Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическое исследование




Образцом эмпирического анализа социального факта у Э. Дюркгейма было исследование самоубийства. Работа «Самоубийство» (1897) – классическое произведение западной социологии – основана на анализе статистического материала, характеризирующего динамику самоубийств в различных европейских странах.

Проблема самоубийства привлекла внимание Э. Дюркгейма по некоторым причинам.

Во-первых, это была «ясно очерченная группа факторов», которые легко определить.

Во-вторых, Э. Дюркгейм рассматривал свою работу как применение к эмпирическому материалу главного принципа социологического метода: изучение социального факта как «вещи», т.е. признания существования особой, внешней по отношению к индивиду, реальности – общественной, которая определяет его поведение и не зависит от его воли.

На основании фактического материала автор приходит к выводу, что изменение в количестве самоубийств – это социологический и статистический факт, который можно объяснить только действиями социальных сил, не зависимых от психических состояний индивидов. Даже такой фактор, как индивидуальная психическая предрасположенность рассматривалась Э. Дюркгеймом сквозь призму социальных условий.

Отсюда практические рекомендации:

Во-первых, суицид не есть что-то необычное, это социальная норма. Следует опасаться роста самоубийств, когда их число переваливает за границы среднестатистического показателя.

Во-вторых, процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения) является функцией нескольких социальных переменных: отношений, складывающихся в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Различия в уровнях самоубийств определяются различиями в степени социальной солидарности.

В-третьих, в руках общества есть деятельные меры по предупреждению самоубийства. К ним относятся репрессивное преследование и воспитание. Но в любом случае необходимо начинать с причин, т.е. со сплочения группы вокруг индивида, сформирования условий органической солидарности.

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Родился в семье юриста. Ранее интеллектуальное развитие и блестящие способности обусловили его дальнейшие творческие достижения и успехи. В студенческие годы изучал право. В 30 лет был уже профессором, преподавал в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Вены, Мюнхена, основал немецкое социологическое общество. Умер в расцвете творческих сил от пневмонии.

Основные сочинения М. Вебера:

«К истории торговых обществ в средние века» (1889);

«Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891);

«Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895);

«Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904);

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905);

«Критические исследования в области наук о культуре» (1906);

«К положению буржуазной демократии в России» (1906);

«О категориях понимающей социологии» (1913);

«Хозяйственная этика мировых религий» (1919);

«Хозяйство и общество» (1921) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.