные работы;

· нарушение правил эксплуатации электроустановок и электронагревательных приборов;

· неправильное устройство отопительных печей и нарушение правил их эксплуатации;

· умышленные поджоги.

· неосторожное обращение с огнем;

· шалость детей с огнем.

Технологияотражает совокупность причин пожаров, возникших в результате отказов и неисправности оборудования, машин, агрегатов, а также из — за несовершенства технологии обработки веществ и материалов.

Природаотражает совокупность причин пожаров от действия природных сил и функционирования микроорганизмов.

Прочие причиныпричины, проявление которых не идентифицировано при расследовании пожаров.

Количественные оценки структурного распределения причин пожаров показывают следующее:

· социальные — 85 % (колебания по регионам России: минимум 60, максимум 95 %);

· технологические причины — 2 % (колебания по регионам: минимум 1 %; максимум 4 %);

· природные — 1 % (колебания по регионам: минимум 0,1, максимум 3 %);

· прочие причины — 13 % (колебания по регионам: минимум 4, максимум до 40 %).

Следовательно, социальные аспекты поведения людей является лидирующими в инициации возникновения пожаров.

Основной причиной гибели людей на пожарах (73-80 %) является отравление продуктами горения. Кроме того, расследование загрязняющих веществ от пожаров в жилье не может полностью исключить негативные последствия, так как некоторые вредные, токсичные и канцерогенные вещества остаются в окружающей среде в неизвестном виде долгое время.

Производственные, складские здания и помещения в зависимости от количества и пожаро-, взрывоопасных свойств, находящихся в них веществ и материалов, с учетом особенностей технологических процессов размещаемых в них производств, согласно НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» подразделяются на категории по взрывопожарной и пожарной опасности:

А (взрыво-пожароопасная): горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа.

Б (взрыво-пожароопасная): горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

В1-В4 (пожароопасные): горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть при условии, что помещение, в котором они имеются в наличии или обращении, не относятся к категориям А или Б.

Г: негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или в расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр, пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.

Д: негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Вышеуказанные нормы не распространяются на помещения и здания для производства и хранения взрывчатых веществ, средств инициирования взрывчатых веществ, здания и сооружения, проектируемые по специальным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке.

По пожарной опасности строительные конструкции классифицируются на 4 класса:

· КО (непожароопасные);

· К1 (малопожароопасные);

· К2 (умереннопожароопасные);

· КЗ (пожароопасные).

По функциональной пожарной опасности здания и помещения классифицируются на пять классов (Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4 и Ф5) в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них, в случае возникновения пожара, находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, сна или бодрствования, вида основного функционального контингента и его количества.

К классу Ф1 относятся здания и помещения, связанные с постоянным или временным проживанием людей:

Ф1.1 —детские дошкольные учреждения, дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений;

Ф1.2 — гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха, кемпингов и мотелей, пансионатов;

Ф1.3 — многоквартирные жилые дома;

Ф1.4 — индивидуальные, в том числе блокированные дома.

К классу Ф2 относятся зрелищные и культурно-просветительские учреждения:

Ф2.1 — театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения и другие учреждения с местами для зрителей в закрытых помещениях;

Ф2.2 — музеи, выставки, танцевальные залы, публичные библиотеки и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;

Ф2.3 — то же, что в Ф2.1, но расположенные на открытом воздухе.

К классу ФЗ относятся предприятия по обслуживанию населения:

ФЗ.1 — предприятия торговли и общественного питания;

Ф3.2 — вокзалы;

ФЗ.З — поликлиники и амбулатории;

Ф3.4 — помещения для посетителей предприятий бытового и коммунального обслуживания населения;

Ф 3.5 — физкультурно-оздоровительные и спортивно-тренировочные учреждения без трибун.

К классу Ф4 относятся учебные заведения, научные и проектные организации:

Ф4.1 — общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, профтехучилища, внешкольные учебные заведения;

Ф4.2 — высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации;

Ф4.3 — учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, офисы.

К классу Ф5 относятся производственные и складские помещения:

Ф5.1 — производственные и лабораторные помещения;

Ф5.2 — складские здания и помещения, стоянки автомобилей без технического обслуживания, книгохранилища и архивы;

Ф5.3 — сельскохозяйственные здания.

Производственные и складские помещения, а также лаборатории и мастерские в зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 относятся к классу Ф5.

Пожаро-, взрывоопасность объекта определяется параметрами пожароопасности и количеством используемых в технологических процессах материалов и веществ, конструктивными особенностями и режимами работы оборудования и зданий, наличием возможных источников зажигания и условий для быстрого распространения огня в случае пожара.

Поэтому, на стадии проектирования и экспертизы зданий вопросы пожарной безопасности решаются в следующей последовательности:

1. Определяется категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещений и целом здания по НПБ-105-03 (А, Б, В1— В4, Г, Д).

Категории помещений и зданий определяют и применяют для установления нормативных требований к планировке и застройке, этажности и площади размещаемых помещений, выбору конструктивного решения, инженерному оборудованию и т. д.

2. Выбирается требуемая степень огнестойкости зданий; выбор производится с учетом категории зданий (помещений) по взрывопожарной опасности, количества и площади этажей (по соответствующим таблицам, разделам СНиП).

3. Находятся пределы огнестойкости конструкций здания по таблицам

СНиП 2.01.02-85 и СНиП 21-07-97*.

4. По пределам огнестойкости и пожарной опасности конструкций находят их материалы и размеры (удовлетворяющие требованиям СНиП 21-07-97, паспортным сертификатам, ГОСТам и справочникам.

5. Определяется безопасность застройки, т. е. разрабатывается генплан с учетом противопожарных разрывов, «розы ветров» и т. д.

По электробезопасности в соответствии с требованиями ПУЭ (Правила устройства электроустановок) помещения классифицируются по условиям окружающей среды и по взрыво-, пожароопасным свойствам обращающихся веществ и материалов.

По условиям окружающей среды:

Сухими помещениями называются помещения, в которых относительная влажность воздуха не превышает 60 %.

Влажными помещениями называются помещения, в которых пары или конденсирующая влага выделяется лишь кратковремен но в небольших количествах, а относительная влажность воздуха более 60 %, но не превышает 75 %.

Сырыми помещениями называются помещения, в которых относительная влажность воздуха длительно превышает 75 %.

Особо сырыми помещениями называются помещения, в которых относительная влажность воздуха близка к 100 % (потолок, стены, пол и предметы, находящиеся в помещениях, покрыты влагой).

Жаркими помещениями называются помещения, в которых под воздействием различных тепловых излучений температура превышает постоянно или периодически (более 1 сутки) 35 С.

Пыльными помещениями называются помещения, в которых по условиям производства выделяется технологическая пыль в таком количестве, что она может оседать на проводах, проникать внутрь машины, аппаратов и т. п.

Пыльные помещения разделяются на помещения с токопроводящей пылью и помещения с нетокопроводящей пылью.

Помещениями с химическиактивной и органической средой называются помещения, в которых постоянно или в течение длительного времени содержатся агрессивные пары, газы, жидкости, образуются отложения или плесень, разрушающие изоляцию и токоведущие части электрооборудования.

По взрыво-, пожароопасным свойствам обращающихся веществ и материалов помещения подразделяются на зоны:

Взрывоопасная зона — помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в котором имеются или могут образовываться взрывоопасные смеси.

Пожароопасной зоной называется пространство внутри и вне помещений, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие вещества, и в котором они могут находиться при нормальном технологическом процессе или при его нарушениях.

Риск возникновения пожара — мера пожарной опасности, определяющая возможность возникновения пожара на объектах жизнедеятельности человека, вреда людям, имуществу и среде обитания, характеризующая действие (или бездействие) лиц ответственных за пожарную безопасность.

Оценка пожарных рисков — выявление условий причинения вреда возможным пожаром и определение характера (размеров) этого вреда.

Оценка пожарного риска проводится в ходе обследования объекта или пожарно-технической экспертизы проекта и включает следующие этапы, расположенные в порядке выполнения:

1. Определение критической пожарной нагрузки, находящейся (на участках, помещениях) на объекте.

2. Определение возможных источников зажигания (на участках, помещениях) на объекте.

3. Оценка пожарной нагрузки по основным теплофизическим показателям.

4. Систематизация источников зажигания по виду возникновения процесса горения.

5. Оценка пожарной нагрузки по основным пожарным показателям.

6. Оценка воспламеняющих показателей источников зажигания.

7. Сопоставление критических параметров воспламенения и зажигания горючей нагрузки с предельными теплоэнергетическими (воспламе-няющимися) показателями источников зажигания.

Профилактика пожаров проводится в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами и оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах включают в себя:

соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц Государственного пожарного надзора;

проведение противопожарной пропаганды, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности;

включение в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности;

содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допуская их использование не по назначению;

создание и содержание, в соответствии с установленными нормами, органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

содействование деятельности добровольных пожарных;

незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров.

К организационно-техническим мероприятиям относятся:

• указание, в соответствующей технической документации показателей пожарной опасности продукции (веществ, материалов, изделий, оборудования и т. п.), а также меры пожарной безопасности при обращении с ней;

• обязательная разработка для производств планов тушения пожаров, предусматривающих решения по обеспечению безопасности людей;

• разборка и реализация норм и инструкций о порядке работы с пожаро-, взрывоопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и о действиях людей при возникновении пожара;

• разработка планов по действиям администрации, рабочих и служащих на случай возникновения пожара и организации эвакуации людей;

• осуществление противопожарного страхования в добровольной и обязательной формах;

• подтверждение соответствия в области пожарной безопасности.

К инженерно-техническим мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности относятся:

• применение средств пожаротушения и соответствующих видов пожарной техники;

• применение автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения;

• применение основных строительных конструкций объектов с регламентированными пределами огнестойкости и пожарной опасности;

• защита конструкций объектов посредством обработки их антиперенами и нанесение на них огнезащитных красок (составов);

• устройства, обеспечивающие ограничение распространения пожара;

• противопожарные преграды;

• предельно допустимые площади противопожарных отсеков и секций, ограничение этажности;

• аварийное отключение и переключение установок и коммуникаций;

• средства, предотвращающие или ограничивающие разлив и растекание жидкости при пожаре;

• огнепреграждающие устройства в оборудовании.

Спасение людей на пожаре. Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей в объекте. Для этого необходимо:

• установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

• обеспечить возможность беспрепятственного движения по эвакуационным путям;

• организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковые и речевые оповещатели и т. д.);

• применение средств коллективной и индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара (убежища и т. д.);

• применение систем противодымной защиты должно обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения на путях эвакуации в течение времени, необходимого для эвакуации людей, или коллективную защиту людей.

В условиях пожара первоочередной задачей является спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара.

Спасение людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет совокупность мер по эвакуации людей из зон воздействия и вторичных проявлений опасных факторов пожара.

Спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Спасение людей при пожаре должно проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них факторов пожара. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Эвакуация людей должна обеспечиваться, как правило, за счет инженерно-технических мероприятий посредством создания безопасного объемно-планировочного решения.

Нормами соответствующих СНиП регламентируются требования, обеспечивающие безопасность людей при эвакуации. Так, регламентируются предельно допустимые расстояния от наиболее удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода. Не все выходы являются эвакуационными.

Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

а) из помещений первого этажа наружу (непосредственно через коридор, вестибюль, лестничную клетку);

б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или в коридор (холл), ведущий непосредственно в лестничную клетку;

в) в соседние помещения (кроме помещений класса Ф5 категории А и Б) на том же этаже, обеспеченном выходами, указанными в «а» и «б».

К эвакуационным выходам предъявляются определенные требования: размеры, количество, расположение и др. Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Выходы, не являющиеся эвакуационными, могут рассматриваться как аварийные, обеспечивающие повышение безопасности. Пути эвакуации должны быть освещены. Высота путей эвакуации должна быть не менее 2 м, а ширина в пределах 1—1,2 м. Нормами регламентируются также размеры лестничных маршей и клеток.

Количество эвакуационных выходов, их размеры, условия освещения и обеспечения незадымляемости, а также протяженность путей эвакуации должны соответствовать противопожарным нормам СНиП.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре.

Руководитель объекта численностью 50 человек и более в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны производиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать, в соответствии с планами эвакуации, передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию или выборочно в отдельные его части. Они должны выполняться согласно требованиям НПБ 104-03. Наиболее надежной системой оповещения является электрическая пожарная сигнализация.

Пожарная сигнализация быстро и точно сообщает о пожаре с указанием места его возникновения, тем самым побуждает к действиям обслуживающий персонал. Эти действия заключаются в следующем: немедленном сообщении о пожаре по телефону в пожарную охрану (при этом обязательно называются адрес объекта, место возникновения пожара и своя фамилия), принятии исчерпывающих мер по удалению за пределы опасной зоны всех работающих, тушении (по возможности) пожара и сохранности материальных ценностей, а также встрече пожарных подразделений.

Важнейшим элементом сигнализации являются пожарные извещатели, которые преобразуют физические параметры, характеризующие пожар, в электрические сигналы. В зависимости от фактора, вызывающего срабатывания, извещатели подразделяются на тепловые, дымовые, световые и комбинированные. По способу приведения в действие извещатели подразделяют на ручные и автоматические.

Противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения (локализации) пожара и продуктов горения в другие помещения.

Противопожарные преграды, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводится на всю высоту здания. Общая площадь проемов, оборудованных люками, дверями, воротами, в противопожарных преградах не должна превышать 25 % площади.

Обеспечение безопасности людей сегодня решается выполнением технических решений последующим направлениям:

• совершенствованием технического оснащения пожарно-спасательных служб;

• повышением огнестойкости элементов конструкции зданий;

• установкой в зданиях интеллектуальных систем предупреждения возгораний и их ликвидации на ранних стадиях развития;

• совершенствованием архитектурно-планировочных решений по обеспечению самостоятельного выхода людей из зданий;

• обеспечением людей средствами экстренного самостоятельного спасения.

Для спасения людей из высотных зданий существуют спасательные средства следующих типов:

• спасательные лестницы различного вида;

• средства свободного падения или прыжковые спасательные устройства;

• аэродинамические средства эвакуации;

• канатно-спускные устройства спасения;

• рукавные спасательные устройства.

Для прекращения горения необходимо добиться такого понижения температуры в зоне реакции, при которой горение прекратится. Абсолютный предел такой температуры называется температурой потухания.

В процессе тушения пожара условия потухания создаются:

· охлаждением зоны горения или горящего вещества,

· изоляцией реагирующих веществ от зоны горения;

· разбавлением реагирующих веществ и химическим торможением реакции горения.

В практике тушения пожара чаще всего используют сочетание приведенных принципов, среди которых один является в ликвидации горения доминирующим, а остальные способствующими.

Вид и характер выполнения действий в определенной последовательности, направленных на создание условий прекращения горения, называют способом тушения пожара.

Существующие способы и средства тушения пожаров:

1. Способы охлаждения:

· сплошными струями воды

· распыленными струями воды

· перемешиванием горячих веществ

2. Способы изоляции

· слоем пены

· слоем продуктов взрыва ВВ

· созданием разрывов в горячем веществе

· слоем огнетушащего порошка

· огнезащитными полосами

3. Способы разбавления:

· струями тонкораспыленной воды

· газоводяными струями от АГВТ

· негорючими парами и газами

· горючих жидкостей водой

4. Способы химического торможения:

· огнетушащим порошком

· галоидоуглеводородами

Огнетушащие вещества по доминирующему принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы:

· охлаждающего,

· изолирующего,

· разбавляющего,

· ингибирующего действия.

Охлаждения - вода: компактные струи, распыленная, тонкораспыленная, аэрозольного распыления, со смачивателем; «скользкая вода»; «вязкая вода»; растворы неорганических солей; водно-щелочные растворы; ОС-5; ОС-А1

Изоляции - огнетушащие пены на основе: пенообразователей общего назначения: ПО-ЗА; ПО-1; «Ива»; ПО-6К; «САМПО»; ПО-6TC; П06ТЦ*; ПО-6; «ТЭАС-А»; «Каскад»; «Агиель»; «Поток»; пенообразователей целевого назначения: ПО-6ТФ; «Универсальный» ПО-1С; «Морской»; «Морозко»; ПО-6МТ; ПО-6ТС-М

Разбавления - газы: углекислота, азот, аргон; элегаз; гелий; водяной пар; перфгобутон; метилиодид; хладоны: 114В2; 13В1; 12В1; 22В1; 124; 125; 227; 23; четыреххлористый водород; СЖД; БФ-1; БМ

Химического торможения реакции горения - порошки; ПФ; П-2АП; ПСБ-3; ПИРАНТ-А(н.к); П-1А; П-2АК; ПГПМ; ПМГС; ПХК; РС; СИ-2; ПС-1; ВИ-2(3); ФЛ-1; ВСЕ; «Монекс»; «Карате»; «Фаворит-М»

Химического торможения и разбавления - аэрозолообразующие огнетушащие средства: СТК-24-МФ; МГИФ-1(3); СБК-2(М); ПАС-11-8; ПАС-47М; ПТ-4; ПТ-50-2; Е-1

Тема № 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.217 сек.