КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы (источники) права
История вопроса. Проблема социального назначения права привлекает внимание философов и юристов, пожалуй, с тех самых пор, как существует его философско-правовой анализ. Демофен видел социальное назначение права в установлении порядка, которому должны следовать все люди. Цицерон усматривал социально назначение права в том, что оно предписывает необходимые действия и запрещает нежелательные» [7] Право для того, чтобы выступать в качестве регулятора общественных отношений и выполнять другие функции, должно непременно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой права, в других – источниками, а в-третьих, их именуют одновременно и формами, и источниками права. В большинстве случаев понятие «форма права в учебной и научной литературе рассматривается как синоним понятия «источник права». «Под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность»[8]. «Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе существует огромное разнообразие форм или источников права, И, естественно, не все они имеют равную значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль. Сравнивая между собой Романо-германскую правовую семью и правовую семью общего или обычного права, известный французский юрист-теоретик права Р.Давид отмечает, что если в странах Романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится Закон», т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов – парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях». Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства осуществления политической власти выступают при этом на первый план» [9]. Основными источниками права в современных государствах являются:
1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом). Нормативно-правовой акт – это основной источник права. Нормативно- правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом и содержащий нормы права. Его признаки: выражает государственную волю, содержит юридические нормы, издается уполномоченным органом, обладает юридической силой, охраняется государством. Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы (нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения) и подзаконные акты (в них конкретизируются нормативные установления законов). Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям: 1) по предмету регулирования, акты, регулирующие уголовно-правовые отношения, гражданско-правовые отношения, административно-правовые отношения и др.; 2) по субъекту издания: акты органов государства, акты органов местного самоуправления, акты общественных организаций, акты непосредственного волеизъявления народа (референдум); 3) по сроку действия – неопределенно-длительного срока действия и временные нормативные акты; 4) по юридической силе: а) Законы – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации; б) подзаконные акты – акты Президента, акты Правительства, акты муниципальных органов, локальные акты. В нашей стране основным источником права являются НПА органов государственной власти. Иерархию нормативно-правовых актов в РФ составляют: - Конституция РФ; - федеральные конституционные законы; - федеральные законы; - указы и распоряжения Президента РФ; - постановления и распоряжения Правительства РФ; - нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ: - законы субъектов РФ; - акты органов власти субъектов РФ; - нормативные акты органов местного самоуправления.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |