Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности по Л.М.Митиной




На основе многочисленных исследований 1990-2000 гг. Л.М.Митина выделила три ключевые характеристики конкурентноспособной личности: направленность, компетентность и гибкость и дала свою интерпретацию этих понятий.

Под направленностью она понимает «систему эмоционально-ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в деятельности и общении» [6; с.105]. В структуре направленности она различает направленность на себя, на других людей и на предметную сторону профессии – содержание деятельности.

Понятие «компетентность», по ее мнению, включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [6; с.114]. Она различает деятельностную (связанную с выполнением профессиональной деятельности), и коммуникативную (связанную с осуществлением делового общения) компетентность.

Под гибкостью Л.М.Митина понимает интегративную характеристику личности, представляющую собой гармоничное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга личностных качеств: эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.

Гибкость – это способность личности адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно. Это возможность изменения объекта, используя его в новом качестве. Характеристикой, противоположной гибкости является ригидность, которая охватывает те же сферы личности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Эмоциональная гибкость – это оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости [6; с.126].

Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание индивидом роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации общения, деятельности и своего здоровья. Динамика эмоциональной гибкости определяется гармонизацией и усложнением ее аффективных проявлений: способностью оживлять подлинные эмоции, вызывать положительные и контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Под поведенческой гибкостью понимается способность человека отказываться от несоответствующих ситуации способов поведения и вырабатывать или принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.

Психологическим условием развития поведенческой гибкости является осознание индивидом роли и значения поведенческой сферы личности в оптимизации деятельности, общения и своего здоровья. Наиболее эффективными средствами развития поведенческой гибкости являются обучение индивида методам и приемам саморегуляции и проведение тренингов по формированию у субъектов профессиональной деятельности навыков гибкого социально-ролевого поведения.

Интеллектуальная гибкость – инвариантная личностная характеристика, структура которой представляет собой оптимальное сочетание двух групп качеств: 1) легкость, находчивость, инициативность, оригинальность при принятии решений и 2) автономность, независимость в суждениях, критичность, толерантность к плюрализму точек зрения [6; с.150].

Проявлением интеллектуальной гибкости является способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, а также возможность отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы, идеи и найти способ конструктивного решения проблемы.

Интеллектуальная гибкость, объединяясь с эмоциональной и поведенческой гибкостью, образует личностно значимую констелляцию - интегральную характеристику конкурентноспособной личности, обусловливающую разнообразие и способность к разумному риску, а также адекватность и эффективность проявления личности в деятельности и общении. Только взаимосвязанное развитие этих трех интегральных характеристик личности, считает Л.М.Митина, обусловливает гармоничное развитие человека и его конкурентноспособность на рынке труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.