Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность




Как в повседневной жизни, так и в научном знании для обозначения феномена человека используются разные термины: индивид, личность, индивидуальность и собственно человек. Если на бытовом уровне эти слова выступают как синонимы, то в науке эта цепочка отражает различие в подходах к одному и тому же очень сложному феномену, каким является человек, разных наук: биологии, психологии, социологии, философии.… По существу, феномен человека представляет собой совокупность всех этих понятий.

Понятие человеческий индивид отражает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных психологических характеристик. Человеческий индивид является предметом биологии.

Термин личность характеризует данный феномен как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, зависящий от конкретно-исторических условий. Он отражает целостность социальных свойств человека. Именно они делают людей похожим на других людей. Понятие «личность» является предметом социологии.

Понятие индивидуальность характеризует совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза (развития) физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида ото всех остальных, что является предметом психологии.

Философия оперирует понятием человек, отражающим совокупность общественных отношений и включающим биологическую, ментальную и культурную природу данного феномена.

В научной литературе часто используются все эти термины, и из контекста следует, о каком подходе идет речь.

Таким образом, современное научное знание исходит их представления о человеке как о социально-природном существе, чрезвычайно сложном и многоплановом.

Русский философ XX в. Н.Бердяев утверждал, что личность человеческая более таинственна, чем мир, она и есть целый мир. Подобную мысль высказывал и другой русский мыслитель XX в. П.Флоренский, утверждая, что личность представляет собой нечто уникальное, неповторимое. К этому примешивается обыденное понимание личности как некоторой оценочной характеристики. По мнению большинства людей, быть личностью – значит, быть способным на самостоятельные, сильные решения и поступки. А если не совершать их, означает ли это, что человек перестает быть личностью? Понятия: человек, индивидуальность, личность – одни из сложнейших в человековедении. Здесь уместно вспомнить строки советского поэта Е.Евтушенко:

«А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей»

Таким образом, с точки зрения современных представлений, понятие «личность» означает индивидуальность в ее социальных отношениях и связях. Но и сегодня ученые спорят, как отделить понятие «личность» от «индивидуальности», биологическое от социального… Сложность заключается в том, что любая особенность человека, любая черта его внешности или строения тела может быть безразличной по отношению к его личности, а может быть весьма существенной. Все зависит от того, как относится он сам и окружающие его люди к этим особенностям и как они влияют на положение человека среди других. Здесь мы сталкиваемся с субъективностью оценок, что усложняет решение подобной проблемы.

Характерным примером может служить отношение человечества к идеалам красоты, существовавшее в разные исторические эпохи и зачастую резко противоположное. Достаточно посмотреть на живописные образы красавиц эпохи Возрождения, выполненные великими мастерами живописи. С точки зрения современных взглядов, основанных достижениях медицины, они свидетельствуют о физической патологии этих образов. То же можно сказать о татуировках, которые с доисторических времен и поныне у ряда народов имеют мистическое обрядовое предназначение. В Росси они до недавнего времени были символом криминального прошлого их обладателей, а сегодня повсеместно используются наряду с атрибутами косметики.

Да и среди народов, живущих в одну историческую эпоху, эталоны красоты зачастую прямо противоположны. В доказательство можно привести специальные приемы по уменьшению размера ноги, и по сей день кое-где применяющиеся женщинами Японии. Они носят обувь в виде деревянных колодок, уродующих стопу, лишь бы соответствовать принятым в данном сообществе стандартам. А жители некоторых островных государств удлиняют свои шеи (иногда до 40 см.), надевая специальные обручи.

Существует полушутливое утверждение, что если бы нос Клеопатры был несколько длиннее (или короче), то история человечества пошла бы другим путем. (Клеопатра (I в до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта, обладавшая, согласно преданию, сказочной красотой, прославленная благодаря драматической истории любви к ней двух римских полководцев: Антония и Цезаря). В этом утверждении заключена мысль о том, что внешние характеристики человека неотделимы от его природы, а все вместе это влияет как на его судьбу, так и на судьбы окружающих и, в конечном итоге, общества в целом.

Есть масса примеров того, как инвалиды детства превращались либо в неординарные личности, либо в закомплексованных людей, озлобленных на весь мир. Такие наблюдения, в частности, проводил русский советский психолог А. Леонтьев. Таким образом, предпосылки развития личности, по существу, безличностны. Но так происходит только до тех пор, пока не включается тот образец, который в данное время в данном месте служит идеалом личности. В обществе лучше всего себя чувствует тот, кто наиболее точно вписывается в существующий стереотип внешности, поведения и даже – мыслей. Но тут опять приходим к противоречию. Если это так, то является ли данный индивид личностью? Как видим, в этой области знания вопросов больше, чем ответов.

В 30-ые годы М. Горький выдвинул идею создания Института человека, который бы занимался комплексным изучением данной проблемы. В 50-ые годы в СССР был создан Совет по комплексным исследованиям человека, который позже распался. Дело в том, что в научных кругах существует достаточно большое число тех, кто является противниками комплексности, поскольку предпосылки и выводы конкретных дисциплин зачастую несовместимы. Это еще раз подчеркивает сложность проблемы и многообразие подходов к ее решению.

Так, экономика допускает, что человек способен к рациональному выбору, а психология опирается на тот факт, что мотивы человеческого поведения в значительной мере иррациональны (не поддаются разумному объяснению). Социология рассматривает человека как пластическое существо, способное к различным общественным адаптациям. Психологи же наоборот, опираются на стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Биологи доказывают неизменность человеческой природы на протяжении тысячелетий, историки интересуются тем, как под влиянием культуры преображается человеческое существо.

Как и любое знание, представление о сущности человека не может быть конечным. Но, все более детально изучая отдельные аспекты ее проявлений, опираясь на новые научные знания, человечество все больше приближается к пониманию этой сущности во всем ее многообразии.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что отражает понятие «человеческий индивид»?

2. Предметом какой науки является понятие «личность»?

3. Какая научная дисциплина исследует проблемы, связанные с индивидуальностью?

4. Обоснуйте распад Совета по комплексным исследованиям человека.

5. Расскажите о связи характера человека с характеристиками его внешности.

6. На какие основные характеристики человека опираются исторические науки?

7. Поясните, какие признаки человека выделяет экономика при построении своей системы исследования.

8. Как вы думаете, возможно ли до конца понять истинную сущность человека?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.