КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие банковского дела
Зачатки банковского дела возникли более четырех тысяч лет тому назад в Древнем Востоке (Вавилонии, Халдеи) и несколько позже – в V в. до н. э. в Древней Греции и Риме. Вначале корпорации жрецов и храмов, как особо доверенные лица, занимались хранением изделий из драгоценных камней, металлов и денег из благородных металлов работорговцев и купцов. Затем появилось меняльное дело, функция которого заключалась в посредничестве взаимных платежей между купцами. Менялы давали в ссуду не только собственные деньги, но и средства, доверенные им на хранение на определенный срок. Таким образом, менялы зачастую становились ростовщиками, ибо ростовщичество — самый простой и надежный путь получения прибыли. Это хорошо освоили современные российские коммерческие банки на волне рыночных реформ. Дальнейшее развитие и правовую регламентацию банковское дело получило в Древнем Риме. В средние века банковское дело свое наибольшее развитие получило в Северной Италии. Не случайно слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», которое означает «скамья» или «контора», где менялы и банкиры вели переговоры и денежные операции. Затем банковское дело получило свое совершенствование в Германии, Голландии, Англии. Банкиры кредитовали королей, феодалов и рыцарей. В крупных городах Европы начали появляться банки нового типа, деятельность которых регулировалась государственными властями. Такие банки назывались жиробанками. Подлинное революционное совершенствование деятельности банков связано с развитием капитализма в Европе на протяжении XVII—XVIII вв. Основы современных принципов банковского дела сложились в Англии, ставшей в XVIII в. самой передовой капиталистической страной. Первыми банкирами становились, как правило, золотых дел мастера, торговцы и промышленники. Сущность революционного изменения деятельности банков заключалась в том, что они в условиях капитализма начали выдавать ссуды не за счет собственных денежных средств, а за счет вкладов промышленных, торговых капиталистов и других владельцев денег. Также банки начали выдавать ссуды не металлическими деньгами, а своими долговыми расписками (банкнотами) или записями ссуд на счета клиентов. Вслед за Англией в западноевропейских торгово-промышленных центрах появляются специализированные банки: ипотечные, народные, ремесленные, ссудные, депозитные, чековые и др. С дальнейшим совершенствованием банковского дела особо выделяются эмиссионные банки, занимающиеся выпусками бумажных и иных денег; депозитные банки, специализирующиеся на приеме и выдаче вкладов; расчетные банки, осуществляющие переводные операции между предпринимателями; чековые банки, проводящие операции по текущему счету. Все перечисленные банки организовывались на частной основе. Государственные банки возникли намного позже частных. Первый Государственный банк Франции был организован Наполеоном в 1800 г., Русский государственный банк — в 1860 г. Таким образом, государственные банки стали существовать наряду с частными; каждый из них имел свою нишу в сфере экономических отношений. После Октябрьской революции в СССР банки были национализированы. Это означает, что Государственный банк СССР непосредственно подчинялся Правительству и Министерству финансов. Так возникла бесконтрольная государственная финансово-банковская олигархия, державшая в глубокой тайне от народа выпуск бумажных денег, количество золотого запаса, государственного долга и др. Фактически Госбанк стал кассой правительства, осуществлявшего расточительные, амбициозные, экономически необоснованные пятилетние планы, которые были заранее обречены. 4. Современные банки и их функции. Банковская система Современные банки – это коммерческие организации, которые имеют монопольное право на следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, предоставление кредитов, осуществление денежных расчетов, выпуск в обращение денежных знаков, производство операций с ценными бумагами, контроль движения денежных средств и др. Разумеется, что данное определение банков нельзя считать исчерпывающим. Сущность банка, как всякого экономического инструмента, проявляется в его функциях. Первой, основной функцией банка является аккумуляция временно свободных денежных средств. Особенность этой функции заключается в том, что современные банки собирают не столько свои, сколько чужие свободные денежные средства. Причем, собранные ими средства используются не на свои, а на чужие потребности. Собранные деньги сохраняются как неприкосновенная собственность клиента (первоначального кредитора). На организацию банковского дела в современных условиях требуется государственная лицензия – разрешение. Вторая функция банка – регулирование денежного обращения. Банки в этой функции выступают как своеобразное депо, центр, через который проходит платежный оборот всех хозяйствующих субъектов страны. С помощью систем расчетов можно учесть наличие денежного обращения в макроуровне. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому в пределах отрасли, регионов и страны. Третья функция банка – посредническая, под которой понимают его деятельность как посредника в платежах. Через банки проходят платежи фирм, государственных учреждений, населения. Находясь между этими клиентами, банки совершают по их поручению платежи и тем самым выполняют посредническую миссию. Однако это не простая посредническая функция. Банк может собрать по крупицам небольшие денежные средства множества клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту или он может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Банк может аккумулировать средства в одном регионе или отрасли, а направить их в другие регионы и отрасли. Таким образом, банк, находясь в центре экономической жизни, имеет возможность трансформировать, манипулировать размером, сроком и направлением капитала в соответствии со спросом денежных средств. Однако банки имеют ограниченную возможность выдачи кредита всем клиентам, которые нуждаются в нем, потому что повышается риск невозврата кредита, ибо они работают на чужих деньгах. Более подробно функция банков раскрывается при классификации банков и банковской системы. Банковская система. Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе единого определения банковской системы не существует. В целом под банковской системой понимают совокупность разных видов банков, финансово-кредитных учреждений и организаций, призванных обеспечивать деятельность банков, расчетно-кассовые, клиринговые центры, аудиторские и дилерские фирмы, обслуживающие работу с ценными бумагами, ломбарды, страховые общества, пенсионные фонды и др. Банковская система выступает как составная часть большой экономической системы страны. Она тесно связана с бюджетной, налоговой и ценовой системами. Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерна двухуровневая или двухзвенная банковская система. Верхний, первый уровень — это центральный банк, а нижний, второй — коммерческие и специализированные банки и финансово-кредитные учреждения.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Рис. 5.1. Модель современной банковской системы
Специализированные банки: инвестиционные, ипотечные, клиринговые, сберегательные, кредитные и др. Финансово-кредитные учреждения: лизингово-факторинговые фирмы, ломбарды, почтово - сберегательные, страховые общества, кредитные союзы, пенсионные фонды и др. Объективная необходимость двухуровневой банковской системы объясняется противоречивым характером современной рыночной экономики. С одной стороны, рыночные отношения требуют экономической свободы предпринимательства и свободного распоряжения денежными средствами и это обеспечивается элементами второго уровня: коммерческими банками, финансово-кредитными учреждениями с другими структурами. С другой стороны, современная рыночная экономика требует регулирования со стороны общества в лице государства. Этому соответствует особый институт в виде Центрального банка, который является государственной собственностью. Поэтому по форме собственности банки могут быть государственными, муниципальными, акционерными, кооперативными, частными, смешанными и международными. Роль и функции центрального банка. В развитых странах по установившимся традициям центральные банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, федеральные, Банк Англии, Банк Японии и т. д. Как правило, центральный банк не ставит задачу получения прибыли, он призван выполнить принципиально иную функцию. В странах с развитой рыночной экономикой центральный банк выполняет следующие функции: осуществляет эмиссию денег, кредитует коммерческие банки (поэтому иногда его называют банком банков), выступает в роли кассира и кредитора правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор. Центральному банку как представителю государства дается монопольное право эмиссии банкнот (bane-note), денежных знаков разных достоинств. В промышленно развитых странах, как упомянуто в теме «Деньги в рыночной экономике», наличные деньги занимают небольшой удельный вес в общей денежной массе, поэтому эмиссионная функция играет столь важное значение. Современные центральные банки характеризуются двойственностью экономического положения: с одной стороны, их деятельность регулируется государством, подчиняется государственному законодательству, с другой — они имеют самостоятельность в проведении кредитной политики. Центральный банк не имеет непосредственной связи с фирмами и населением. Его главными клиентами являются коммерческие банки и финансово-кредитные учреждения. В центральном банке они хранят кассовые резервы для погашения депозитов. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк может оказать им кредитную помощь. Однако его кредиты предоставляются коммерческим банкам по более высокой процентной ставке по сравнению с рыночной. Поэтому коммерческие банки обращаются за помощью в крайнем случае, то Центральный банк выступает в роли кассира правительства следующим образом: доходы государственного бюджета, поступившие от налогов, прибылей федеральной собственности, дивидендов от государственных ценных бумаг и от внешних и внутренних займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (Министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы, предусмотренные госбюджетом. Так центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. В случае хронического дефицита государственного бюджета центральный банк может выдать правительству кредит уже под проценты. Если же правительство из-за недостаточного сбора налогов в течение одного года будет брать кредит несколько раз подряд, то сумма его задолженности и проценты соответственно будут увеличиваться. На деле это означает увеличение эмиссии бумажных денег (увеличение выпуска «печатного станка»). Тем самым само правительство может нагнетать инфляционный процесс в стране. Центральный банк от имени правительства управляет государственным долгом, изменяя условия его продажи и привлекательности. Он же регулирует резервы иностранной валюты и золота, производит международные расчеты. Особенности функции Центрального банка Российской Федерации. В 1990 г. в связи с переходом России к рыночной экономике была разработана концепция создания принципиально иной структуры банковской системы, чем в бывшем СССР. Согласно принятому в нашей стране законодательству, Центральному банку Российской Федерации поручено выполнение следующих функций: • совместно с правительством разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту рубля; • монопольно осуществлять эмиссию денег; • быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций; • установить правила осуществления расчетов в стране, контролировать банковские операции учета и отчетности; • проводить государственную регистрацию кредитных организаций и осуществлять надзор за их деятельностью; • регулировать прохождение валюты, определять порядок рас Коммерческие банки – это банки, непосредственно обслуживающие фирмы и домашние хозяйства. Они являются первичным структурным звеном всей банковской системы и организуются на паевых (акционерных) началах. Функционируют на рыночной основе. Основная цель деятельности коммерческих банков – получение максимальной прибыли. В функции коммерческих банков входят выдача кредитов, прием вкладов, посредничество в платежах между фирмами, купля и продажа ценных бумаг, управление имуществом по трастовым договорам и др. Коммерческие банки страны с развитой рыночной экономикой выполняют от 200 до 300 операций и услуг, а в России – около 20. В функциональной деятельности банков различают три вида укрупненных операций: активные, пассивные и банковские услуги. Активные операции – это предоставление различных форм и видов кредитов (указанных в вопросе 2 этой темы). Среди активных операций необходимо особо выделить лизинги и факторинга. Лизинг – долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств и других, предусматривающая выплату арендной платы за использование имущества и возможности их последующего выкупа арендатором. Факторинг – это особый вид услуг коммерческих банков. При оказании этой услуги договариваются два рыночных субъекта: с одной стороны, фактор-банк, а с другой, клиент (мелкие и средние фирмы). Суть услуг состоит в том, что фактор-банк приобретает у клиента право на взыскание долгов с третьих лиц, которые уклоняются от выплаты долгов, и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть выдает долги в размере от 70 до 90 % от их общей суммы. Остальная часть (от 30 до 10 %) возвращается клиентам после погашения должником всего долга за вычетом процентов за услуги. В результате услуги факторинга клиент получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-банку определенный процент. Факторинг возник в Западной Европе еще в XVI в. Пассивные операции – мобилизация денежных сбережений. Если сгруппировать основные пассивные операции банков, то они выглядят так: – вклады до востребования – вносятся без указания срока хранения, к ним относятся: а) расчетные счета, открываемые юридическими лицами (фирмами, организациями и государственными учреждениями). Вклады до востребования используются свободно по усмотрению вкладчиков, поэтому эти вклады для банков являются минимально прибыльными; б) чековые счета – вклады с правом выписывать чек на предъявителя. Для оплаты чеком вкладчику необходимо иметь определенную сумму на чековом счете в коммерческом банке; в) бюджетные счета открывают коммерческие банки бюджетным г) внебюджетные счета открываются банком параллельно с бюджетным для оплаты бюджетным организациям за товары и услуги, не носят целевого характера; – срочные вклады – депозиты, применяемые банком на строго определенный срок. Этот срок может быть от трех месяцев до года. Для коммерческих банков этот вид депозита более прибылен, поэтому они выплачивают более высокий процент. В случае досрочного снятия вклада уменьшается выплачиваемый процент или налагается штраф; – депозитные сертификаты – представляют собой среднее между ценными бумагами и срочными вкладами. Коммерческие банки продают депозитный сертификат двух видов: а) до востребования, по которому деньги могут быть изъяты из банка в любое время; б) срочный депозитный сертификат, по которому деньги могут быть изъяты через определенный срок с выплатой повышенного процента. Коммерческие банки по форме собственности подразделяются на государственные, акционерные, частные, кооперативные, муниципальные, смешанные (государственно - частные). Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области привлечения временно свободных денежных средств населения и фирм, эффективного размещения привлеченных средств в экономику и операции с ценными бумагами и валютой. Одним из представителей государственного коммерческого банка является Сберегательный банк России, который имеет широкую сеть учреждений, филиалов и значительную численность персонала. Он выполняет практически все функции, присущие банкам, кроме эмиссии. Также к государственным коммерческим банкам можно отнести все специализированные банки, такие как Внешторговый, Инвестиционный, Депозитный, Ипотечный, Земельный и другие. Акционерные банки создаются на основе формирования акционерной собственности. Выполняют все функции коммерческих банков. Характерная особенность их деятельности – предпочтительное обслуживание своих акционеров. Кооперативные банки, капитал которых образуется за счет паевых взносов членов кооператива. В настоящее время в России такие банки крайне малочисленны. Это объясняется ограниченностью средств заинтересованных лиц. Муниципальные банки формируются из капиталов городских и местных управлений. Основной задачей таких банков является обслуживание потребности городских и поселковых хозяйств. Если попытаться классифицировать коммерческие банки по направлению деятельности, специализации, то можно выделить инвестиционные, внешторговые, депозитные, земельные, ипотечные и другие банки. Инвестиционные банки финансируют и кредитуют в долгосрочном периоде времени различные отрасли народного хозяйства, преимущественно промышленности, торговли, транспорта. Ресурсы банков формируются за счет продажи собственных ценных бумаг. Особенность их деятельности заключается в том, что они не принимают вклады населения. Внешторговые банки осуществляют операции по проведению взаимных внешнеторговых расчетов, кредитования, страхования экспорта и импорта. Депозитные банки выполняют кредитно-расчетные операции за счет привлечения вкладов фирм и населения. Земельные банки выдают долгосрочные ссуды фермерам и крестьянам под залог земли. В настоящее время в России по Конституции земля не является предметом купли-продажи, поэтому отсутствуют земельные банки, которые могли бы выдавать кредиты под залог земли. Ипотечные банки – это специализированные коммерческие банки, которые выдают кредиты под залог недвижимости. Источником денежных средств этих банков являются вклады клиентов и собственный капитал. В зависимости от направления кредита ипотечными банками могут быть те же земельные, мелиоративные и коммунальные банки. Последний может выделить кредит под залог городской и поселковой недвижимостей. Особое место среди специализированных банков занимают банкирские дома, представляющие частные банковские учреждения, занимающиеся биржевыми спекуляциями, торговыми операциями антиквариата, драгоценными камнями и металлами, инжинирингом и т. д. Влияние банков на экономику, как видим, чрезвычайно высоко. Предоставляя кредиты, банки помогают народному хозяйству, фирмам и населению. Поскольку государственные расходы зачастую не покрываются доходами, банки финансируют деятельность правительства. Однако в России в период перехода от административно-командной системы в рыночную экономическое поведение коммерческих банков не столь прямолинейно и проявляется оно в противоречивой форме. Например, кризис в России 17 августа 1998 г. произошел не без активного участия коммерческих банков. При рассмотрении банковской системы указывалось, что ее составной частью являются финансово-кредитные учреждения, которые призваны обслуживать определенные типы клиентов или осуществлять услуги особого характера, но не более двух-трех видов. В экономической литературе финансово-кредитные учреждения иногда называют просто кредитными учреждениями. Для кредитных учреждений, с организационно-правовых точек зрения, характерна двойная подчиненность. С одной стороны, они связаны с кредитно-расчетной операцией, поэтому вынуждены подчиняться требованиям центрального банка; с другой стороны, осуществляя какую-либо финансовую, страховую или инвестиционную деятельность, они попадают под регулирующее воздействие соответствующих ведомств или учреждений. Таким образом, они оказываются в двойном или даже в тройном подчинении. К финансово-кредитным учреждениям можно отнести почтово - сберегательные учреждения при почтовых отделениях, ломбарды, кредитные союзы и товарищества, страховые общества, пенсионные фонды и др. Почтово-сберегателъные учреждения (банки) через почтовые отделения аккумулируют вклады населения и осуществляют прием и выдачу денег. Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог недвижимого имущества, ценных вещей и драгоценностей. Оценка стоимости вещей определяется по согласию сторон, и их владельцу вместе с кредитом выдается ломбардный билет (квитанция). В случае невозврата кредита в оговоренный срок, заложенная вещь переходит в собственность ломбарда. Поэтому в крупных городских ломбардах должны быть складские помещения и магазины. Ломбарды могут также заниматься хранением драгоценностей и их комиссионной продажей (кроме ценных бумаг). В экономически развитых странах наблюдается тенденция огосударствления ломбардов. В зависимости от степени участия капитала различных форм собственности можно выделить ломбарды государственные, муниципальные, частные, кооперативные и смешанного типа. В России ломбарды выдают краткосрочные ссуды (до трех месяцев) в размере от 50 до 30% стоимости закладываемого имущества. Кредитные союзы и товарищества – организуются заинтересованными лицами, не имеют принципиального отличия друг от друга. Их цели и задачи – обслуживание малого и среднего бизнеса. Основными операциями союзов и товариществ являются привлечение вкладов в торгово-посреднические, комиссионные, консультативные и аудиторские деятельности. Страховые общества – это финансовые учреждения, функционирующие за счет процентов кредита и продажи страховых полисов. Последние представляют собой документ, выдаваемый страховым обществом застраховавшемуся лицу или фирме после заключения официального договора. Цель и задачи страхования – это возмещение ущерба, потерь, вызванных стихийными бедствиями, экологическими катастрофами и несчастными случаями. Объектом страхования может быть жизнь человека, его здоровье, имущество граждан и фирм, перевозимые грузы, риск, ответственность и др. Страхование осуществляется за счет денежных средств граждан, фирм и государственных организаций. Как известно, при распределении дохода фирм формируется резервный фонд, предназначенный для выплаты страховых взносов. В случае происшествия страхового события общества обязаны выплатить возмещение страхованному. Главная статья активов страховых обществ – вложение денежных средств в приобретение облигаций, акций и других государственных ценных бумаг. Иными словами, страховые общества предоставляют государству свободные денежные средства в долгосрочный кредит. Пенсионный фонд представляет собой кредитные учреждения, занимающиеся прежде всего формированием пенсионного фонда и выдачей пенсий. С организационно - правовой точки зрения, пенсионные фонды рассматриваются как государственная внебюджетная целевая организация, формируемая из отчислений частных, государственных и иных фирм и предпринимателей. Временно свободные денежные средства вкладываются в акции и ценные бумаги промышленных компаний. 5. Рынок ценных бумаг Значение ценных бумаг в современной рыночной экономике трудно переоценить. Они занимают в экономической жизни общества особое место. Рынок ценных бумаг возник в Западной Европе четыре века тому назад. В 1592 г. в Антверпене впервые был опубликован список ценных бумаг, продаваемых на бирже. В России биржа ценных бумаг была открыта в Санкт - Петербурге в период правления Петра I (1703 г.). В дореволюционной России к 1913 г. насчитывалось уже около 70 фондовых бирж. В советский период, согласно марксистским канонам, ценные бумаги считались «фиктивным капиталом», присущим только загнивающей капиталистической экономике. Поэтому в экономической жизни СССР ценных бумаг не было. Государственные облигации внутреннего займа, которые функционировали в Советском Союзе, нельзя считать ценной бумагой, во - первых, из-за принудительного характера подписки, во-вторых, из-за отсутствия свободного их обращения на внутреннем рынке. В связи с переходом экономики России к рынку произошел ряд коренных реформ (разгосударствление и приватизация собственности, реорганизация финансовой системы и другие), вызвавших объективную необходимость рынка ценных бумаг, именуемого фондовой биржей. В России в настоящее время рынок ценных бумаг только формируется, поэтому целесообразнее изучить данный вопрос на примере рынка ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой. По определению, данному в Гражданском кодексе РФ, ценной бумагой является «документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении». Основными понятиями рынка ценных бумаг являются: эмиссия ценных бумаг, эмитент и их размещение. Эмиссия ценных бумаг – это процесс выпуска всех их видов для обращения. Цель эмиссии ценных бумаг – привлечение финансовых ресурсов для расширения производства или под определенные крупные инвестиционные проекты, а государственные органы могут эмитировать ценные бумаги для покрытия дефицита бюджета. Эмитент ценных бумаг – это орган или организация (банк, финансово-кредитные учреждения, фирма), выпускающие ценные бумаги. Размещение ценных бумаг означает продажу, распространение ценных бумаг от эмитента в руки первичного владельца путем заключения гражданско-правовых сделок. К ценным бумагам относятся облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, акции, ценные бумаги государства и местных органов власти и др. Ценные бумаги могут быть классифицированы по самым различным признакам. В зависимости от получаемого дохода могут быть с фиксированным доходом и нефиксированным доходом. А в зависимости от эмитентов – государственные, муниципальные, корпоративные и др. Ценные бумаги могут быть именные и на предъявителя. К ценным бумагам с фиксированным доходом относятся облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и векселя. Облигация – это самый распространенный вид ценных бумаг. Она подтверждает, что ее владелец внес определенные денежные средства на приобретение ценной бумаги. Ее вправе выпустить государство, местные органы власти, фирмы на самые разные сроки (от 1 года до 25 лет). Эмитент, организация, выпустившая облигацию, обязан выплатить номинальную стоимость в указанный срок. Такое возмещение получило название «погашение» облигации. Кроме погашения, эмитент обязан выплачивать ее обладателю фиксированный процент от номинальной стоимости или выплатить выигрыш. Привлекательность облигации по сравнению с акцией заключается в том, что облигации могут продаваться по эмиссионному курсу, который ниже их номинального курса (например, за 980 руб. вместо 1000 рублей). Такая скидка получила название «дизажио». Может быть достигнута договоренность, что погашение облигации будет производиться по более высокому курсу по сравнению с номинальным, например, по цене 1030 рублей вместо 1000. Надбавка получила название «ажио». Таким образом, суммарный доход облигации может составить процент плюс дизажио или ажио. Конечная цель выпуска облигации – привлечение свободных денежных средств, иными словами, особый вид кредитования эмитентов лицами, купившими облигацию. Они могут свободно продаваться и покупаться по курсу на бирже. Облигации могут быть самых разных видов по форме выплаты процентов: беспроцентные, процентные, купонные, вечные, конвертируемые; по элементам: государственные, муниципальные; по целевому назначению: жилищные, автомобильные, дисконтные, ипотечные и т. д. Сберегательный сертификат – письменный документ в виде свидетельства Сберегательного банка или другого кредитного учреждения о вкладе денежных средств, удостоверяющий право вкладчика на получение вклада по истечении определенного срока и процента по нему. Различают сберегательные сертификаты именные и на предъявителя. Депозитные и сберегательные сертификаты могут свободно продаваться на фондовых биржах. Вексель – ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определенной форме. Вексель дает векселедержателю право на получение долга по истечении оговоренного срока. Для понимания оборотов векселей следует ознакомиться со специфическими терминами, употребляемыми в секторе рынка ценных бумаг: – простой вексель – составляется должником (векселедателем) – переводной вексель (тратта) – выписывается векселедержателем (трассантом) в виде письменного поручения, приказа векселедателю (трассату) заплатить заимствованную сумму с процентами – безусловный вексель – который подлежит оплате наличными По российскому законодательству в зависимости от срока платежа используются следующие векселя: а) оплачиваемые по предъявлению; б) оплачиваемые от времени составления до определенного срока; в) оплачиваемые на определенную дату. В отечественной практике в условиях всеобщего неплатежа довольно успешно используются процентные векселя. Ценные бумаги с нефиксированными доходами – это прежде всего простые акции и государственные ценные бумаги. Подробно об акциях см. тему «Фирмы как экономический агент». Государственные ценные бумаги являются долговыми обязательствами правительства и местных органов власти перед юридическими и физическими лицами. Они составляют государственный внутренний долг. В определенном смысле выпуск ценных бумаг представляет собой альтернативу эмиссии бумажных денег. Главная цель имитирования ценных бумаг – это покрытие бюджетного дефицита в условиях инфляции и экономического кризиса. В настоящее время в большинстве стран мира обращается несколько видов государственных ценных бумаг: а) казначейские векселя со сроком погашения 91 день; б) казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет; в) казначейские облигации со сроком погашения от 10 до 30 лет. Эти виды ценных бумаг выпускаются для кредитования государственного долга, и процент выплаты колеблется от 5 до 7 %. В России выпускаются: – государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), с 1993 г. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. ГКО выпускаются на срок 3, 6 и 12 месяцев, размещаются через учреждения Центрального банка РФ. Доходность ГКО в 1998 г. составила 11 –14% годовых; – казначейские обязательства (КО), функционирующие по принципу ГКО; – облигации федерального займа (ОФЗ) с 1995 г., обращаются – облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) на предъявителя выпускаются с 1995 г., предназначены для продажи населению; – облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), которые являются средством реструктуризации внутреннего валютного долга. ГКО и рублевый кризис 17 августа 1998 года. В первом полугодии 1998 г. среднемесячный бюджет России выглядел так: доходная часть – фактическое поступление дохода составило около 23 млрд. рублей, расходная часть, государственные расходы по бюджету – 25 млрд. и погашение ГКО – 30 млрд. рублей. Таким образом, среднемесячный дефицит бюджета составил 32 млрд. рублей, без учета выплаты прежних долгов СССР. Только за первое полугодие 1998 г. новые государственные долги увеличились до 200 млрд. рублей. Как мы уже отметили, выпуск государственных ценных бумаг представляет собой альтернативу эмиссии бумажных денег. Так, перед правительством РФ возникли две альтернативы выхода из создавшейся экономической ситуации: 1) произвести реструктуризацию ГКО; 2) увеличить печатание бумажных денег. Однако, чтобы реструктуризировать ГКО, требовались внешние займы, кредиты. В то время международные банки не предоставляли кредитов России. С приходом нового премьер-министра Е.М. Примакова правительство приняло второе решение – увеличение печатания денег. В результате ко второй половине 1999 г. произошла четырехкратная девальвация рубля по отношению к доллару США. Если в начале 1998 г. на валютном рынке 1 доллар стоил 6 рублей, то в начале второй половины 1999 г. – 27 рублей. Так, бесконтрольное увеличение выпуска государственных ценных бумаг также опасно, как и увеличение печатания денег. 6. Организационная структура рынка ценных бумаг России Фондовая биржа – организованный рынок ценных бумаг. Здесь объектом биржевых сделок служат все виды ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются: коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, инфраструктурные организации биржи (регистраторы, депозитарии, клиринговые организации и собственно фондовые биржи), финансово-кредитные организации, юридические и физические лица, зарегистрированные как предприниматели. По российскому законодательству о рынке ценных бумаг в биржевой сделке участвуют так называемые «настоящие члены биржи», имеющие государственную лицензию. Другие обладатели ценных бумаг, не являющиеся членами биржи, могут совершить биржевые операции через посредничество членов биржи, так как запрещается временное членство, передача биржевого места в аренду другим лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи. Брокерские фирмы – это официальное объединение нескольких брокеров, выступающих в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг и валюты. Брокеры работают по поручению своих клиентов и за их счет, получая вознаграждение в виде комиссионных при совершении торговых сделок. В роли брокеров могут выступить отдельные лица, фирмы и организации. Брокеры и брокерские фирмы приобретают за плату брокерские места на бирже сроком на один год и более. Брокеры могут оказать клиентам дополнительные услуги в виде консультации, информации о ситуации на рынке ценных бумаг. Инвестиционный фонд – это акционерное общество, ресурсы которого формируются за счет выпуска ценных бумаг и продажи их мелким инвесторам с целью привлечения сбережений широких слоев населения. Собранные средства инвестиционные фонды вкладывают в покупку ценных бумаг государства, компании и банков. Регистратор – организация, осуществляющая ведение реестров владельцев ценных бумаг. По российскому законодательству акционерное общество числом акционеров более 500 человек обязано передать полномочия на ведение своего реестра акционеров независимому регистратору. Регистратор фиксирует ежегодный взнос постоянных участников биржи. Депозитарий – участник фондовой биржи, оказывающий услуги по хранению ценных бумаг и учету прав на них. Он же выдает справку о наличии у брокера ценных бумаг, предназначенных для торговли на бирже. Клиринговые организации – ведут учет и взаимозачет как по деньгам, так и по ценным бумагам между участниками фондовой биржи. Собственно фондовая биржа – это организация биржевых сделок. Ее деятельность строго регламентирована правительственными документами и уставом биржи. По российскому законодательству фондовая биржа должна заниматься только торговлей ценными бумагами и депозитарной деятельностью. Совмещение иной деятельности фондовой бирже запрещается. В России в 1999 г. функционировало более 20 фондовых бирж, крупнейшими из которых являются Центральная российская универсальная биржа (ЦРУБ), Санкт-Петербургская фондовая биржа. В настоящее время российский фондовый рынок полностью не сформировался, происходит процесс его совершенствования. Мировая практика показала, что, наряду с официальным рынком ценных бумаг, возникает объективная необходимость внебиржевого рынка. Это обусловлено тем, что существует немало солидных фирм, у которых размеры ценных бумаг не дотягивают до биржевых стандартов. Чтобы эти фирмы выросли до биржевых стандартов, требуется какое - то время. Фирма, производящая операции с ценными бумагами вне биржи, работает следующим образом: сначала она покупает ценные бумаги на собственные средства, а затем перепродает их брокерам или брокерской фирме. С клиента брокеры не взимают комиссионной платы, как на бирже. В одном случае ценные бумаги вторично продаются уже с небольшой надбавкой, а в другом случае – продаются с небольшой скидкой по отношению к той цене, по которой они в дальнейшем будут перепроданы. Такая наценка или скидка образует прибыль посреднической фирмы. Через внебиржевой рынок продаются облигации государственных займов и акции мелких и средних фирм, не включенные в биржевые списки. Основными операциями на рынке ценных бумаг являются следующие: срочные операции, поручение на проведение биржевых операций и купля-продажа ценных бумаг. • Срочная операция – это договор о поставке, в силу которого одна сторона обязуется предоставлять определенную сумму ценных бумаг на установленный срок, а другая сторона – принять и немедленно оплатить к оговоренному сроку. Иногда их называют фьючерскими сделками. По российскому законодательству оформление и оплата сделки должны отстоять друг от друга не более 90 дней. Срочные сделки широко практикуются в США, Германии и других странах. Экономический смысл срочной операции сводится к тому, что, если владельцы ценных бумаг предполагают падение их курса к какому - то сроку, то, чтобы освободиться от них, первоначальные владельцы воспользуются этой операцией. Биржевые спекулянты, играющие на понижении курса ценных бумаг, называются «медведями», то есть «подминающими противника под себя». А биржевики, играющие на повышении курса, – «быками», поднимающими противника на рога. • Поручение на проведение биржевых операций выступает в разных формах: а) поручение на брокеров проведения сделки с ценными бумагами по текущему рыночному курсу; б) лимитное поручение, которое сводится к тому, что брокерам поручаются биржевые сделки по определенной цене; в) поручение на проведение операции на условиях, определяемых самим брокером и др. • Купля-продажа ценных бумаг производится по следующей схеме: покупатель ценных бумаг (инвестор) Б поручает своему брокеру купить 100 акций компании А по курсу 1500 руб. за одну акцию. Продавец ценных бумаг компании А также поручает брокеру продать аналогичную ценную бумагу приблизительно по курсу 1500 руб. за штуку. Брокеры фирм А и Б обращаются к дилеру – специалисту биржи по поводу предстоящей сделки. Тогда дилер анализирует, нет ли еще иных предложений в данный момент. Убедившись, что нет других предложений, дилер устанавливает курс акции на уровне 1500 рублей и эту информацию выкрикивает в биржевом зале. Если не поступает предложений от участников биржи, то сделка считается совершенной. Оформляются документы по купле-продаже. В Российской Федерации фондовый рынок регулируется рядом законодательных актов, к ним относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О рынке ценных бумаг» (1996 г.), Закон РФ «Об акционерных обществах» (1995 г.), «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» — Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008. Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена: • требованием защиты экономических интересов всех участников рынка ценных бумаг; • стимулированием здоровой конкуренции на рынке ценных бумаг; обеспечением единства режима и методов работы фондовых • соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рынке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения; • обеспечением равенства всех участников рынка ценных бумаг Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является исполнительным органом государственной власти по проведению федеральной политики в области рынка ценных бумаг. Она же осуществляет контроль за деятельностью участников фондового рынка. 6. Государственное регулирование экономики 1. Место и роль государства в рыночной экономике 2. Финансовая система и финансовая политика. 3. Государственный бюджет. 4. Налоговая система. Кривая Лаффера. 1. Место и роль государства в рыночной экономике Современная рыночная экономика – сложная и постоянно развивающаяся система, имеющая такие саморегулирующие и саморазвивающие механизмы, как цена, спрос, предложение и конкуренция. Согласно классическим воззрениям, они автоматически устанавливают основные экономические равновесия национального хозяйства. Однако, как указано в разделе «Микроэкономика», рынок по своей внутренней природе имеет ряд «провалов» (фиаско). Поэтому возникает объективная необходимость вмешательства государства, чтобы восполнить эти «провалы». Теоретические обоснования роли государства в рыночной экономике впервые дал Дж. М. Кейнс, который доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада. Поэтому в первой половине XX в. перед экономической теорией возникла проблема государственного регулирования национальной экономики. Под государственным регулированием в современной экономической теории понимают воздействие государства на экономические субъекты и процессы, чтобы придать им организованный характер, обеспечить соблюдение законов и общественных интересов. Термин «государственное регулирование» экономикой употребляется как в широком, так и в узком смысле слова. В широком – государственное регулирование включает понятия «прогнозирование», «программирование», «финансирование», «бюджетирование», «администрирование» (управление), «учет и контроль». А в узком смысле под государственным регулированием подразумевают государственное управление. Заметим, что рыночное и государственное регулирование являются асимметричными, принципиально разнополюсными моделями. Иными словами, недостатки рыночного механизма покрываются достоинствами государственного регулирования и наоборот. Поэтому для эффективного воздействия на национальное хозяйство со стороны общества разумнее всего использовать смешанный тип регулирования экономики, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов. Основными приемами и методами государственного регулирования служат введение экономических нормативов, установление ставок налогообложения и налоговой базы, денежная и кредитная эмиссия, прямое финансирование, создание всех общественных благ, установление правил и процедур социального обеспечения, установление «валютного коридора» и иных способов поддержания национальной валюты. Стратегической целью государственного регулирования экономики является умножение национального богатства в интересах нынешних и будущих поколений страны, а тактическими целями государственного регулирования – обеспечение экономической безопасности страны, экономического роста, достижение финансовой стабильности и повышение благосостояния населения. Однако государственное управление основано на том, что соответствующие органы дают прямые указания, предписания, плановые задания хозяйствующим субъектам. Одновременно государство обеспечивает их ресурсами, прикрепляет поставщиков и потребителей, определяет основные ценовые параметры. Именно такая модель управления существовала в СССР и в других социалистических странах. Мировая практика показала, что если государство берет на себя больше, чем положено, то есть перетягивает на себя основные функции рынка, то происходит деформация рыночных отношений, падают стимулы к рачительному хозяйствованию и эффективность производства. Тогда возникает объективная необходимость разгосударствления. Примером может служить распад СССР и других социалистических стран на основе политических и экономических кризисов. Поэтому одна из основных задач смешанной экономики – добиться оптимального сочетания государственного регулирования с рыночным. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приведет к нежелательным результатам. В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Об этом свидетельствуют рост государственных расходов на оборону, образование и здравоохранение, возникновение так называемого государственного сектора, где производятся общественные блага. В современных странах со смешанной экономикой существуют разные типы государственного регулирования. Они различаются масштабами и методами регулирования. В некоторых странах с либеральными подходами к экономике ограничиваются налогообложениями, бюджетными финансированиями государственных расходов и регулированием денежной системы. К таким типам принадлежит экономика США, Японии, Канады и ряда других стран. Значительные масштабы государственного воздействия характерны для стран, имеющих социально-ориентированную экономику, то есть разнообразные формы поддержки определенных слоев населения, перераспределение доходов через налоговую систему и бюджет (например, Швеция, Германия). Органы управления экономикой. Управление экономикой – это составная часть ее регулирования. Органы управления представлены как органы государственного, общественного и социального управления, связанного не только с экономикой, но и с другими жизненными процессами. Такие органы именуются органами власти имеется в виду власть над экономикой. Известно, что органы власти делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Каждый из них имеет определенное отношение к экономике. В России законодательные органы федерального уровня и субъектов Федерации принимают законы, постановления и другие законодательные акты, которые устанавливают «правила игры». Законодательные органы обычно представлены двухпалатным парламентом: Государственной думой и Советом Федерации. После того, как законы приняты, люди должны их соблюдать. Так делается в подлинно правовом государстве. В субъектах Федерации имеются аналогичные структуры. Исполнительные органы призваны исполнять законы, приводить их в действие. Исполнительную власть возглавляет Президент РФ. Непосредственное исполнительное управление экономикой осуществляет Правительство, вершинной частью которого является Кабинет министров, возглавляемый Председателем, то есть премьер-министром и его заместителями. Исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства. Наряду с Правительством страны, отдельные вопросы исполнительного управления экономикой решают министерства и ведомства, входящие в состав национально-территориальных образований страны, республики и города. Москва и Санкт-Петербург имеют собственные правительства. Министерства и ведомства делятся на отраслевые, территориальные, функциональные комитеты, департаменты и управления. Акционерные общества, концерны, фонды, фирмы, предприятия и организации имеют свои органы управления, называемые администрацией предприятий и фирм. В состав администраций входят отдельные службы, например, экономическая и инженерная. Правовые и судебные органы можно называть органами управления в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушения, рассматривают конфликты, взаимные экономические претензии, трудовые, имущественные, денежные споры. Непосредственное отношение к экономическому регулированию имеют арбитражные органы, которые рассматривают в судебном порядке претензии фирм. Такое же отношение к управлению экономикой имеют адвокатура и нотариат. Первые ведут дело по суду, а вторые связаны с оформлением документов экономического и хозяйственного характера. Экономическая политика. В мировой экономической литературе бытуют самые различные определения понятия «экономическая политика». Однако среди них самым распространенным является определение, данное немецким ученым X. Гиршем. Согласно его определению, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему содержанию экономическая политика призвана выражать интересы государства и народа. Курс экономической политики зависит от следующих факторов: • как отмечалось в предыдущих темах, экономика отдельных стран развивается циклически, периоды экономического роста сменяются спадом (рецессией, стагнацией и стагфляцией). В зависимости от этого формируется тот или иной тип экономической политики государства; • экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой, идеологией и с военной политикой; • от уровня зрелости и направления политических сил, политических партий и движений. В зависимости от продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную (от нескольких месяцев до одного года), среднесрочную (более одного года до трех лет) и долгосрочную экономическую политику (более трех лет). Субъекты (исполнители) экономической политики. Основным исполнителем экономической политики является государство, его институты и негосударственные образования. Политика проводится государством посредством использования находящихся в его распоряжении инструментов (механизмов) влияния на экономические процессы и хозяйствующих агентов. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты. Государственное воздействие на экономику характеризуется ин-ституциональностью. В отечественной экономической литературе термин «институциональность» употребляется очень редко. Содержание самого термина в современной экономической теории колеблется в широком диапазоне. Ограничимся лишь следующим определением. Экономические институты – это элементы социальной структуры, характеризующие устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. Например, институт права, институт собственности, институт собственников, консультантов и т. д. Исполнительная власть – правительство – передает низовым органам власти (институтам) право на задание по претворению в жизнь экономической политики. Характер разделения функций между институтами зависит от политического строя государства. В случае наличия федерации принято различать три вида субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный. К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это союзы предпринимателей, профсоюзы, картели, кооперативы, культурные, экологические, спортивные, религиозные и другие организации. Функции негосударственных субъектов заключаются в создании группового выражения интересов и переводе его в ранг экономической политики. Из негосударственных субъектов наибольшее влияние на формирование экономической политики оказывают союзы предпринимателей и профсоюзы. Роль первых в реализации экономической политики столь же велика, как государственная структура. Они оказывают влияние на ход выборов, на членов парламента или их представители становятся членами парламента. Иногда экономические интересы частно - групповых собственников не совпадают с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. Поэтому между союзами и государством нередко возникают споры за проявление возможностей власти. В этой борьбе государство не всегда находится в выгодном положении, потому что в руках союзов могут быть средства массовой информации; они умело используют рекламы, манипулируют общественным сознанием. Таким образом, они непосредственно оказывают влияние на принятие политических решений в верхних эшелонах власти. Что касается остальных негосударственных субъектов политики (кроме профсоюзов), то они большого влияния на экономическую политику не оказывают. Если их деятельность и влияет на принятие политических решений, то это происходит косвенным путем, опосредованно, через общественное сознание. Таким образом, государство, проводя экономическую политику, выступает ее инициатором, организатором. Достичь успеха в макроэкономическом регулировании можно не тоталитарной государственной властью, а ее умением сбалансировать интересы государственных и негосударственных субъектов. Реализация экономической политики может привести к одному из двух конечных противоположных результатов. С одной стороны, экономическая политика, сбалансированная по всем параметрам, может привести к росту экономики, улучшению уровня жизни населения; с другой стороны, экономическая политика, выработанная без учета внутренней и внешней конъюнктуры, может вызвать кризис (галопирующую или гиперинфляции, обнищание широких слоев населения). Это называется крахом экономической политики. Основные инструменты (экономические механизмы или рычаги). Название «рычаги» означает, что они используются в качестве средства изменения экономического состояния объекта или «механизма» осуществления поворота экономики в желаемую сторону. Для умелого их использования необходимо знать внутреннее строение, структуру экономики. Существует несколько вариантов классификации инструментов регулирования экономики. По способу функционирования различаются методы прямого и косвенного регулирования экономики. Теперь рассмотрим их несколько иначе, с точки зрения макроэкономического регулирования. Методы прямого воздействия государства на экономику предполагают, что хозяйствующие субъекты вынуждены принимать решения на основе предписания властей, а не самостоятельно. Следует подчеркнуть, что каждый экономический инструмент имеет положительные и отрицательные стороны. Так, положительная сторона прямых методов заключается в том, что они более оперативны в смысле скорости достижения экономических результатов. Отрицательная сторона – создание серьезных помех в функционировании чисто рыночных механизмов. В качестве примера можно назвать налоговое законодательство, нормы амортизационных отчислений, бюджетные процедуры и др. Косвенные методы воздействия государства оказывают влияние на экономику опосредованно, через вторичные механизмы. Преимуществом данных методов регулирования считается то, что они не мешают функционированию рыночных механизмов, иными словами, они не нарушают сложившееся рыночное равновесие. Недостатком косвенных методов является так называемый временной лаг (эффект запоздания). Дело в том, что промежуток времени от принятия государственных решений до их претворения в жизнь в хозяйствующих субъектах занимает довольно длительный период. По методу организации инструменты государственного воздействия подразделяются на административные, экономические и институциональные меры (рис. 6.1). Административные меры. К ним относятся властные меры, регулирующие правовые режимы, которые принуждают, запрещают и разрешают действия субъектов экономики. Функции административных мер сводятся к обеспечению стабильной и благоприятной обстановки экономической деятельности субъектов рынка, к созданию условий для принятия ими свободных хозяйственных решений, к защите конкуренции и прав собственности. Эти меры используются государством в различных областях экономической жизни в зависимости от того, в какой фазе цикла находится экономика страны. В последние годы в ряде стран Запада административные меры активно используются в охране окружающей среды, в области социальной защиты и др. Экономические меры – это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствующих субъектов посредством экономических инструментов. Речь идет о методах влияния на совокупные спрос и предложение, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относятся: – финансовая (бюджетная, фискальная) политика; – внешнеэкономическая политика; – социальная политика.
Цель: достижение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением
Монетарный вариант: воздействие на совокупное предложение
Политика государственных доходов
Источники:
Домохозяйства Фирмы Территориальные корпорации Заграница Рис. 6.1. Классификация инструментов государственного воздействия на экономику 2. Финансовая система и финансовая политика Сущность и функции финансов. Финансовая система и финансовая политика относятся к фискальной политике, которая распространяет свое действие на формирование доходов и расходов государственной казны (фиска). К фискальной политике относится ряд форм финансовой политики, такие как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. С помощью финансов стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей, частных предприятий и фирм, создают предпосылки для снижения издержек производства и повышения конкурентной способности фирм на рынке. Финансы как экономический термин употребляется как в узком, так и в широком смысле слова. В узком смысле слова, на бытовом уровне, финансы ассоциируются с деньгами или денежными средствами. А в широком смысле слова, с научной точки зрения, финансы подразумевают движение наличных и безналичных денежных средств; распределение прибыли предприятий и фирм; формирование и распределение бюджетных средств. Одновременно финансы выступают как экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей. Распределительная функция проявляется в том, что, во-первых, посредством налогов в государственный бюджет концентрируются средства, направляемые на решение народнохозяйственных проблем (выполнение производственных, социальных, межотраслевых и комплексных целевых программ); во-вторых, с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, форм доходов граждан, направляя их на государственные нужды (инвестиции, оборону и т. д.). Контрольная функция. В правовом государстве финансовый контроль крайне необходим. Финансовый контроль исходит от высших органов государственной власти. Их функция очень широка. На местном уровне непосредственный контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременными их уплатами. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов Российской Федерации, Государственную налоговую службу и таможенные органы. В связи с этим возник новый для России институт независимого внешнего контроля – аудит. Стимулирующая функция финансов осуществляется следующим образом: манипулируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя правила налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей, регионов, технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, стимулирования инвестиций. – Финансовая система и ее структура. Совокупность финансовых – территориальность: каждая область, край, республика имеют – единство финансовой политики, проводимой государством, означает, что у всех территориальных финансовых органов одинаковые цели, задачи и «правила игры». Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и территориальные финансовые отношения. Таблица 6.1 Схема финансовой системы
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит между различными субъектами. В финансовой системе выделяются четыре крупные сферы: • финансы предприятий (фирм), учреждений и организаций; • страхование – создание за счет денежных средств предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными ситуациями. Из средств страховых фондов выплачивается определенная сумма денег пострадавшим; • государственные финансы представлены государственным бюджетом, внебюджетным фондом и государственным кредитом; • финансы домохозяйств – финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Развитие рыночной инфраструктуры невозможно представить Воздействие на финансы осуществляется посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |