Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовный смысл Таинства Миропомазания




Чинопоследование Таинства Крещения плавно перетекает в последование Таинства Миропомазания. В Таинстве Миропомазания на крещенного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть исполнение Крещения – как его выполнение и как его реализация.

В Таинстве Миропомазания с человеком происходит то же самое что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на них сошел Святой Дух. По внешней, видимой форме два этих события заметно отличаются. И вместе с тем сегодня точно так же, в той же мере, в той же полноте, как и тогда в Иерусалиме, Святой Дух сходит на нас при совершении Миропомазания, освещая христианина, делая его вместилищем Своего благодатного огненного присутствия. Таинство Миропомазания – это наша личная Пятидесятница.

Принять дар Святого Духа, воспринять призвание члена Церкви Христовой может тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому Крещение и предшествует Миропомазанию.

Не следует смешивать восприятие Духа Святого как личностной ценности, третьего лица Пресвятой Троицы, с дарами Святого Духа, под которыми святие отцы зачастую понимают безличную и общую для всей пресвятой Троицы Божественную благодать.

И все же в миропомазании мы получаем не только благодать Божию как единый дар всей Пресвятой Троицы. В этой нашей личной Пятидесятницы мы становимся храмом Божьим еще и потому, что отныне Дух Божий, третья ипостась Пресвятой Троицы, лично обитает в нас. Осуществляется это по слову апостола Павла: «разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 кор. 3,16).

Получаемый в Миропомазании Дар Святого Духа - это то что не может принадлежать нашей тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар – как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обо'жения.

«Миропомазание дает дар понимания истины Христовой. Сам вселяющийся в человека Дух Святой учит понимать Писание, понимать церковное учение, понимать то что происходит в Таинствах; сам Дух научает всему, потому что живет в человеке и дает ему новый разум, новый мир, новый образ постижения путей спасения. Подобное действие Божественной благодати известно из истории православной святости, но оно было доступно лишь высочайшим Христианским подвижникам. Мы же с вами можем получить просвещение действующим в нас Духом Святым как бы «опосредованно»: через участие в церковных службах, через окормление у духовника, через чтение святоотеческой литературы, усваивая – с помощью Божией – важнейшее для нашего спасения и обретая – благодаря дару личной Пятидесятницы – все новые силы для следования по этому пути» (Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства православной Церкви: учеб. Пособ. М.:пр-во ПСТГУ, 2006г.-С.61-61)

Миро – это сложный благовонный состав. В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Самим Богом было названо «святыней» (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в Миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского Миропомазания. Миро приготавливают епископы. В настоящее время в составе мира используется около сорока веществ. Раньше их было еще больше: так в 1691 году на Руси использовалось пятьдесят пять веществ. Туда входят: оливковое масло, ладан, белое вино, лепестки розы, фиалковый, пряный, калганный корни, мускатное, розовое, гвоздичное масла и т.д. На страстной седмице Великого Поста осуществляется чин мироварения. Мироварение происходит с понедельника по среду Страстной седмицы – при постоянном чтении Евангелия. Затем в Великий Четверг на Божественной Литургии в Патриаршем соборе миро освящается; при этом в него добавляется немного древнего мира, хранящегося на престоле, а в древнее миро добавляется новое. Таким образом, через это в Церкви также осуществляется преемственность передачи благодати от времен близких к апостольским и до наших дней.

Таинство священства (рукоположения)

Священнослужители (епископы, пресвитеры и диаконы) и церковнослужители (чтецы, певцы, иподиаконы и др.) вместе составляют церковный клир.

Возведение в ту или иную степень духовного служения совершается в Церкви через литургическое посвящение, которое осуществляется в Церкви двумя способами: либо посредством Таинства Священства, рукоположения (хиротонии), либо посредством священнодействий (хиротесии), руковозложения. Хиротесия, в отличие от хиротонии, не является Таинством. Поставление в чтеца, певца, иподиакона совершается через архиерейское благославление и руковозложение. Оно совершается облачением в соответствующие священные одежды. По традиции православной Церкви епископ избирается из числа монашествующих, священники и диаконы могут быть как монахами, так и женатыми. Вступление в брак разрешается только до принятия сана и лишь однажды: второбрачные к священству не допускаются.

Прообразом новозаветного священства являются ветхозаветные левиты, священники и первосвященники. Левиты предваряли собой новозаветных диаконов, священники – наших христианских священников, а первосвященники были прообразом епископов.

Ветхозаветные священники, в сравнении с жрецами древних языческих культов, в нравственном плане отличались от них самым заметным образом. Уже тогда, в ветхозаветной среде, родилось понимание необходимости святости, духовной чистоты для всякого Божьего служителя. Вместе с тем ветхозаветная Церковь, была лишена присутствия полноты той благодати, что явлена нам сегодня — в Церкви Христианской.

Именно в Новом Завете мы находим подлинное откровение о смысле священства и пастырского служения. Историю появления Таинства Священства в Церкви Христовой можно проследить по Евангельскому Откровению. Читая новозаветные повествования об избрании Христом 12 апостолов, о первом даровании апостолам Святого Духа (Ин. 20,22-23), об особом благословении их при Вознесении (Лк. 24,50), о таинственном событии Пятидесятницы, именуемой «днем рождением Церкви», мы узнаем как рождалось новозаветное установление Священства.

С тех пор преемство благодати священнического служения передается в Церкви от апостолов и до наших дней через хиротонию. Апостолы же получили эту благодать от Самого Господа Иисуса Христа, Который является истинным Главой церковной Иерархии, Небесным Архиереем и Возглавителем всей Полноты Православной Церкви.

Благодать священства даруется человеку по силе соборной молитвы Церкви (точно так же, как это происходит и в любом другом Православном Таинстве, церковном священнодействии). Именно поэтому Хиротония совершается именно в присутствии, в сослужении и по согласию всей Церкви, всего православного народа — в алтаре во время Божественной Литургии.

В чем же задача священнического служения? Апостол Павел в Первом послании к Корифянам (4,1) говорит об этом так: «…каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божии.». То есть задача священника – исполнять волю Христову, служа у Престола Божьего, совершать Таинства. В деяниях апостольских также приводятся и другие слова апостола Павла, посвященные смыслу священнического служения: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.» (Деян. 20,28)

Еще одна священническая задача – управлять стадом Церковным, охранять его, вести ко Спасению.

Священники Православной Церкви отнюдь не действуют вместо Христа, не замещают Его собой. Они совершают свое служение не подменяя собой Христа, не от имени Христа, но действуют от лица всей Церкви — священного собрания молящихся. Священники являют нам Христа, Его образ, возводящий нас к Первообразу, который действуюет в Таинстве. Но действователем, совершающим Таинство, Личностью здесь является Сам Господь. При этом священник не просто является «передаточным звеном» в воздействии на верующего Божественной благодати. Он – сослужитель Христов, осуществляющий вместе с ним молитвенную синергию.

Священство — это таинственное призвание для человека. Архимандрит Киприан (Керн) пишет: «Священник Христов – строитель тайн, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое царство благодати» (Киприан, ахримандрит. Православное пастырское служение. Париж 1957 с.29). Учат о неизмеримой высоте священнического служения и древние Святые Отцы. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому, что плотские отцы рождают нас для мира, для жизни с миром, а пастыри – для неба и для вечной жизни с Богом» (Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. 1994, с.29). По слову преподобного Силуана Афонского, «если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали от этого видения;и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он и совершает свое служение, то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа» (Старец Силуан. Жизнь и поучение. М.,1991. с. 363).

Церковь настаивает: всякий священник должен стремиться к духовному совершенству, к святости, зримо являя собой — своей жизнью, своей нравственной чистотой — икону Христа. По слову святителя Иоанна Златоуста, «душа священника должна сиять подобно свету, озаряющему вселенную» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово 6 о священстве//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2 М.,1991, с.471)
А участвует ли мирянин в совершении Таинств?

Апостол Петр пишет, обращаясь к Церкви Христовой: «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» (1 Петр. 2,5).

В Православной Церкви принято говорить именно о царственном священстве мирян. Разумеется, все это не может означать, что миряне — обладаем той же благодатью, которую получает при рукоположении священник. И в то же время мы прекрасно понимаем: во всех своих священнодействиях Православная Церковь едина; все, что совершается в Церкви, совершается полнотой ее Тела — Христом, являющимся ее Главой, а также священством и мирянами. И миряне тоже сослужат Господу, подобно церковным священнослужителям, но миряне — не как священники, по рукоположению, а как неотъемлемые члены единого церковного организма.

Таинство Евхаристии (Причастия)

Слово «Евхаристия» в переводе с греческого означает «благодарение». «Евхаристичность» как благодарность Богу за все те дары, что Он подаёт по Своей милости и любви человеку, - необходимая основа христианского мировоззрения. Еще апостол Павел настойчиво призывал христиан: «За все благодарите» (1 Фес.5, 18). Апостол призывает нас быть всегда благодарными Богу, восходя именно через это доброе духовное состояние нашей души к наивысшей цели христианской церковной жизни – к священнодействию Таинство Евхаристин.

Евхаристия, по святоотеческому определению «Таинство Таинств» Церкви, без которого немыслимо само её существование. Его установил сам Христос на Тайной вечери в Страстный Четверг (Мф., 26, 26-28). Под Таинством Евхаристии в Православии понимается не только сам акт причащения Святых Христовых Таин, но и все чинопоследование Литургии. Слово «Литургия» означает «общественное богослужение». Таинство причащения имеет общественный, соборный характер. Причащение неотделимо от Литургии. Даже в тех исключительных случаях, когда причащение совершается вне Литургии (н-р, когда священник на дому причащает больного или умирающего), оно мыслится как продолжение Литургии, совершенной в храме.

Евхаристия древнее Священного Писания Нового Завета, всех догматических и канонических церковных установлений. Церковь выросла из Евхаристии и зиждится на Евхаристии. Таинство Евхаристии является не только основой бытия всего церковного организма, но и стержнем духовной жизни христианина.

Первая Евхаристия была совершена Христом на хлебе и вине. Хлеб и вино относятся к древнейшим и наиболее универсальным символам. В Ветхом Завете хлеб – символ пищи, насыщения, а значит, и символ жизни; вино прежде всего символ радости. Хлеб есть дар Божий: обилие хлеба означает благословение Божие в награду за праведность (см.:Пс. 36,25;131,15) и трудолюбие (см.: Притч.12.11). Недостаток хлеба (см.: Иер. 5,17; Иез.4, 16; Плач. 1,11), или хлеба и вина (см.:Плач 2, 12), является наказанием, посылаемым Богом за грехи. Спаситель заповедует ученикам молиться о хлебе насущном (см.; Мф. 6, 11), в то же время напоминая им, что Отец Небесный знает обо всех нуждах человека. (см.:Мф. 6, 25-32).

Христос употребляет вино (см.:Мф. 11, 19;Лк 7, 34); на браке в Кане Галилейской Он претворяет воду в вино (см.: И.2, 1 – 10).

В качестве элементов богослужебного культа хлеб и вино известны уже в Ветхом Завете. Мелхисидек, царь Салимский, который был «священником Бога Всевышнего», выносит навстречу Аврааму хлеб и вино (см.: Быт 14,18); в христианской традиции Мелхисидек воспринимается как прообраз Христа, а хлеб и вино – как прообраз Евхаристии. «Хлеба предложения» находились в Иерусалимском храме на золотом столе (см.: 3 Цар. 7,48); рядом с хлебами стоял сосуд с вином (см.: Чис.4,7). «Хлеба возношения» были частью жертвенного ритуала: они приносились в жертву Богу вместе с агнцами (см.: Лев. 23, 17-18).Вино также использовалось в качестве одного из элементов жертвоприношения (см.: Исх. 29,40; Лев. 23,13;Чис. 15,5, 10; 28,7,14; Ос. (,4).

В христианской Церкви хлеб и вино с самого начала были основными элементами евхаристического богослужения. Хлеб – это символ предельного духовного и материального единства. Хлеб получается из множества колосков, растущих обособлено друг от друга. После того как пшеница перемалывается, все колоски образуют новое неразличимое единство в виде муки. После выпечки все мельчайшие частички муки спекаются в нераздельное единение – хлеб. В Евхаристии происходит тоже нечто подобное: множество верующих христиан делаются благодаря Евхаристии как вершине всей церковной жизни – единым Телом Христовым. Вкушая Тело Христово, они сами осуществляются как Тело Христово: как Церковь, главой которой является Господь. Каждый член этого Тела оказывается отныне от другого неотделим – во образ прелагаемого в Тело Христово единого Евхаристического хлеба. (Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. (М, 2006. С. 144.). Для Евхаристии употребляется чистое виноградное вино, в которое добавляется вода. Здесь заключен важный символический смысл. Как пишет священномученик Киприан Карфагенский, «водою означается народ, а вином – Кровь Христова». Смешение в чаше воды с вином показывает союз народа со Христом, верующих с Тем, в Кого веруют. Вода и вино после смешения в чаше Господней так неразрывно и тесно соединяются между собою, что не могут отделиться одно от другого: так точно ничто не может отделить от Христа Церкви, то есть народа, составляющего Церковь, твёрдо непоколебимо пребывающего в вере и связанного всегдашнею нераздельною любовью…» (Священномученик Киприан Карфагенский. К Цецилию о Таинстве Чаши Господней. М.,1999. С. 672).

При разговоре о Таинстве Евхаристии нельзя не вспомнить слов апостола Павла о том, что Церковь есть тело Христово (см. Колос 1,24). Но ведь и Евхаристия – это тоже Тело Христово: Тело в которое прелагается хлеб. Природа Церкви евхаристична. И хотя здесь нельзя поставить знака абсолютного равенства – между Церковью и Святыми Дарами, вместе с тем, предел, вершина Богообщения в Церкви, её полнота и слава, как раз и достигается, максимально осуществляется в Евхаристической Жертве, в приобщении к этой Жертве христиан. Кроме того, именно через посредство Евхаристии предельно реализуется и один из её важнейщих принципов бытия Церкви – ее соборность. Именно в Евхаристии Церковь в первую очередь осознает себя как единое и всецелое Тело Христово. Об этом ясно свидетельствует святитель Кирилл Александрийский: «Христос определил некоторый… способ к тому, чтобы… мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность… Посредством таинственного Причастия (Евхаристии) Христос делает верующих сотелесным как Ему Самому, так и друг другу. Кто, в самом деле, мог бы разделить и от природного единения друг с другом отторгнуть тех, кто посредствам одного хлеба причащается», то все одно тело составляем (см. 1 Кор. 10, 17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и Телом Христовым называется Церковь, а мы – отдельные члены по пониманию Павла (1 Кор. 12,27). Все мы чрез Святое Тело соединяясь с одним Христом, как получившие Его единого и нераздельного в своих телах, более Ему, чем себе самим должны считать принадлежащими свои члены» (Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл.12. М., 2002. С. 755-756).

Православные христиане верят, что хлеб и вино в Евхаристии прелагаются в Тело и кровь Господа Иисуса Христа действием Святого Духа, личностным, ипостастным схождением Третьего Лица Пресвятой Троицы на Святые Дары.

Вера Православной Церкви в схождение Святого Духа на Евхаристические Дары и в освящение именно силой этого Божественного сошествия – очень древняя. Так святитель Кирилл Иерусалимский пишет: и Мы молим Бога о ниспослании Духа Святого на предлежащие Дары, дабы Он претворил хлеб в Тело Христово, а вино – в Кровь Христову. Ибо Дух Святой освящает и преображает все, что коснется…» (Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Поучения Огласительные и Тайноводственные. С.335)

В Евхаристии православные христиане причащаются подлинных Тела и Крови Христовых. Церковь очень возвышенно учит, свидетельствует о христианских символах – связях, помогающих приблизиться к Богу, соединиться с Ним. Но Таинства – это уже не символы, а та самая реальность богопричастности, к которой должен быть устремлен всякий православный христианин. Абсолютно верно это и в отношении к Евхаристии. Здесь уже и речи нет о каком-либо «символе» богообщения (так понимают смысл Евхаристии протестанты). При этом следует помнить и о том, что по святоотеческому учению православные христиане причащаются именно в прославленной, воскресшей, преодолевавшей смерть, вознесшейся на Небеса и воссевшей одесную Отца Плоти Сына Божия.

Вся церковная жизнь, весь строй православного богослужения, все святоотеческое наследие ведут Христиан к Евхаристии, возвышают к богопричастности Литургийного Приобщения. Евхаристия является живым действенным свидетельством единства и соборности Православной Церкви. При этом в Литургии превосходится не только ограниченность места пребывания. Вступая в божественную реальность (через Таинства и Литургию), - реальность превосходящую время, - христиане способны сделаться свидетелями и участниками любого события священной истории спасения рода человеческого.

Суммируя сказанное о понимании Таинства Евхаристии у восточных отцов Церкви, мы можем выделить несколько ключевых утверждений:

1. В Причастии верующему подаются истинные Тело и Кровь Христа, а не просто хлеб и вино;

2. В Причастии верующий принимает то же самое Тело, которое родилось от Девы Марии, пострадало на кресте, умерло, воскресло, вознеслось к Отцу, и ту же самую Кровь, которая была пролита ради спасения мира;

3. Причастие соединяет человека с Христом, делает его сродником Христа и «сотелесным» Ему;

4. Причастие объединяет верующих друг с другом;

5. Через Причастие верующих становится богом по благодати;

6. Достойное Причастие является залогом спасения и жизни вечной;

7. Евхаристия занимает центральное место в богослужении и духовной жизни православной Церкви. Евхаристию, как и прочие Таинства, может совершать только епископ или священник, получившие каноническое законное рукоположение. Но главным действующим Лицом является Сам Господь Иисус Христос. Поэтому божественная сущность и святость Таинства не зависит от нравственных свойств и духовной настроенности участников, от чего, однако, зависит действие Таинства на самого причастника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.