Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социологического анализа культуры

Сводка основных формул лекции 1

 

 

 

 

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что культура исследуется в социологии отдельной дисциплиной, которая развивается на стыке разных наук – общей социологии, философии, психологии, экономики и других. Социология культуры как отрасль социологического знания раскрывает духовную деятельность как важнейший компонент социальной регуляции. Социология культуры предполагает освоение движущих мотивов реального поведения индивидов и групп, выявление социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами человеческой жизнедеятельности.

Социологический подход к исследованию культуры позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностей и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.

В предметную область социологии культуры входят проблемы формирования, функционирования и развития культуры в органическом единстве с развитием социума. Социология культуры направлена на исследование законов и инфраструктуры функционирования и развития в обществе специализированной (высокой) и массовой культур.

Социологический подход к культуре предполагает изучение опыта совместной жизнедеятельности множества людей – классов, этносов, народов. Культура существует, прежде всего, в практически-действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов.

В культуре находит выражение богатство и дифференцированность общественной жизни, а вместе с тем ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и профессиональные субкультуры реализуется механизм поддержания и развития культурной деятельности.

В научной литературе существуют разные точки зрения на структуру культуры.

Одна из наиболее принятых точек зрения на Западе принадлежит американскому исследователю Уорду Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента:

понятия,

отношения,

ценности,

правила.

 

Первый элемент – понятия выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире.

 

Второй элемент – отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени.

 

Третий элемент – ценности – представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавливает, что для него есть ценности, а что – нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют и общечеловеческие ценности.

 

Четвертый элемент культуры – нормы и правила – регулируют поведение людей в соответствии с ценностями культуры.

В отечественной социологии, так же как в зарубежной, содержатся разные взгляды на структуру культуры.

 

Приведем одну из точек зрения, принадлежащую Л.Н. Когану. Согласно его мнению, культура включает в себя три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический.

 

В первый (когнитивный) блок входят знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, т.е. то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный человечеством. Ядром этого блока являются ценности культуры, такие, как деятельность людей и ее результаты (танец, книга, картина и т.д.).

 

Поведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности.

 

Праксеологический блок регулирует саму культурную деятельность людей через социальные институты культуры (образование, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый «культуро-организующий» блок.

Наличием культуры общество отличается от всего окружающего мира, в том числе от животного. Культура в этом смысле может быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности, необходимых для общества и личности в качестве социальных систем. Взаимосвязь общества и культуры имеет многосторонний характер. Об этом, прежде всего, свидетельствует наличие субъектов культуры, в качестве которых выступают основные типы социальных общностей – общество, нация, социальная группа.

Культура – это и процесс, и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство обеспечивает формирование, поддержание и распространение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры.

 

Важно уяснить, что стержнем любой культуры является ее ценностно-нормативная структура, служащая ориентиром мотиваций конкретных действий людей. Она регулирует и, придавая смысл действиям и жизни людей, интегрирует их в большие и малые человеческие общности, образуя единые культурные пространства. Вовлекая людей в свое пространство, любая культура стимулирует процессы идентификации и самоотождествления человека с ней.

Культура, соединяя воедино внешний и внутренний миры людей, образует некую единую структуру, включающую знания, нормы, социальные образцы и идеалы. Она имеет двуединую основу, формирующуюся и во внутреннем мире человека и развивающуюся в то же время и во внешнем мире в виде артефактов культуры. Коммуникативным механизмом между ними выступает мир знаков и символов, образов и звуков, мир человеческих действий.

Вопрос о структуре культуры далеко не однозначен и возможно выделение ее различных структурных частей. Пожалуй, наиболее общим вариантом структуры культуры можно считать систему ее повседневного, специализированного и массового уровней.

Повседневная культура включает в себя все то, что необходимо освоить индивиду для того, чтобы стать и быть членом общества. Знания в виде опыта жизнедеятельности (социально значимое знание), ценности и нормы (моральные и правовые), традиции и верования, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде – все это составляет содержание повседневной культуры.

Специализированная культура – совокупность форм духовной деятельности, представляющих собой обобщение процессов жизнедеятельности в идеях, науке, искусстве и просвещении.

В специализированной культуре можно выделить блоки культурных порядков:

культурные свойства социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

знание, формирующее и развивающее картину мира общества (наука, идеология, искусство, религия, философия);

трансляция социально значимого опыта: просвещение (система образования), СМИ.

Массовая культура есть производство и распространение культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Р. Хоггард выделил в массовой культуре «мертвую» и «живую» части. Мертвая масскультура – коммерциализированная по духу и продукции, рассчитанная на пассивное потребление, стандартна, антигуманистична, используется ради манипулирования публикой. Живая масскультура обращается к личности, способствует образованности, организованности масс; это реальное, наличное сознание больших общественных групп, народный здравый смысл (сказки, песни, фольклор, мифы, сказания и т. д.).

В предметную сферу социологии культуры входит изучение типов поведения, складывающихся, прежде всего на основе целостных, привычных образцов, совершаемых по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Эти образцы раскрываются в социологии культуры с помощью понятий «обычай», «традиция», «обряд».

 

Традиция относится к более широкому кругу явлений и является элементом социального и культурного наследия. Традиции устанавливают преемственность культуры, служат каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению, выступают механизмом социализации и инкультурации. Инкультурация – продолжающийся в течение всей жизни процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм культуры.

 

Обряд – формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, способствующее упрочению связей либо между членами группы, либо между группами. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.

 

Обычаи – социально признанные образцы поведения. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотипные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах, определенных социальных общностях и привычные для их членов. В примитивных обществах обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности, поскольку регламентируют повседневное поведение индивидов, поддерживают внутригрупповую сплоченность, передают социальный и культурный опыт от поколения к поколению и т.д.

В более развитых типах общества не обычаи являются основными способами регулирования общественных и межличностных отношений, а нормы. Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведения. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев. К числу обычаев относят табу – различного рода запреты.

Нормы охватывают определенные принципы, параметры деятельности, упорядочивающие отношения между людьми. Нормы дифференцированы по сферам деятельности (экономические нормы, политические нормы, культурные нормы и т. д.), по социальным структурам (профессиональные, сословные и др.), по степени обязательности. Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщательно разрабатываются, а правила следования им устанавливаются.

 

Каждый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает номы деятельности и поведения основных социальных общностей учащихся и педагогов, взаимодействующих в его рамках. В качестве правовых норм выступают, прежде всего, законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Выполнение правовых норм обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали.

Язык – один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Поскольку культура передается в значительной части своих творений в символической форме и в такой же форме воспринимается большинством людей, постольку именно язык служит главным средством трансляции, передачи культуры. В этом смысле он очень тесно срастается с культурой и становится ее наиболее полным выразителем.

Язык – явление общественное. Им нельзя овладеть вне социально­го взаимодействия, вне общения с другими людьми. Язык включает в себя правила, которые необходимо соблюдать для установления взаимодействия, поскольку он организует опыт людей. Как и культура в целом, язык вырабатывает общепринятые значения. Они составляют содержание устной и письменной речи, которая оказывается определенной формой существования языка. В этом смысле язык объективен, а речь субъективна. Язык имеет общественный, а речь – индивидуальный характер. Язык «принадлежит» всем, а речь – только тем, кто говорит (при этом не имеет значения как – устно, письменно или с помощью жестов, используемых немыми людьми).

 

Ряд социологов считает ценности ведущим элементом культуры. Ценности, действительно, выступают тем «стержнем», который объединяет материальную и нематериальную культуру. Поэтому не случайно отдельные авторы определяют культуру через систему ценностей. Н. Смелзер – один из них – пишет: «Культура – система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни».

В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, цели, долга. Принимаемые ценности направляют сознание и поведение человека. Существует условная классификация ценностей: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические. Чем сложнее общество, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей.

Под социальными ценностями понимается значимость явлений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Они оказываются тем фундаментом, который обеспечивает целостность определенной социальной системы.

Субкультура – это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности (группы) от культуры большинства общества (например, молодежная субкультура). Она не отвергает культуру этого большинства, но отклоняется от нее. Субкультура совсем не обязательно должна быть со знаком «минус», особенно если речь идет о тех или иных профессиональных группах (субкультура врачей).

Наряду с субкультурой существует и контркультура. Она выступает как разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры.

Какие же аспекты культуры привлекают внимание социологов в первую очередь?

Их интересы сконцентрированы вокруг проблем, которые чисто условно можно рассматривать на трех уровнях.

 

Первый из них – эмпирический. На этом уровне изучается система норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов и социальных общностей, их культурную (в основном досуговую) практику, связанную с созданием, распространением, потреблением культурных (и антикультурных) ценностей. Предполагается также изучение организации культурно-массовой и просветительской работы, культурного уровня различных социальных групп и т.д.

В рамках исследований второго – теоретического – уровня социологию волнует вопрос об основных формах культуры в обществе. Принято говорить о высокой (часто называемой элитарной) культуре: изящные искусства, классическая литература и музыка, произведения которых воспринимаются относительно неширокими слоями населения, и культуре народной (часто именуемой массовой): это сказки, песни, фольклор, мифы, сказания. К последней нередко относят и поп-культуру, и рок-культуру. С появлением и широким распространением средств массовой информации различия между обеими формами культуры постепенно стираются.

Одна из важных проблем социологического изучения на третьем уровне – конфликт в культуре.

Как показало развитие западной социологии в XX в., ее представители выделяли три вида конфликтов, связанных с культурой: аномию, культурное запаздывание, чуждое влияние.

 

Об аномии писал Э. Дюркгейм, понимая под ней нарушение единства культуры в связи с распадом системы нравственных ценностей (рост преступности, увеличение числа разводов, самоубийств и др.).

 

Американский социолог У. Огборн в 1922 г. сформулировал основные положения теории культурного запаздывания (культурного лага), суть которой состояла в показе причин культурного конфликта. По его мнению, перемены в материальный жизни, прогресс производства «обгоняют» изменения в нематериальной культуре: обычаях, законах, убеждениях и т.д. Отставание культуры и является причиной конфликтов, с ней связанных.

 

Третий вид конфликта как чуждое влияние определил английский социолог Б. Малиновский в 1945 г., рассматривая влияние чужой (в основном европейской) культуры в Южной Африке во время ее колонизации и в последующий период. Б. Малиновский писал о конфликте двух культур – навязываемой извне и местной. Если попытаться определить общую идею многочисленных теорий культурного конфликта, то ее можно сформулировать так: эти конфликты имеют место потому, что различные модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями – объединения и разъединения культур.

 

Таким образом, структура культуры понимается исходя из выявления и определения ее уровней (повседневный, специализированный и массовый), элементов (ценности, нормы, традиции, обычаи, знания и др.), и отношений между субкультурами.

Культура – целостная система, в которой элементы гармонично связаны друг с другом, и трудно в полной мере оценить ее влияние на жизнь человека и общества.

Тем не менее, следует акцентировать внимание на основных функциях культуры:

производство новых знаний, норм, ценностей значений и т. д.;

их хранение и распространение;

воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности;

социализация человека через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;

компенсаторная функция;

Впервые в социологии этноцентризм и культурный релятивизм были описаны американским социологом Уильямом Самнером в книге «Народные обычаи» (1906).

Суть этноцентризма – в оценке других культур на основе собственной, базирующейся на вере в биологическое и культурное превосходство своей социальной общности над другими. У. Самнер считал этноцентризмом такой взгляд на общество и его культуру, при котором определенная социальная общность считается центральной, а все другие соотносятся и соизмеряются с ней. Отсюда этноцентризм часто выступает как противопоставление «мы – они». Как показывают социологические исследования, проведенные в разных странах, люди склонны переоценивать свою культуру и недооценивать чужую, поэтому этноцентризм можно считать в известной мере универсальной человеческой реакцией.

Этноцентризм содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Он сплачивает социальную общность, стимулирует и усиливает патриотизм, способствует росту активности. Вместе с тем этноцентризм может выступать как средство разжигания неприязни между социальными общностями, народами. В определенных условиях он способен быть фактором их обособления и вести к национализму.

Что касается этноцентризма в культуре, то, наряду с пробуждением и активизацией интереса к культуре собственного этноса, он часто играет тормозящую роль.

Определенной противоположностью этноцентризма является другая форма культурной деятельности, получившая название культурного релятивизма. Он основан на утверждении, что члены одной социальной общности не могут понять ценностей других общностей, если они рассматривают их с позиций собственной культуры. Другими словами, признается относительность, релятивность явлений культуры, их ценность только в определенных границах. Такой подход дает основания для выводов о множественности культур, ценностных систем, культурно-исторических типов и путей их развития.

По мнению У. Самнера, любую культуру можно понять только на основе рассмотрения ее ценностей в собственном контексте.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Момент сил, действующий на точечный диполь в электрическом поле | Формирование конкурентных преимуществ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.