КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатика
О программе модернизации педагогического образования ПРИКАЗ № 1313 МО РФ
Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов
1. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
2. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
3. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.
4. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.
Высокий развивающий потенциал информатики является основой для использования этого учебного предмета как средства для развития обучаемых. Основами для этого является ее: - открытость, - динамичность, - междисциплинарность.
В настоящем параграфе отражается современный подход к значению информатики, как междисциплинарной науке, а, следовательно, как междисциплинарному средству развития, обучения. Обосновывается, что она способна обеспечить инновационный подход к процессу подготовки студентов педагогического вуза
Информатика, как ни одна другая наука, характеризуется на современном этапе динамичностью и открытостью. С одной стороны, она интенсивно развивается, вбирая в себя современные достижения других наук, а с другой стороны, предоставляет различным научным дисциплинам широчайший спектр вычислительных, интеллектуальных, информационных и других систем, а также технических средств.
Человечество вступило в новую эпоху развития человеческой цивилизации - эпоху освоения информационного ресурса. С этим связано появление и бурное развитие новой отрасли науки и техники - информатики. Универсальный характер использования информации и информационных процессов обусловил необходимость развития информатики как одной из фундаментальных естественных наук современного общества. В своем развитии информатика опирается на достижения таких наук и научных дисциплин, как кибернетика, теория информации, лингвистика, математика, экономика, психология, вычислительная математика, теория систем телекоммуникаций, и формирует с их помощью свою теорию. Будучи развивающейся наукой, информатика пытается в настоящее время систематизировать накопленный теоретический и практический опыт, выработать принципы и методы решения проблем, создать свою методологию. Но уже сейчас она имеет особый статус. Она представляет собой современный инструмент познания, как самой природы, так и общества. Кроме того, известные хронологические определения информатики ведущих специалистов различных областей знаний является ярким подтверждением сказанного.
На I Всесоюзной конференции по информатике в 1984 г. академик Н.Н. Моисеев, высказывая свою точку зрения на информатику, заметил, что "информатика - это такая синтетическая дисциплина, которая включает в себя и разработку новой технологии научных исследований, и проектирование, основанное на использовании электронной вычислительной техники, и несколько крупных научных дисциплин, связанных с проблемой общения с машиной, и, наконец, создание машины" [213, с. 131]. Информатика не завершила своего формирования, и ее смысл продолжает уточняться, о чем свидетельствуют многообразие и неоднозначность высказываний специалистов, работающих в этой области знаний. А.П. Ершов рассматривает информатику "как фундаментальную естественную науку, изучающую процессы передачи и обработки информации" [130, с.29]. В тоже время существует ряд других точек зрения на информатику. В предложенной академиком А.В. Ржановым формулировке речь уже идет не о фундаментальной науке, а о научно-техническом направлении информатики: "Информатикой является научно-техническое направление, разрабатывающее принципы и пути технической реализации процессов восприятия; передачи и обработки информации" [262, с.6]. Б.Я. Советов предлагает следующее определение “информатика - это область науки и техники, изучающая информационные процессы и методы их автоматизации" [285, с.84]. Перечисленные определения позволяют говорить об информатике, как об интегрированной естественнонаучной дисциплине, привлекающей к себе самые разные науки: фундаментальные, прикладные, технические, проникающие своими приложениями во все области знаний. Данное И.П. Ильиным в [147, с.17] определение информатики еще раз подтверждает сделанное заключение. Он пишет: "Информатика - это совокупность фундаментальных и прикладных научных направлений, изучающих технические, программные и алгоритмические аспекты процессов накопления, передачи и обработки информации, а также их использования в различных областях человеческой деятельности". Информатика не ограничивается только сферой научных исследований. Она органично связана с формированием и функционированием общественного сознания в различных его формах и проявлениях. Так, например, академик А.А. Дородницын характеризует ее как универсализацию использования компьютеров, "применение машинных методов оптимизации во всех сферах человеческой деятельности" [129, с.51]. Многие коренные проблемы информатики не могут быть отнесены только к формальным, они затрагивают и реальные проблемы человеческой деятельности. Отсюда вытекает необходимость в формулировании социальных и гуманитарных основ информатики. На это указывают в [121, с. 26 – 27] А.Д. Урсул и Э.П. Семенюк. Они дополняют естественно-научный аспект информатики социальным. Действительно, она все интенсивнее вторгается в новые разнообразные области знаний, а также усиливает свое значение и влияние в уже освоенных областях. Информатика превращается в универсальную прикладную дисциплину, развивающуюся совместно с другими науками. Эта научная дисциплина, конструируя новую реальность, еще не пришла к окончательному самоопределению. Вместе с тем, она подчиняется синергетическому пути развития, то есть единому пути “все во всем” и сохраняет идею целостности. Проведенный анализ различных определений информатики, а также сформировавшаяся на сегодняшний день точка зрения о структуре предметной области информатики [221, с. 15] позволяет говорить о ней, как о фундаментальной научной дисциплине, объединяющей как естественнонаучную, так и гуманитарную составляющие. Из приведенных определений информатики следует, что можно говорить о междисциплинарном характере информатики. Это заключение можно усилить, обратившись к мнению известных философов В.Г. Пушкина В.Г. и А.Д. Урсул. По их мнению “ информатика является общенаучным направлением” [253, с.181]. Это значит, что информатика позволяет формировать междисциплинарные знания, стимулирует к творчеству, к научным исследованиям. И, как следствие, способствует формированию мировоззрения у людей.
Информатика - в широком смысле - отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности. (Из словаря на Yandex.ru)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |