Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатика




О программе модернизации педагогического образования

ПРИКАЗ № 1313 МО РФ

 

Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

 

1. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

 

2. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

 

3. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

 

4. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

 

Высокий развивающий потенциал информатики является основой для использования этого учебного предмета как средства для развития обучаемых. Основами для этого является ее:

- открытость,

- динамичность,

- междисциплинарность.

 

В настоящем параграфе отражается современный подход к значению информатики, как междисциплинарной науке, а, следовательно, как междисциплинарному средству развития, обучения. Обосновывается, что она способна обеспечить инновационный подход к процессу подготовки студентов педагогического вуза

 

Информатика, как ни одна другая наука, характеризуется на совре­менном этапе динамичностью и открытостью. С одной стороны, она интенсивно развивается, вбирая в себя современные достижения других наук, а с другой стороны, предоставляет различным научным дисциплинам широ­чайший спектр вычислительных, интеллектуальных, информационных и других систем, а также технических средств.

 

Человечество вступило в новую эпоху развития человеческой циви­лизации - эпоху освоения информационного ресурса. С этим связано по­явление и бурное развитие новой отрасли науки и техники - информати­ки. Универсальный характер использования информации и информационных процессов обусловил необходимость развития информатики как одной из фундаментальных естественных наук современного общества. В своем развитии информатика опирается на достижения таких наук и научных дисциплин, как кибернетика, теория информации, лингвистика, матема­тика, экономика, психология, вычислительная математика, теория сис­тем телекоммуникаций, и формирует с их помощью свою теорию.

Будучи развивающейся наукой, информатика пытается в настоящее время систематизировать накопленный теоретический и практический опыт, выработать принципы и методы решения проблем, создать свою методологию. Но уже сейчас она имеет особый статус. Она представляет собой современный инструмент познания, как самой природы, так и общества.

Кроме того, известные хронологические определения информатики ведущих специалистов различных областей знаний является ярким подт­верждением сказанного.

 

На I Всесоюзной конференции по информатике в 1984 г. академик Н.Н. Моисеев, высказывая свою точку зрения на информатику, заметил, что "информатика - это такая синтетическая дисциплина, которая вклю­чает в себя и разработку новой технологии научных исследований, и проектирование, основанное на использовании электронной вычислитель­ной техники, и несколько крупных научных дисциплин, связанных с проблемой общения с машиной, и, наконец, создание машины" [213, с. 131].

Информатика не завершила своего формирования, и ее смысл продол­жает уточняться, о чем свидетельствуют многообразие и неоднознач­ность высказываний специалистов, работающих в этой области знаний.

А.П. Ершов рассматривает ин­форматику "как фундаментальную естественную науку, изучающую процессы передачи и обработки информации" [130, с.29].

В тоже время существует ряд других точек зрения на информатику. В предложенной академиком А.В. Ржановым формулировке речь уже идет не о фундаментальной науке, а о научно-техническом направлении информа­тики: "Информатикой является научно-техническое направление, разра­батывающее принципы и пути технической реализации процессов восприя­тия; передачи и обработки информации" [262, с.6].

Б.Я. Советов предлагает следующее определение “информатика - это область науки и техники, изучающая информационные процессы и методы их автоматиза­ции" [285, с.84].

Перечисленные определения позволяют говорить об информатике, как об интегрированной естественнонаучной дисциплине, привлекающей к себе самые разные науки: фундаментальные, прикладные, технические, проникающие своими приложениями во все области знаний.

Данное И.П. Ильиным в [147, с.17] определение информатики еще раз подтверждает сделан­ное заключение. Он пишет: "Информатика - это совокупность фундамен­тальных и прикладных научных направлений, изучающих технические, программные и алгоритмические аспекты процессов накопления, передачи и обработки информации, а также их использования в различных облас­тях человеческой деятельности".

Информатика не ограничивается только сферой научных исследова­ний. Она органично связана с формированием и функционированием общественного сознания в различных его формах и проявлениях. Так, например, академик А.А. Дородницын характеризует ее как универсализацию использования компьютеров, "применение машинных методов оптимизации во всех сферах человеческой деятельности" [129, с.51].

Многие коренные проблемы информатики не могут быть отнесены только к формальным, они затрагивают и реальные проблемы человечес­кой деятельности. Отсюда вытекает необходимость в формулировании со­циальных и гуманитарных основ информатики. На это указывают в [121, с. 26 – 27] А.Д. Урсул и Э.П. Семенюк. Они дополняют естественно-научный аспект информатики социальным. Действительно, она все интенсивнее вторгается в новые разнообразные области знаний, а также усиливает свое значение и влияние в уже осво­енных областях. Информатика превра­щается в универсальную прикладную дисциплину, развивающуюся совместно с другими науками. Эта научная дисциплина, конструируя новую реальность, еще не пришла к окончательному самоопределению. Вместе с тем, она подчиняется синергетическому пути развития, то есть единому пути “все во всем” и сохраняет идею целостности.

Проведенный анализ различных определений информатики, а также сформировавшаяся на сегодняшний день точка зрения о структуре пред­метной области информатики [221, с. 15] позволяет говорить о ней, как о фундамен­тальной научной дисциплине, объединяющей как естественнона­учную, так и гуманитарную составляющие.

Из приведенных определений информатики следует, что мож­но говорить о междисциплинарном характере информатики. Это заключе­ние можно усилить, обратившись к мнению известных философов В.Г. Пушкина В.Г. и А.Д. Урсул. По их мнению “ информатика является об­щенаучным направлением” [253, с.181]. Это значит, что информатика позволяет формиро­вать междисциплинарные знания, стимулирует к твор­честву, к научным исследованиям. И, как следствие, способствует формированию мировоззрения у людей.

 

 

Информатика - в широком смысле - отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности. (Из словаря на Yandex.ru)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.