КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По месту проведения
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит – ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования. социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от: целевого назначения – документальное и интервью мнений, отношений; места проведения – служебное и неслужебное; способа коммуникации – личное и телефонное; процедуры проведения – панельное, групповое, клиническое; техники регистрации – протоколируемое и непротоколируемое и т.д. Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие Специфика анкетного опроса заключается в том, что: исследователь не имеет непосредственного контакта с респондентом, а функцию «научного посредника» выполняет анкета; исследователь в момент рассылки или раздачи анкеты теряет контроль над ее заполнением; влияние анкетера сведено к минимуму; анкетирование применимо для опроса большого количества респондентов; трудно избежать влияния третьих лиц на отвечающих, особенно при анкетном опросе, как по месту работы, так и по месту жительства; степень анонимности при анкетировании высокая. Анкета заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту. Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. Характеристика анкеты будет далеко не полной, если не сказать несколько слов о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Практика социологических исследований показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 +/- 10 минут. Следует отметить, что прежде чем приступать к опросу, необходимо провести логический контроль анкеты и апробацию для того, чтобы выявить все погрешности при составлении анкеты и ликвидировать их. Только после этого анкету можно использовать. Специфика интервьюирования заключается в том, что: осуществляется непосредственный контакт в ходе общения респондента с интервьюером; интервьюер в ходе интервью не теряет контроль над процессом опроса и может в любой момент повернуть ход интервью так, чтобы и опрашиваемый мог легче ориентироваться в интересующем исследователя вопросе, и в то же время не отступить от цели и задач исследования; интервью – это эмоциональный процесс общения, значительно больше психологизированный, чем анкетный опрос. Психологическое влияние интервьюера (его внешний вид, стиль беседы, профессионализм) значительно сильнее, чем у анкетера при коллективном (групповом) опросе; интервью оправдывает себя при работе с небольшими группами респондентов (эксперты, фокус-группы и т.п.) либо индивидуально; интервью позволяет избежать влияния третьих лиц на отвечающих; степень анонимности при интервью иная, чем при анкетном опросе. Интервью не может полностью сохранить респондента анонимным. По сущности интервью – метод персонифицированного опроса. Продолжительность интервью – это длительность беседы, обеспечивающая наиболее полное раскрытие темы и достоверность ответов. Продолжительность интервью заложена в вопроснике и зависит от темы исследования, количества вопросов, глубины рассмотрения темы, социально-демографических характеристик будущих респондентов, физиологических возможностей активного восприятия интервьюера. Социологическая практика показывает, что интервью может длиться от 10 минут до 1,5 часов. Но встречаются случаи, когда интервью длится 8 часов и более. Недостатки интервьюирования: его малая оперативность; существенные материальные и временны е затраты; необходимость большого числа подготовленных интервьюеров; невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов; поиск психологического контакта с каждым респондентом; решение проблемы анонимности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |