Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности

Создает человека природа,

но развивает и образует его общество.

В.Г.Белинский

Человек вступает в мир как биологическое существо, удовлетворяющее свои сугубо физиологические потребности. Проходит некоторое время, и у него появляются симпатии и антипатии, цели и желания, стереотипы поведения, свои представления о добре и зле. Т.е. появляется и свое собственное, индивидуальное представление об окружающей его действительности. В процессе жизнедеятельности человека формируются его индивидуальное сознание, осознанная активность и автономность.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Современная наука представляет социализацию как процесс, состоящий из двух этапов. На первом этапе происходит социальная адаптация – приспособление индивида к среде его жизнедеятельности. Этой средой являются социальные группы и организации, социально-экономические условия, в которых он живет. Это также те роли и функции, которые существуют в обществе, социальные нормы и ценности, принятые в нем.

На втором этапе осуществляется процесс включения социальных норм и ценностей в структуру личности, во внутренний мир человека (интериоризация). Этот процесс зависит от множества факторов, как внутреннего, так и внешнего характера, характеризующих конкретную личность.

Многообразие различных свойств и сочетаний этих свойств приводит к тому, что процесс социализации всегда индивидуален.

Социализация личности начинается с первых лет жизни. Человек приходит в мир, не имея собственного «Я». Он даже не ощущает границ собственного тела. Ведь пока он представлял собой часть материнского тела, эти границы никак не сказывались на процессе его развития. С этими же ощущениями на первых порах продолжается его жизнь. Именно поэтому, например, ребенок, только научившийся ходить, часто абсолютно бесстрашен: он свободно может шагнуть с края дивана в пустоту, ведь он чувствует себя неотделимой частью окружающего пространства. В процессе жизни ребенок изучает окружающий мир и делает множество открытий. Он начинает открывать для себя, что если его руки и ноги принадлежат его телу, то уже кроватка и игрушки над ней – нечто другое. Происходит обособление личности сначала от физического окружения, а потом и от социального. В человеке пробуждается сознание. Процесс этот чрезвычайно сложен. До сих пор ни одна из многочисленных наук о человеке: философия, психология, социология, антропология, физиология и ряд других не может ответить на вопрос, что представляет собой сознание. Известно лишь, что появляется сознание тогда, когда ребенок может сформировать суждение о собственном «Я». Происходит это, в основном, в возрасте около трех лет. Гегель считал, что сознание представляет собой такое отношение к миру, которое доведено до противопоставления, о котором «Я» знает.

Процесс формирования сознания в основном заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Это касается, в частности, выполнения человеком своих гражданских обязанностей, соблюдения правил межличностного общения. Иными словами, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Американский философ ХХ века Д. Сантаяма назвал семью одним из шедевров природы. Однако ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Процесс социализации личности продолжает школа. Великий русский ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев писал: «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства». А политический деятель эпохи Великой Французской Революции Ж.Ж. Дантон, считал, что после хлеба самое важное для народа – школа.

По мере взросления и подготовки к самостоятельной взрослой жизни с набором разнообразных прав и обязанностей совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противоположны друг другу?

Социализация молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений, продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только отношений, существующих в данном обществе, но и специфических особенностей, присущих конкретной организации. Здесь мощным фактором социализации выступает внутренняя среда этой организации, ее корпоративная культура.

Корпоративная культура предприятия - свод наиболее важных положений деятельности организации, находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами корпоративной культуры являются:

  • принятая система лидерства;
  • стили разрешения конфликтов;
  • действующая система коммуникации;
  • положение индивида в организации;
  • принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации. Ими осуществляется формирование общественного мнения. Они оказывают сильнейшее влияние на поведение и деятельность людей. В качестве примера негативного влияния СМИ на жизнедеятельность личности является трагическая смерть английской принцессы Дианы.

При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Чем более зрелой является личность, тем строже она подвергает анализу силу и направленность этого влияния, стремясь не потерять свою самобытность. Здесь следует подчеркнуть, что задачей разумного общества является формирование такой социальной среды, общественного мнения, в которых все общественные институты работают на цели созидания и прогресса.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения на основе приобретаемых ценностных представлений. Современная психология социализацию взрослых рассматривает не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Контрольные вопросы и задания

1.Что представляет собой процесс социализации?

2.Поясните, из каких этапов состоит процесс социализации.

3.Когда начинается процесс социализации?

4.Расскажите, в чем сущность социальной адаптации?

5.Что представляет собой интериоризация?

6.Охарактеризуйте влияние семьи и школы на социализацию ребенка.

7.Поясните роль СМИ в процессе социализации личности.

8.Приведите примеры позитивного (негативного) влияния СМИ на личность.

9.Как вы понимаете, что представляет собой корпоративная культура? Рассмотрите ее на конкретном примере своего института.

10.В чем принципиальное отличие социализации взрослого от социализации ребенка?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компоненты жизнедеятельности общества | Роль группового и индивидуального опыта в процессе формирования личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.