Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера сервиса - совокупность отраслей человеческой деятельности, выполняющих функцию непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах




Значение научно-технического прогресса для формирования и удовлетворения потребностей

С развитием товарного производства возникает потребность в выделении сферы сервиса в самостоятельную отрасль. Появившись из недр процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность постепенно перерастает в отношения рыночного обмена.

Все эти виды услуг представляют собой элементы той деятельности, которая, спустя несколько тысячелетий, превратится в сферу сервиса. На начальной стадии эта деятельность осуществлялась безвозмездно, в рамках родоплеменных отношений. И добыча пищи, и выхаживание детей, и зачатки их обучения, и руководство деятельностью племени, и художественное творчество осуществлялись в рамках совместной борьбы за существование с враждебными и таинственными силами природы.

В быту и удовлетворении личных потребностей (домашнее хозяйство, медицина и т.п.).

Под сферой сервиса понимается совокупность отраслей человеческой деятельности, выполняющих функцию непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

Сервисная деятельность – это деятельность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг.

Лица, во имя которых эта деятельность осуществляется, называются клиентами, потребителями услуг.

Потребители – это люди, группы, организации различных масштабов и профилей деятельности, использующие услуги.

Потребности людей отражают их зависимость от конкретных условий существования. Они порождают активность человека по отношению к этим условиям. Потребности человека имеют и общественный, и личный характер. Личный характер выражается в многообразии человеческих нужд. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские связи, помогает развивать и реализовать заложенные в нем способности.

Общественный характер выражается в том, что каждый вынужден использовать результаты общественного разделения труда и исторически сложившиеся в данной среде способы и приемы удовлетворения потребностей. Участвуя в реализации общественных потребностей, сервисная деятельность укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Именно зависимость от социума ограничивает возможности удовлетворения неразумных или патологических потребностей людей.

Ранее (п.3.2) мы рассматривали естественные потребности и потребности, приобретенные в процессе жизнедеятельности. В своих естественных потребностях человек мало отличается от животных, хотя они и выражаются по-другому. Однако если не удовлетворить естественные потребности - человек погибнет. В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства (пища, питье, сон и др.). У человека (в отличие от животного) биологические потребности не сводятся лишь к добыванию, приготовлению и потреблению пищи. Есть и другие виды деятельности: уход за детьми, покупка товаров и пр., так называемая бытовая деятельность. И здесь на помощь ему приходит многообразный сервис. Бытовая деятельность тесно соприкасается с удовлетворением социально-культурных потребностей.

Социально-культурные потребности отражают связь потребностей человека с продуктами человеческой культуры и истории. Объекты социально-культурных потребностей – это и предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры (вилка, ложка, палочки для еды), и результаты духовной деятельности предшествующих и нынешнего поколений.

Социально-культурные потребности зависят от уровня жизни, воспитания, образования, традиций. Если не удовлетворить культурные потребности, человек не погибнет, но будет искать возможность удовлетворить их позже, постарается найти более простой и доступный способ удовлетворения. И здесь большая перспектива для развития новых видов сервиса.

Для того чтобы наиболее полно и качественно удовлетворять потребности клиентов, производитель услуг должен быть хорошо осведомлен о них. Современная сфера услуг постоянно осуществляет деятельность по выявлению этих потребностей.

Развитие конкуренции, неизбежно сопровождающее рыночные отношения, заставляет представителей это сферы не только находить все более совершенные способы удовлетворения существующих потребностей, но и стимулировать появление новых потребностей, о которых потребители зачастую и не подозревают. Например, в рекреационном туризме вслед за услугой «all inclusive» («все включено») появились услуги «all inclusive ultra», «all inclusive super», предлагающие клиентам все новые и новые возможности для наиболее полноценного и разнообразного отдыха. Производители этих услуг стараются взять на себя все возможные проблемы, которые могут встретиться при организации отдыха.

Естественно, что задачи обслуживания проще решить профессионалам, чем самим потребителям. Во-первых, потому что развитие современных технологий требует все большего объема профессиональных знаний и навыков. Во-вторых, для осуществления комплексного оказания услуг необходимо создание специальной инфраструктуры обслуживания, которой обладают организации и не может в полной мере обладать индивид.

Инфраструктура (от лат. infra — под-, structura— строение, расположение, структура) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. В инфраструктуру входят связь, транспорт, дороги, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение. Иными словами, инфраструктура обслуживания - это комплекс взаимосвязанных вспомогательных структур, обеспечивающих основу для предоставления услуг. Очевидно, что вслед за ростом потребностей этот комплекс постоянно совершенствуется и усложняется. Происходит также и обратный процесс: по мере роста возможностей, которыми располагает инфраструктура сервиса, возникают и новые потребности. Этот взаимосвязанный процесс в условиях рыночной конкуренции приводит к тому, что в сервисе происходит постоянная борьба за повышение качества услуг.

Поскольку современный рынок сервисных услуг является рынком потребителя, когда предложения опережают спрос, побеждают в этой борьбе те предприятия сферы услуг, которые при прочих равных условиях предлагают услугу более высокого качества. Понятие качества услуги является ключевым в сфере современного сервиса. Подобно тому, как, по словам героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланда, осетрина не бывает второй свежести, в противном случае это означает, что она тухлая, так и услуга не может быть некачественной. Нет качества – нет услуги.

Существует множество определений понятия качества.

Один из важнейших нормативных документов России – Государственный стандарт (ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению) так определяет это понятие:

Качество услуги – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Сфера сервиса постепенно приходит к пониманию того, что качество услуги определяет сам потребитель, он, по сути, является контролером качества, поскольку именно он оплачивает те издержки, которые несет предприятие в связи с повышенным уровнем обслуживания, с удовлетворением его все возрастающих потребностей.

В современном мире сервисная деятельность, развиваясь на чисто коммерческих или смешанных началах, выполняет важные социальные функции. Она является мощным механизмом распределения материальных и духовных благ между важнейшими областями общественной жизни. Основное общественное назначение сервисной деятельности и сферы услуг состоит в том, чтобы способствовать удовлетворению многообразных как индивидуальных, так и массовых потребностей людей. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовывать труд, быт и отдых каждого человека, создавать комфортные условия жизни; укрепляет семейно-дружеские и общественные связи человека; помогает реализовывать и развивать заложенные в нем способности и таланты.

Участвуя в удовлетворении массовых потребностей, сервисная деятельность способствует повышению уровня и качества жизни общества, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, укрепляет социальную безопасность.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Какие способы удовлетворения человеческих потребностей вам известны?

2.Поясните, что представляют собой рыночные отношения.

3.В чем вы видите преимущества сферы сервиса перед самообслуживанием?

4.Чем отлается услуга от товара? Что между ними общего?

5.Поясните роль инфраструктуры обслуживания в удовлетворении потребностей.

6.Почему не может быть некачественных услуг?

7.Какова роль сервисной деятельности в удовлетворении индивидуальных и массовых потребностей людей

В условиях научно-технического прогресса, начавшегося в ХХ веке, возможности человека в удовлетворении своих потребностей возрастают многократно. При этом в соответствии с диалектикой развития, происходит и обратное влияние научно-технического прогресса на возрастание потребностей. Наблюдается рост влияния техники и технологии на все стороны жизни и деятельности людей. Познание окружающего мира, начавшееся с зарождения человечества, представляет собой непрерывный процесс. М. Монтень, знаменитый французский писатель и философ XVI в. (эпохи Возрождения), утверждал, что «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию». Результатом процесса познания является, в том числе, создание мощной современной техники.

Техника (от греч. - искусство, мастерство, умение) - это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком.

Невозможно представить себе жизнь современного человека без использования технических средств. Техника является средством человеческой деятельности, т.е. создается ради достижения определенных целей, которые ставит перед собой человек или общество. Поскольку цели могут быть самыми разнообразными, зачастую прямо противоположными, то и технические средства могут служить как решению благородных, гуманных задач, так и приумножению зла. С одной стороны, техника облегчает деятельность человека, беря на себя большую часть изнурительного рутинного труда, оставляя человеку его творческую часть; с другой – порождает безработицу. Техника делает жизнь человека удобной и комфортной, но с ее помощью одни люди получают возможность уничтожать других. Используя технические достижения, человек проникает в глубины мирового океана и дали космического пространства и в то же время создает угрозу экологической катастрофы. Все это породило двойственное отношение человечества к техническому прогрессу, известное в истории со времен античности: восхищение техническими достижениями и страх перед ними, отрицание их значимости и пользы. И, тем не менее, как утверждал Г.Спенсер, английский философ и социолог XIX в.: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

В античный период произошло разделение научного знания на фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальные – это науки об общих законах развития природы и общества. Прикладные - это науки, применяющие знания, полученные с помощью фундаментальных наук, к решению практических задач. Две эти отрасли знания дополняют друг друга.

Ряд философов древности, такие как Геродот, Эсхил восхищались достижениями технической мысли. Напомним, что в античные времена умели создавать совершенные рукотворные произведения, воплощавшие передовые достижения научной мысли такие как монументальные здания, мосты, водопроводы. То есть наряду с фундаментальными развивались и прикладные научные знания. В то же время Софокл, Платон, Сократ считали создателей этих творений людьми приземленными, лишенными одухотворенного полета мысли. Да и сами авторы технических достижений стремились показать, что их занятия вызваны игрой ума, а вовсе не поиском решения практических задач. Эта тенденция частично существует и поныне. Так великий русский ученый-энциклопедист Д. Менделеев утверждал, что «роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага». В то же время, И.Мечников(XIX в.) русский биолог, физиолог и патолог, верил, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы».

Сама по себе наука (как и техника, ею порожденная) не может быть гуманной или антигуманной. Как научные знания, так и технические достижения могут служить как гуманным, так и антигуманным целям. Возможность использования научно-технических достижений в антигуманных целях ни в коем случае не означает, что следует затормозить прогресс. Да это и невозможно: п рогресс человечества – объективная реальность. Испанский политический деятель, оратор, писатель XIX в. Э. Кастелар писал, что «для того, чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно мыслить и работать, - в основе их жизни должна лежать идея прогресса». Как будут использоваться открывающиеся в результате прогресса новые возможности, зависит от уровня духовно-нравственного развития людей и общества, от соотношения целей и средств их достижения.

Научно-технический прогресс напрямую связан также с появлением и внедрением новых технологий.

Технология (от греч.- искусство, мастерство, умение и - изучение) – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ, с помощью которого сырье или ресурсы преобразуются в продукт производства. Современные технологии воплощают в себе научные достижения, передовые методы управления производством и контроля качества продукции. По мере развития технологии все отчетливее проявляются два взаимосвязанных процесса: «очеловечивание» технологии и технизация человека.

«Очеловечивание» технологии заключается в моделировании с помощью технологических процессов функций различных органов человеческого тела. Примером могут служить различные манипуляторы, повторяющие движения руки, или компьютеры, моделирующие некоторые мыслительные процессы человеческого мозга. Современные роботы уже и сейчас выполняют довольно сложные операции. А по мере нарастания технического прогресса они смогут осуществлять все большее количество функций органов человеческого тела.

Технизация человека означает, что в погоне за повышением производительности труда, интенсифицируя деятельность, он становится орудием достижения технических целей. Передовые технологии начинают оказывать на него дегуманизирующее воздействие. Личность человека обесценивается: исчезает творческое начало его трудовой деятельности; человек становится придатком созданных им же машин и механизмов.

Негативное влияние технического прогресса проявляется в состоянии растерянности, безразличия, которое появляется в ответ на возникновение ранее не использовавшихся приемов. Природа наделила человека довольно большой долей здорового консерватизма, сформировав у него устойчивые стереотипы поведения. Именно они помогли человеку выжить в сложных условиях постоянно меняющегося мира. Но они же способствуют противодействию тем новшествам, с которыми человек еще не был знаком. Нужны определенные усилия для того, чтобы воспрепятствовать негативному влиянию технического прогресса на морально-психологическое состояние личности.

Известны два способа смягчения дегуманизирующего влияния технического прогресса на человека. Это способ компенсации и способ гуманизации технологий.

Способ компенсации заключается в том, что затраты усилий на рутинную, нетворческую деятельность общество пытается компенсировать высокой зарплатой, длительными отпусками, различными социальными программами, с тем, чтобы человек смог воспользоваться ими для удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей вне рамок производственной деятельности. При этом нужно понимать, что полностью компенсировать ущерб от отсутствия творческого начала, возможности самовыражения никакие материальные блага не в состоянии.

Гуманизация технологий означает создание таких условий, при которых преимущества достижений научно-технического прогресса постепенно доводятся до сознания человека, ему предоставляется время для адаптации к новым условиям. Технологии приспосабливаются под возможности человека, применяющего их в процессе производства.

Примером может служить переход к использованию компьютерных программ для решения задач бухгалтерского учета. Опытные бухгалтеры категорически отказывались пользоваться ими, поскольку они итак хорошо справлялись со своими обязанностями. Потребовалось время и реально наблюдаемые преимущества новой технологии, чтобы старые методы ушли в прошлое.

Разрабатываемые новые технологии должны быть ориентированы на человеческий фактор. Они должны предусматривать возможность использования и развития творческого потенциала человека, положительно влиять на его эмоциональное состояние. Только в этом случае деятельность человека будет выполняться с максимальной отдачей, принося радость ему самому и процветание обществу.

Влияние научно-технического прогресса на жизнедеятельность людей проявляется в изменении старых потребностей и возникновении новых. Одной из таких новых потребностей является потребность в комфорте. Все большее количество людей в своей повседневной жизни пользуется достижениями науки, техники и технологии для повышения комфорта жилища, пользуется услугами все более совершенных средств транспорта, коммуникаций для повышения комфорта труда, быта, отдыха и т.д. Существует устойчивая тенденция массового переселения людей разных стран и континентов в большие города – урбанизация населения Земли.

Правда, наряду с данной тенденцией наблюдается и противоположная. Современный человек, устав от напряженного ритма жизни, пытается преодолеть свой отрыв от природы. Часть людей пересаживается с автомобилей на велосипеды. Другие стараются провести отпуск в сельской местности, участвуя в жизни местного населения. Этим обстоятельством, в частности, объясняется появление совершенно новых видов туризма. Известны и более радикальные способы решения этой проблемы. Жители больших городов, объединившись в небольшие группы, покидают свои мегаполисы и переселяются в малонаселенные местности, подальше от достижений цивилизации. Они стремятся вернуть себе и своим детям чувство единения с природой. Все это, с одной стороны, подтверждает многообразие человеческих типов, а с другой – констатирует появление новых потребностей, которые вызваны к жизни научно-техническим прогрессом.

Среди потребностей, связанных с прогрессом в развитии науки, техники, технологии, можно отметить также потребность в постоянном повышении уровня знаний, что является как основой, так и следствием научно-технического прогресса. С одной стороны, все усложняющиеся техника и технология требуют специалистов повышенной квалификации, с другой – этого же требует возрастающая конкуренция на рынке труда. Помимо этого часть существовавших ранее специальностей отмирает, возникают новые.

Такие слова как космонавт, программист, маркетолог, дизайнер, психоаналитик, менеджер появились в качестве обозначения профессии лишь во второй половине ХХ века.

Возникает потребность овладения смежными, а иногда и абсолютно новыми профессиями в дополнение к уже приобретенным. На этой потребности основана концепция непрерывности обучения, повсеместно применяемая сегодня на наиболее успешных предприятиях, в том числе, и в индустрии гостеприимства.

С прогрессом науки, техники и технологии тесно связано и укрепление позиций рыночной экономики. Рыночные отношения проникают во все отрасли хозяйственной жизни. Ведение рыночной экономики позволяет наладить более гармоничное производство товаров и услуг, поскольку рынок целиком построен на удовлетворении потребностей. Он оперативно реагирует на меняющийся спрос и заставляет производителя искать пути совершенствования старых и внедрения новых продуктов труда. Невостребованные потребителем, устаревшие продукты безжалостно удаляются. Все это, в свою очередь, способствует научно-техническому прогрессу, поскольку для удовлетворения вновь возникающих, усложняющихся потребностей требуется решать новые технические и научные задачи.

В то же время, необходимым элементом рыночных отношений является конкуренция. Борьба за потребителя заставляет производителя искать все более новые пути удовлетворения его потребностей, при этом создавать свои товары и услуги в условиях коммерческой тайны. Поэтому в ряде случаев рынок выступает тормозом прогресса, засекречивая достигнутые успехи в овладении новыми знаниями.

Еще более остро противоречивая сущность рыночных отношений проявляется, если эти отношения переносятся в область межличностных взаимодействий. В этом случае общечеловеческие ценности приносятся в жертву коммерческому расчету, выгоде и др. понятиям, сопутствующим рынку. Нежелание пользоваться преимуществами рыночной экономики (как и других достижений цивилизации) «совместно с другими» приводит к тому, что свобода человека в рыночных условиях становится свободой обогащаться за чужой счет. В этих условиях духовные, нравственные ценности приносятся в жертву инстинкту обогащения. Таким образом, в условиях недостаточного развития морально-нравственных принципов рыночные отношения могут трансформировать человеческие потребности так, что происходит нарушение закона возвышения потребностей. (Напомним, что социальные законы, в отличие от законов природы, выполняются опосредованно, через человеческий фактор). Начинают преобладать низменные потребности, общество отбрасывается назад в своем духовно-нравственном развитии, происходит его деградация. Требуется сознательная деятельность передовой части общества (в России это, главным образом, - интеллигенция), в том числе, в области разработки, совершенствования и соблюдения законов и принципов совместного существования. Также необходимо воспитание новых поколений в духе возврата к общечеловеческим ценностям, благодаря которым человечество не только выжило в постоянной борьбе с могущественными силами природы, но и достигло высокого уровня удовлетворения своих потребностей.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Поясните, в чем проявляется роль техники в удовлетворении потребностей.

2.Расскажите, какова роль науки в жизни общества.

3. В чем отличие фундаментальных наук от прикладных?

4.От чего зависит гуманный или антигуманный характер научных достижений?

5.Какие противоречия связаны с внедрением новых технологий?

6.Опишите способы смягчения дегуманизирующего влияния технического прогресса на человека.

7.Какие новые потребности породил научно-технический прогресс?

8.В чем вы видите суть концепция непрерывности обучения?

9.Охарактеризуйте противоречивые черты взаимного влияния рыночной экономики и технического прогресса.

 

 

Заключение

Стремление к познанию нового – сугубо человеческое качество. Как сказал А.Эйнштейн: «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы». Познавая все новые и новые тайны мироздания, человечество не только не теряет интереса к самому себе и всем своим составляющим, а, наоборот, вслед за В. Белинским приходит к пониманию, что «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека». Поэтому с точки зрения саморазвития, улучшения качества жизни для человека разумного (homo sapiens) изучение личности, природы ее поступков и поведения, диктуемых, в том числе, потребностями этой личности, является необходимым и увлекательным процессом. При этом изучение как личности человека вообще, так и конкретных индивидуальностей должно сопровождаться познанием своих собственных способностей и возможностей. Самопознание – бесконечный процесс удовлетворения врожденного человеческого качества - любопытства в познании самого себя.

У изучения человека и его нужд, потребностей, интересов и запросов есть и более прагматическая цель. Живя в современном мире и участвуя в рыночных отношениях, каждый должен хорошо ориентироваться в сфере удовлетворения потребностей в этих условиях. Причем, в каком качестве (производителя, продавца, посредника или потребителя) ни выступал бы человек, эти знания для него чрезвычайно важны. Потребителю – для того, чтобы отстаивать свои интересы, остальным участникам – чтобы наиболее полно и профессионально удовлетворять интересы других. При этом не только достигаются вполне реальные и ощутимые преимущества специалиста в борьбе с конкурентами, его преуспевание в своей профессиональной деятельности, но и удовольствие и даже восторг от работы, которые существенно повышают качество жизни любого человека. Поэтому, как и в античные времена, остается актуальным призыв, сохранившийся до нашего времени в виде надписи на храме Аполлона в Дельфах и приписываемый одному из семи древнегреческих мудрецов (VI в. до н.э.): «Познай себя!».

 

 

Литература

Основная литература

1. Коноплева Н. А. Сервисология. Человек и его потребности – М.,

Флинта, МПСИ, 2008 г. 248 с.

2. Орлов С.В. Человек и его потребности: учебное пособие – СПб., Питер. 2007. 160с.

3. Гуревич П.С. Философская антропология – М., Nota Bene. 2009. 454с.

4. Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы – М., Логос. 2001. 302с.

5. Артемьев А.И. Социология личности – М., «Арбат - ХХI”. 2002. 253с.

6. Психология личности: словарь – справочник под ред. Горностай П.П, Титаренко Т.М., 2001

Дополнительная литература

1. Туев В.А, Человеческие потребности. – Иркутск: ИГЭА, 1997. – 357 с.

2. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 734 с.

3. Человек и его потребности. Учебное пособие. /Под ред. проф. Оганесяна К.М. – СПб.: Изд-во СПб ТИС, 1997.

4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1997 – 403 с.

5. Алешина И.В. Поведение потребителей. – М., Издательско-торговый дом «Гранд», 2000. 376с.

6. Бережной Человек и его потребности – М., Изд-во МГУС, 2000. 13с.

7. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории– М.: Айрис пресс, 2005, 317 с.

8. Н. П. Бехтерева. Мозг человека – сверхвозможности и запреты. www.e-puzzle.ru

 

Художественная литература

1. Веркор Д.Люди или животные? Изд-во иностранной литературы – М., 1957

2. Брюсов В. «Хвала человеку», «Труд» и др. стихотворения

3. Киз Д. Цветы для Элджернона – М.: Эксмо, 2003

4. Стругацкие А. и Б. Понедельник начинается в субботу. М.- Книжный сад, 1993

5. Труды А.Пушкина, Ф.Достоевского, И.Тургенева, А.Чехова, Дж. Даррелла и др.

 

Приложение №1

Задание к итоговой конференции.

Тема: Человек и его потребности в мировой художественной культуре.

Цель: закрепление знаний по дисциплине «Человек и его потребности» на основе комплексного подхода к обучению.

Форма участия в конференции: индивидуальная, групповая (по выбору) презентация.

Порядок подготовки:

· Участники выбирают для глубокой проработки одну из тем, освещенных в курсе лекций по дисциплине Человек и его потребности. (Название темы выбирается из Программы курса, по желанию, и согласовывается со старостами групп во избежание повторов тем внутри одной учебной группы).

· Старосты групп передают список тем в Учебную часть не позднее, чем за неделю до даты конференции.

· Участник (индивид или группа) готовит иллюстративный материал (по необходимости) и передает его в электронном виде в Учебную часть накануне дня проведения конференции. Иллюстративным материалом могут служить аудио- и видеозаписи, фотографии, слайды, тексты и пр.

Порядок проведения презентации:

· Объявляется тема выступления

· Формулируются основные освещаемые проблемы

· Проблемы иллюстрируются примерами из произведений мировой художественной культуры

· Делается обобщение

Время выступления: 5 минут

В заключение делается попытка совместного обобщения степени отражения проблемы человека и его потребностей в мировой художественной культуре.

 

Приложение №2

Глоссарий

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством в процессе его исторического развития.

Экологический императив – крайняя необходимость сохранения глобальной экологии.

Система – совокупность взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Классификация - процесс гру ппиров ки объектов исследования в соответствии с их общими признаками.

Желание страдательное состояние души, связывающее область воли с областью душевных чувств или волнений.

Нужда чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Мотив – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Стимул – внешнее побуждение к действию, побудительная причина поведения.

Стимульные объекты – продукты, способные удовлетворить потребность.

Деятельность – универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного, преобразующего отношения к миру.

Мотивация – процесс побуждения к деятельности.

Сервисная деятельность – деятельность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг.

Социальная роль – предписанный образец поведения, ожидаемый от индивида в данной ситуации в силу его позиции в этой ситуации.

Статус – степень положительной оценки роли человека в обществе.

Интерес – мера восприятия и осознания потребности.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся высоким совершенством, новизной и общественной значимостью.

Гениальность – высший уровень развития таланта, позволяющий осуществить принципиальные изменения в той или иной сфере человеческой деятельности.

Самосознание – способность индивида формулировать собственное «я» и делать его предметом своего анализа.

Индивид – представитель человеческого рода.

Личность – продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, зависящий от конкретно-исторических условий.

Индивидуальность - совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза (развития) физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида ото всех остальных.

Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат деятельности.

Субъект деятельности - отдельный индивид, группа или общество в целом, вовлеченные в процесс деятельности.

Средство - объект материального мира, которым человек пользуется для достижения цели.

Предмет деятельности - объект материального мира, на который направлена деятельность.

Бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Трофическая цепь - пищевая цепь, цепь питания, взаимоотношения между организмами, через которые в экосистеме происходит преобразование вещества и энергии.

Социальный институт - общественное установление, распорядок, узаконенный какими-либо нормами.

Имманентное свойство — неотъемлемое свойство предмета, присущее ему по самой его природе

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией.

Социализация - процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых обществом.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе

Обмен – это процесс получения о кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.

Услуга – любая деятельность (или благо), которую одна сторона может предложить другой.

Потребители – люди, группы, организации различных масштабов и профилей деятельности, использующие услуги.

Инфраструктура обслуживания - комплекс взаимосвязанных вспомогательных структур, обеспечивающих основу для предоставления услуг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.