Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтная социология




Социология конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы – структурно-функционального анализа. Односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких как постулирование стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, универсального функционализма, функциональной неотъемлемости всех компонентов социума – вступали в заметное противоречие с иным концептуальным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50–60-х годов XX века, социальными конфликтами этого периода.

Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Основными аргументами, выдвигавшимися на рубеже «горячих шестидесятых» против тезиса Т. Парсонса о стабильности как атрибуте общества, выступали следующие:

распределением средств в жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу. Поэтому конфликт неизбежен;

политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу. Поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен;

во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги – власть – ценности – ритуал. От первого до последнего компонента всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп. Следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;

в любом обществе имеет место принуждение одних другими, ибо лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт есть продукт экономических отношений.

В социологии много конфликтных парадигм, которые объединены общими представлениями об обществе, о его структуре, порождающей конфликты интересов, однако дифференцированы по оценке природы конфликта, его места и значения в социальных процессах. Много своеобразия в понимании конкретных источников конфликта, формировании конфликтных групп, характера и форм противоборства.

Американский социолог Льюис Козер (р. 1913) свою конфликтную теорию выводит из структурного функционализма. При этом, он строит свою концепцию на функциональной критике функционализма, выступая, прежде всего, против Т. Парсонса. По его мнению, функционалисты в социальных коллизиях видят лишь разрушительную силу, дисфункцию, заболевание социального организма, нарушающее нормальное состояние социального равновесия.

В обеих его важнейших книгах по проблеме социальных конфликтов «Функции социального конфликта» (1956) и «Продолжение исследования социального конфликта» (1967) красной нитью проходит идея, что для западной социологии решение кардинальной проблемы «общественного порядка» и обеспечения «устойчивости» существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных столкновений, социальных конфликтов, борьбы интересов. По Л. Козеру, социальный конфликт есть неотъемлемый атрибут социальных отношений, так как:

в любой социальной системе, состоящей из разнообразно связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов;

процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению и изменению, возрастанию или ослаблению интеграции и ее адаптивных способностей;

многие процессы, традиционно считающиеся разрушительными для системы (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие приспособляемость к окружающей среде.

В своем исследовании социальных конфликтов Л. Козер особое внимание уделяет внутригрупповым и межгрупповым конфликтам.

Внутригрупповые конфликты отличаются друг от друга. Чем сплоченнее группа, тем интенсивнее их внутренний конфликт. Личная вовлеченность индивидов в дела группы в условиях подавления настроений враждебности угрожает в случае конфликта самим основам внутригрупповых отношений. В группах же с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного действия конфликта уменьшается, потому что характерным будет множественность конфликтных ситуаций и энергия индивидов будет распыляться в самых разных направлениях. Так, например, в многонациональной стране острота социальной напряженности может смягчиться, если обостряются межнациональные конфликты.

Важное значение Л. Козер придает раскрытию характера межгрупповых конфликтов, так как межгрупповой конфликт оказывает огромное воздействие на характер формирования и развития внутригрупповых социальных конфликтов.

В теории Л. Козера конфликты выполняют целый ряд позитивных функций. Одной из таких функций является разрядка напряженности между антагонистами. Л. Козер доказывает, что социально контролируемый конфликт очищает воздух, которым дышат его участники, и позволяет возобновлять их взаимоотношения. Без возможности выхода взаимной враждебности друг к другу члены группы могут чувствовать себя совершенно подавленными, обеспечивая же свободный выход чувствам вражды, конфликты служат поддержанию и сохранению взаимоотношений.

К позитивным функциям социального конфликта Л. Козер относит также «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции. В ходе и результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. Большое значение Л. Козер придает такой функции социального конфликта, как созидание и конструирование общественного объединения. Он считает, что противоборство, как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать. В книге «Функции социального конфликта» он утверждает, что исчезновение первоначальных врагов ведет к поиску новых, чтобы группа могла быть все время в состоянии конфликта. Посредством этого и поддерживается структура, которая оказалась бы в опасности, если бы больше не было врагов.

В теории Л. Козера придается значение и такой функции социального конфликта, как стимулирование и возбуждение социальных изменений. Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологических сферах. Группы или системы, в которых не брошен вызов, более не способны к творческой реакции.

Несколько иную цель преследовал известный немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929), приступая к разработке теории социального конфликта. В книге «Выход из утопии» (1967) он доказывает, что теория конфликта идет на смену позитивизму.

 

По мнению Р. Дарендорфа, конфликтная модель общества основана на четырех положениях, противоположных положениям функционалистической модели:

1. каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений – изменения вездесущи;

2. в каждом обществе есть несогласие и конфликт – социальный конфликт вездесущ;

3. каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

4. каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими.

Принимая конфликтную модель общества, теория социального конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, должна ответить на следующих три вопроса:

1. каким образом в структуре общества появляются группы, находящиеся в состоянии конфликта?

2. какие формы может приобрести борьба между этими группами?

3. какого рода конфликт между этими группами влияет на изменение структуры общества?

Сам Р. Дарендорф дает ответ на эти вопросы. В своих книгах «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и «Очерки по теории общества» (1968) он доказывает, что группы появляются среди тех, кто власть имеет и хочет ее сохранить, и тех, кто ее хочет изменить. Конфликт проявляется не сразу, а лишь тогда, когда каждая из групп осознает свое положение и потребует изменения статуса-кво. Момент превращения скрытых интересов в явные ведет к взрыву конфликта, изменению статуса-кво.

В книге «Очерки по теории общества» он однозначно утверждает, что власть всегда подразумевает безвластие и поэтому – сопротивление. Диалектика власти и сопротивления есть движущая сила истории. Власть порождает конфликт. Диалектика власти и сопротивления определяет темпы и направление изменений.

Причину конфликта Р. Дарендорф видит в неравенстве положения, занимаемого людьми в «императивно координируемых ассоциациях». Одни из них наделены «авторством», в силу чего управляют и командуют, другие же, напротив, лишены «авторитета» и поэтому вынуждены подчиняться и выполнять приказы. Господствующий в данной «ассоциации» социальный класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой «ассоциации» класса.

Выводя социальные конфликты из отношения к власти, антагонизма власти и сопротивления, Р. Дарендорф создает типологию конфликтов по отношению к власти внутри социальных групп, между группами, на уровне всего общества и конфликтов между странами.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф считает, что в цивилизованном, высокомобильном обществе имеет место регулирование конфликтов, упреждающее «социальные потрясения». Полагая неравенство условием свободы, постулируя возможность пребывания одних и тех же людей в состоянии конфликта и мирного сосуществования, он отдает предпочтение «конфликтной модели общества», а не модели «всеобщего социального равенства, социальных порядков, стабильностей» Т. Парсонса. По мнению Р. Дарендорфа, созданная им теория конфликта вполне самостоятельна и имеет право на существование наряду с теорией структурно-функционального анализа.

Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах мира стало особой отраслью индустрии. Ныне только в США насчитывается огромное количество организаций, занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации.

В современных условиях эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия и т.д. Методика и техника, разработанные социологами обогащают средства познания социальной действительности и позволяют получать достоверную информацию о процессах общественной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.