Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции личности




Как отмечалось ранее, проблема личности является одной из ключевых в социологии. Современная социология, исследуя общество и человека в нем, рассматривает социум на двух уровнях: макро - и микроуровне.

Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые иначе называются структурами, включают такие общественные институты как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. (Институт – это общественное установление, распорядок, узаконенный какими-либо нормами). Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они также стремятся выявить, как изменяются эти взаимосвязи.

Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни, их взаимодействие (интеракцию).

Основанное на этой концепции учение получило название Интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие). Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают тем или иным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований — поведение индивидов, их поступки, мотивы, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Т.е. как человек, так и социальный порядок являются продуктами коммуникаций. При таком подходе поведение людей не может рассматриваться только как ответ на воздействие среды, или как выражение внутренних потребностей человека, или даже как проявление культурных шаблонов, существующих в данном обществе. Оно также является результатом взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Личность формируется в процессе повседневного взаимодействия с другими людьми. Культура группы, социума, возникает органически из моделей поведения, которые появляются в процессе коммуникации при взаимодействии людей друг с другом и совместном взаимодействии их с условиями жизни. Внешний контроль деятельности индивида, который необходим для нормальной жизнедеятельности общества, приобретает черты самоконтроля.

К макросоциологическим теориям можно отнести Структурный функционализм. Он представляет собой методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия отдельных структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположником структурного функционализма считается американский социолог ХХ в. Т. Парсонс, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддерживать собственное равновесие, добиваться согласия между разными элементами структуры. (Имманентное свойство — это неотъемлемое свойство предмета; свойство, присущее ему по самой его природе). У любой системы, в том числе, и у социальной, согласно этой теории, есть четыре основные функции (отсюда и название данной теории - функционализм).

Эти функции:

· адаптация – приспособление к меняющимся условиям. Изменения обычно имеют постепенный (эволюционный), а не скачкообразный, революционный характер;

· целедостижение;

· интеграция, т.е. объединение; осознание общества как цельного организма, формирующегося на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

· поддержание образца, т.е. сохранение существующего порядка. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля как правоохранительные органы и другие социальные институты.

Применительно к социальной системе эти четыре функции выполняют подсистемы (компоненты более крупной системы): экономическая, политическая, правовая и морально-идеологическая.

Личность находится в постоянном контакте с системой, следовательно, находится под ее влиянием.

Логическим продолжением теории Структурного функционализма явилась Ролевая теория. Согласно этой теории, индивид находится в прямой зависимости от множества социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Иными словами, социальная роль – это предписанный образец поведения, ожидаемый от индивида в данной ситуации в силу его позиции в этой ситуации.

Все роли делятся на предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые она включена. В процессе социализации индивид усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Таким образом, личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Понятие социальной роли включает в себя ролевые ожидания и ролевое поведение. Ролевые ожидания – это то поведение, которого ждут от данной роли (а, следовательно, и от исполняющего ее человека) в обществе. Ролевое поведение – то поведение, которое человек реально демонстрирует на практике. Беря на себя определенную роль, человек более или менее точно представляет себе права и обязанности, связанные с ней. Общество следит за тем, чтобы ролевое поведение соответствовало ролевым ожиданиям. Для этого существует система общественного контроля: от общественного мнения до системы санкций; от простого порицания до строгого пресечения. Один человек, как правило, играет одновременно несколько ролей. Так, он может быть студентом ВУЗа, ребенком своих родителей, другом, игроком футбольной команды, участником турпоездки. Многообразие ролей может приводить к противоречиям, а иногда и к конфликтам. Например, играя роль хорошего семьянина, человек не может уделять необходимого времени общению с друзьями и т.п. В то же время эти противоречия создают новые возможности для бизнеса по удовлетворению потребностей людей. Так противоречия между социальными ролями домохозяйки – хранительницы домашнего очага и деловой женщины – специалиста высокотехнологичного производства привело к созданию современной бытовой техники, значительно облегчающей рутинный домашний труд. Противоречия между ролями бизнесмена, занятого человека, не имеющего возможности надолго оставить свою фирму и любителя путешествий, смены разнообразных впечатлений, привели к интенсификации отдыха и разработке насыщенных маршрутов, соединяющих в себе разные виды туризма.

Усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе. Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общества. Это связано с местом той или иной группы и ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Основным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус – степень положительной оценки роли человека (или группы) в обществе. Поскольку значимость разных ролей в жизнедеятельности общества различна, существует пирамида статусов, означающая социальное неравенство. Например, для стабильного существования фирмы роль менеджера является более важной, чем роль курьера, следовательно, первая роль обладает более высоким статусом. Статусные позиции не являются неизменными: они меняются вместе с условиями жизни. Так в условиях товарного производства, когда большая часть человечества производила промышленные и сельскохозяйственные товары, наиболее престижными были профессии «людей труда». Именно их успехи и достижения наиболее ценились и отмечались обществом. Работа в сфере услуг в то время считалась крайне непрестижным занятием. В постиндустриальном обществе, когда большую часть производственных функций выполняют машины и механизмы, произошло перераспределение трудовых ресурсов. Высвободившиеся из сферы материального производства люди перешли в сферу услуг, стали заниматься творческими профессиями; изменились общественные оценки роли этих профессий. Врачи, юристы, психологи, экологи, банковские служащие, сотрудники турфирм обладают довольно высоким статусом в современном обществе.

Статусные позиции в значительной мере связаны с историей, культурой, менталитетом общества. Даже в родственных по характеру общественного устройства государствах статусы разных профессий различны. Так центральная Европа (особенно после объединения) наиболее высоко ценит труд юристов, маркетологов. Это объясняется тем, что европейцам приходится согласовывать свои законы, правила существования на едином общественном пространстве, способы ведения бизнеса. В то же время, в Норвегии, например, одной из самых престижных профессий является профессия учителя. Объяснение этому феномену состоит в том, что эта скандинавская страна, одна из самых благополучных в Европе, основное внимание своей внутренней политики уделяет подрастающему поколению, направляя на него усилия всего общества. А в США, озабоченных проблемой индивидуального здоровья, особенно велик статус врачей, стоматологов, психоаналитиков.

Как и любая теория, теория ролей, хорошо описывающая ряд процессов, происходящих между личностью и обществом (в частности, процесс социализации, о чем пойдет речь ниже), имеет и существенные недостатки. Так, она не рассматривает активное, творческое личностное начало, которое может сильно изменить позицию человека в социуме. Например, в советский период, когда СССР позиционировался как государство рабочего класса и колхозного крестьянства (следовательно, наиболее статусными ролями были профессии рабочего и колхозника), тем не менее, высоко ценилась деятельность творческих коллективов и отдельных личностей, творчество которых должно было символизировать всему миру преимущества социалистического строя перед капиталистическим.

К социальным теориям близки по смыслу современные психологические концепции.

Одним из направлений в представлении ученых ХХ и ХХI века о личности является психологическая концепция персонализм (от лат. persona — личность) — направление, считающее личность особой первичной реальностью. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к внутреннему самоусовершенствованию, самоактуализации, и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. Причем, в недрах этого течения существует масса школ и направлений, каждое из которых в той или иной степени дает идеалистическое объяснение целостности и активности личности

Другим важным направлением в изучении человека в последние несколько десятилетий является бихевиоризм, считающий основным предметом психологии поведение человека. Отсюда и название – от английского behavior – «поведение». Согласно этой теории, анализ поведения человека должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, – не может быть постигнуто, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, поскольку их нельзя измерить, регистрировать. Поскольку все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.

То или иное поведение человека возникает как реакция на определенный стимул и усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление – это сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее стимулом, что приводит к формированию условного рефлекса. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Основу относительно устойчивого поведения личности составляют навыки, которые приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – это все то, чем обладает индивид, а также его возможности в отношении реакций (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализированные эмоции, обладающие пластичностью – способностью образовывать новые навыки, удерживать и сохранять их) для приспособления к среде. Т.е. личность представляет собой организованную и относительно устойчивую систему навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. В недрах бихевиоризма существует множество направлений. Все эти течения, как и концепция в целом тесно переплетаются с социологией, идеологией, политикой. Так, одно из направлений бихевиоризма фактически исключает из реальной жизнедеятельности человека такие понятия как свобода, ответственность, достоинство. Для разрешения социальных проблем современного общества эта теория выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека в бихевиоризме не принимаются во внимание, обращение к сознанию людей не является средством управления поведением. Таким средством выступает контроль над режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Когнитивные теории (от нем. Kognition – познание: процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием) основываются на свойстве человеческого разума анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, возникающие перед ним постоянно. Человек это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире. Когнитивные теории личности исходят из представления о человеке как существе понимающем, анализирующем, поскольку он находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компоненты: само действие, а также мысль и чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, так как мысли и чувства, вызвавшие их, были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно принимать решение. Он делает выбор и совершает поступок. В то время как бихевиористы на этом заканчивают анализ поведения, сторонники когнитивной теории подчеркивают, что познавательная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

Изучая формы осуждаемого обществом поведения, представители данного направления делают вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена исключительно с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов. Устойчивые личностные особенности человека (объяснение типа: «он всегда такой») здесь не учитываются. Напротив, даже «хорошие» (т.е. обычно поступающие в соответствии с принятыми в данном обществе нормами) люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Причем, согласно этой теории, субъективная оценка ситуаций представляет собой более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Находя или создавая подходящие ситуации, можно добиться кардинального изменения поведения людей и наоборот, не найдя подходящей ситуации, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей.

Разные люди по-разному представляют, интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных (реализуемых в конкретных ситуациях) схем интерпретации тех или иных явлений, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Эта теория находит свое применение при создании команды единомышленников, работающих в современной компании. Опытные руководители стремятся создать такие условия, ситуации, которые побуждали бы сотрудников работать на единую общезначимую цель.

Как социологические, так и психологические, и биологические концепции теории личности находятся в постоянном развитии. Ученые, изучая феномен человека, находят все новые подтверждения тому, что человек является существом многоплановым.

Так, до недавнего времени успехи фундаментальных наук о мозге, в частности, нейрофизиологии, использовались лишь в медицине. В этой области сделан поистине грандиозный прорыв. Комплексный метод изучения мозга человека и технологический прогресс в медицине в ХХ веке принес наиболее крупные достижения в познание принципов и механизмов работы мозга человека. Сформулированы формы организации мозгового обеспечения интеллектуальной деятельности человека, надежности функционирования его мозга, механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показано наличие в мозгу детекции ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные механизмы собственной защиты мозга. Значение этих открытий для понимания возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить. Открыты сверхвозможности мозговой деятельности и явление сверхзащиты. Перед учеными реально стоит задача открытия мозгового кода мыслительных процессов.

Большой вклад в эту науку внесла наша соотечественница, академик нейрофизиолог Н.П. Бехтерева. Она, в частности, отмечала, что несмотря на такой существенный прогресс в понимании физиологии мозговой деятельности, в человековедении, в самопознании эти достижения еще не нашли достойного применения (хотя возможности этого применения чрезвычайно велики). Это вызвано относительным консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Но современная наука пытается преодолеть и этот барьер. Ученые делают попытки перевести достижения в изучении закономерностей работы мозга с языка нейрофизиологии в приемлемую для воспитания и обучения форму. Примером могут служить успешные опыты обучения «альтернативному зрению», когда невидящие люди посредством использования ресурсов мозговой деятельности, воспринимают сигналы от окружающих предметов и получают о них информацию иным способом, чем зрячие.

ХХ век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но, тем не менее, не справляется с организацией сбалансированного мира. Его биологическое начало во многих случаях торжествует над разумом и реализуется разрушением, агрессией. Остается надежда на то, что в ХХI веке под влиянием всего богатства накопленных знаний и адекватной оценки глобальной ситуации человечество изменит свои приоритеты. Помочь в этом ему должно изучение предмета «Человек и его потребности» или, проще, «познай самого себя».

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Поясните, в чем суть двухуровневого подхода в социологии к изучению общества и человека.

2. Расскажите, как интеракционисты описывают социальные явления.

3. Охарактеризуйте основные функции, которые выполняют социальные системы.

4. Из каких структурных элементов состоят общественные системы?

5. Поясните смысл понятий: роль, ролевое ожидание, ролевое поведение.

6. Приведите примеры ролевых конфликтов и способов их разрешения.

7. Поясните, почему персонализм является идеалистической теорией.

8. В чем основное отличие бихевиоризма от когнитивной теории?

9. Охарактеризуйте достижения современной нейрофизиологии в познании человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.