Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление и воображение

8 10

6 1

Элемента 2 или-не

К 155 ЛЕ 1

Uвых0 - не более 0,4в Uвых1 - не менее 2,4в Iвх0 - не более -1,6 мА Iвх1 -не более 40мкА К =10. Uпит = 5в. Вывод 14 - Uпит. Вывод 7 -корпус,

1 1

4 Uun=5,25 B

1

1 13

 

 

Контрольные вопросы:

1. Определение обозначения «корпус.

2. Привести входную схему ТТЛ – логики и показать входные токи логической единицы и нуля.

3.Подключить любую нагрузку к выходу ИМС К155ЛЕ1 и показать токи на выходной схеме, нагрузке.

4.Разработать таблицу истинности для любой сложной логической схемы.

 

 

 

План:

1. Особенности высших познавательных процессов

2. Представление как психический процесс

3. Воображение как психичесский процесс

Понятие высших познавательных процессов

К высшим познавательным процессам относятся: представление, воображение, мышление и речь. Почему они называются «высшими»? Во-первых, потому что они базируются на более простых познавательных процессах – ощущении и восприятии, которые более непосредственно отражают реальность. Любой образ, предстающий перед нашим внутренним взором, происходит из непосредственного контакта с реальностью, пусть даже наше воображение изменит его каким-то причудливым способом. Но мы не можем представить себе то, в отношении чего не имеем хоть какого-то, самого небольшого опыта. Например, выражение «платье голубое, как небо» у каждого вызовет образ, потому что каждый видел небо. А вот фраза «платье цвета маренго» вызовет образ лишь у того, кому когда-то показали этот цвет. «Придумать», «вообразить» его невозможно – в самом слове не содержится намека на цвет. Итак, высшие познавательные процессы основываются на ощущении и восприятии, которые доносят до нас информацию из внешнего мира, заботливо сохраняемую в памяти. А в чем же состоит задача высших познавательных процессов?

Благодаря им наша психика способна создавать упорядоченную картину мира, систематизированное отражение накопленного опыта – предметов, событий, процессов, переживаний, отношений, знаний. Эту систему в повседневной речи называют «внутренним миром» человека. Другими словами, это уникальный способ и результат отражения внешнего, объективного мира.

Более того, высшие познавательные процессы позволяют самому человеку управлять формированием своего внутреннего мира, контролировать его состояние. Животные не способны на это, они являются как бы «заложниками» происходящих с ними процессов. Их поведение всегда носит реактивный характер, то есть является откликом на возникшую потребность. Животное не может «заставить» себя, «успокоить» себя, «изменить свое отношение» к чему-то. Мы же можем это сделать благодаря знакам.

Знак – это символ, метка, заменитель реального объекта (или процесса). Знаком может быть не только слово или изображение, но любой объект, вызывающий ассоциации с тем, что он обозначает. Например, слово «чай» – это лишь сочетание звуков, но для русскоязычного человека оно является знаком повседневного напитка и вызывает соответствующие реакции. Знак «крутой поворот» заставляет водителя снизить скорость, как будто бы он уже увидел впереди крутой поворот. Аромат духов, которыми постоянно пользуется жена, для мужа будет знаком того, что она где-то здесь или только что была здесь; и т.д. Знаки побуждают нас реагировать на них, как на реальный объект. Представьте себе лимон: ярко-желтый, почти круглый, какая у него неровная плотная кожица… Представьте себе во всех подробностях, как вы откусываете от него большой кусок, так что сок течет по подбородку – и ваш организм запустит рефлекс выделения слюны. А ведь лимона нет, есть лишь представление о нем, которое активизировалось, когда вы прочитали соответствующие слова.

Представление как психический процесс, его свойства и функции

Представления – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Это хранящиеся в нашей памяти отражения объектов, с которыми мы когда-либо встречались. Представления приходят нам на помощь, когда нам надо взаимодействовать с объектом, а объект находится за пределами восприятия.

Например, человек, который впервые у вас в гостях, спрашивает, как ему добраться до метро. Вы можете вывести его из дома и дойти с ним до остановки, а можете воспользоваться своей и его способностью представления. Тогда вы скажете что-то вроде: «Выходишь из подъезда, поворачиваешь налево, доходишь до конца дома, пересекаешь детскую площадку» и так далее. Чтобы сказать это, вы вызываете в памяти воспоминание о знакомом вам пути и описываете его. Ваш знакомый, в свою очередь, с помощью услышанных слов (то есть знаков) формирует некую модель местности в своей голове, которая поможет ему сориентироваться в реальности. Конечно, эти «картинки» будут отличаться – ваша будет более полной, а его – более схематичной, но главное, чтобы она помогла ему найти дорогу.

Другими словами, представление – это образ объекта, который отражает важные для нас свойства объекта. Чем лучше нам знаком объект, чем он нам важнее, чем больше мы с ним взаимодействует, тем более полным будет наше представление. Задача представления – сориентировать нас, помочь нам взаимодействовать с объектом. Отсюда вытекают свойства представления:

1) наглядность. Представление – это чувственно-наглядные образы действительности. Даже абстрактные понятия – такие, как «любовь» или «геометрия» – все же сопровождаются в нашем сознании некими образами.

2) фрагментарность. Мы хорошо представляем себе те свойства объекта, которые для нас важны, с которыми мы взаимодействует постоянно. Те свойства, которые нам неважны, в нашем внутреннем мире представлены размыто или отсутствуют. Например, мы не обращаем внимания на цвет глаз случайного знакомого; если мы не разбираемся в машинах, то можем запомнить цвет машины, которая стоит в нашем дворе, но вряд ли обратим внимание на марку.

3) неустойчивость и непостоянство. Представления исчезают из поля сознания и их приходится вновь вызывать усилием воли. На передний план выступают то одни, то другие детали представленного образа. Лучше знакомясь с объектом, мы можем «достраивать» свои представления, развивать их. В этом заключается сущность процесса обучения. Если человек не способен (в силу разных причин – например, слабоумия или травмы) развивать и углублять свои представления – это значит, что он не способен к обучению.

Основные функции представления:

1) регулирующая. Активизируется та сторона представления, которая нужна для выполнения актуальной задачи. Например, если у человека рука в гипсе, то его представления о повседневных действиях и объектах (помыться или снять кастрюлю с плиты) изменятся.

2) сигнальная. В представлении отражается не только образ предмета, но и вся имеющаяся информация о нём. Так, человек, который размышляет на вечеринке, пить ему или не пить, представляет не только вкус напитка, но и последствия: придется оставить машину, может случиться драка, как он завтра будет себя чувствовать, и т.д.

3) настроечная. Представления ориентируют деятельность человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

 

Виды представлений

Представления разнообразны, как видно из нижеследующей таблицы:

Таблица 1. Классификация основных видов представлений

По виду анализатора По степени обобщенности По степени волевых усилий
Зрительные Единичные Непроизвольные
Слуховые Общие Произвольные
Обонятельные    
Осязательные и др.    

 

1. По виду анализатора. Мы можем представить себе, вызывать в памяти не только визуальный образ, но и звук, запах, вкус, осязательные ощущения (например, представьте, как вы проводите пальцем по льду). Разнообразие опыта порождает богатство представлений, благодаря чему рассказы других людей и прочитанные книги как бы «оживают», наполняются нашими переживаниями. И напротив, чем беднее мир представлений человека, тем труднее ему увлечься чем-либо, тем меньше интереса вызывает у него окружающий мир. Пережитый опыт и хранящиеся в памяти представления являются мостиком между внутренним миром человека и внешним миром.

2. По степени обобщенности. Единичные представления – это представления об уникальных явлениях и событиях (например, образ матери или воспоминание о первом поцелуе). Общие представления – это образ-схема какого-то класса объектов, система их наиболее значимых свойств. В результате этот образ утрачивает уникальный характер и становится ориентиром, символом целой категории объектов или событий (например, самолет, цветок, парад). в некоторых языках это различие подчеркивается артиклями. Например, в английском языке общее понятие описывается с помощью артикля «a», а единичное – с помощью артикля «the» (a flower – цветок вообще, the flower – именно этот цветок).

3. По степени волевых усилий. Непроизвольные представления, то есть возникающие помимо нашей воли, вызываются ассоциациями, потребностями, эмоциями. Например, если ребенок не появляется дома к назначенному времени, некоторым родителям приходят в голову ужасные картины возможных несчастий, особенно если они часто смотрят соответствующие фильмы и передачи. Напомним, представления не возникают ниоткуда, их питательной средой являются впечатления из внешнего мира. Напротив, произвольные представления формируются по нашему активному желанию, с усилием воли. Например: как будет выглядеть моя комната, оклеенная другими обоями? Стоит ли мне сделать другую прическу?

Образы представления могут быть отражениями реальных предметов – тогда они называются представления памяти. Но они могут быть и новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это представления воображения.

Воображение как психический процесс

Воображение называют «самым психическим из психических процессов». Если под термином «психическое» мы подразумеваем отражение, моделирование реальности, то плоды воображения действительно в меньшей степени зависят от окружающего мира, чем образы восприятия или результаты мышления. Воображение – это исключительно человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Можно сказать, что воображение – это конструктор, возможность из разрозненных деталей создать нечто целостное. Рассмотрим фантастических персонажей и объекты: кентавр – это голова и торс человека на теле лошади; эльф – это красивый, стройный, тонкокостный человек с длинными волосами, ушами необычной формы, способный прожить значительно дольше человека; ковер-самолет – это предмет, который имеет внешний вид и размер ковра, который способен летать как лист или птица и подчиняться приказам, как собака; и т.д. С помощью воображения мы создаем образы объектов, которые не существуют в реальном мире, но являются комбинациями свойств реально существующих объектов. Более того, люди способны воплощать представления своего воображения в реальность в виде предметов, конструкций, произведений искусства. Почти вся человеческая культура – это результат работы воображения. И именно отсутствие культуры у животных позволяет сказать, что люди – единственные существа, наделенные воображением. Как мы его используем, каковы его функции?

Функции воображения

С помощью воображения мы можем:

1) представлять действительность в образах и иметь возможность манипулировать ими, решая логические задачи. Вот, например, старинная загадка: шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке было по кошке. Сколько всего существ шло в Москву?

2) произвольно регулировать познавательные процессы. Например, знаменитые персонажи детективов мисс Марпл и отец Браун говорили, что «вычислить» преступника им помогало воображение: они представляли себе, почему человек мог совершить такое преступление и в каком состоянии он находился.

3) планировать и программировать деятельность, оценивать правильность программы и способы ее реализации. Среди приемов НЛП[1] есть и такой: представьте, что вы достигли желаемого, ваша мечта осуществилась. Как вы себя чувствуете в этих условиях? Довольны ли вы? Если ответ отрицательный, значит, желание было сиюминутным или неистинным. Хорошо, что с помощью воображения это можно выяснить до получения желаемого.

4) формировать внутренний план действий, выполняя их в уме, манипулируя образами. Этим мы занимаемся регулярно – например, высчитывая время в пути или продумывая последовательность выполнения домашних дел.

5) регулировать эмоциональные состояния путем удовлетворения потребностей в воображении. Кому не знакомы непроизвольно возникающие перед внутренним взором картины несчастий, которые обрушиваются на голову нашего обидчика или конкурента! Явления того же порядка – навязчивые мысли о еде среди голодающих; сновидения, в которых сбываются наши заветные желания; грезы влюбленных. Формы воображения многообразны.

Виды, формы и приемы воображения

Так же как и представления памяти, представления воображения могут носить активный или пассивный характер. Активное (произвольное) воображение – это сознательная психическая деятельность, подчиненная какой-либо цели. Так художник продумывает композицию картины, дизайнер – интерьер помещения, ученик пытается представить фигуру в разрезе. Пассивное (непроизвольное) воображение служит бессознательному – желаниям, страхам, верованиям. В этом случае образы возникают как бы сами собой и являются отражением неосознанных мыслей и потребностей. Например, необходимость перейти овраг по неустойчивому мостику вызывает у человека представление, как он срывается и падает. Представления воображения побуждают к действию, поэтому так важно уметь управлять воображением.

Виды воображения различаются также по степени самостоятельности.

Воссоздающим называется вид воображения, который включается, когда мы читаем книгу или слушаем рассказ. Перед нашим внутренним взором предстают иллюстрации к услышанному (прочитанному). Чем богаче личный опыт человека и чем больше мастерство рассказчика, тем больше впечатлений и эмоций получает человек. Воссоздающее воображение тренируется именно в ходе получения вербальной (то есть словесной) информации. Поэтому чтение книг и общение больше способствует развитию воображения, чем просмотр фильмов и компьютерные игры, где образы уже созданы, их достаточно пассивно воспринимать.

В отличие от воссоздающего, творческое вообра­жение – это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Образ Шерлока Холмса или Годзиллы, «Джоконда» и Масяня, компьютер и наперсток – все объекты, созданные человеком (произведения искусства, технические конструкции, предметы быта) возникли как материальное воплощение воображаемого образа.

Воображение существует в следующих формах:

Фантазия (греза)образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью. Фантазии скорее успокаивают человека, чем побуждают к деятельности. Так, девушка из бедной семьи, где постоянно слышна ругань и упреки, мечтает о богатом и ласковом муже. Физически слабый и нерешительный мальчик представляет себя могущественным волшебником или всесильным воином.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она связана не только с потребностями человека, но и с его реальными возможностями, и поэтому побуждает к действию. Возникая непроизвольно, развиваясь и захватывая внимание человека, мечта отражает его потребности и склонности. Это первый шаг планирования своих действий, построения собственной жизни. Поэтому в подростковом возрасте, когда человек уже достаточно много знает о жизни, чтобы представить варианты своего жизненного пути, когда у человека много энергии, желаний и времени мечтать просто необходимо. Если у человека нет мечты, его жизнь будет подчинена внешним условиям, он воплотит сценарии, которые предлагает ему окружение. В этом случае все важные выборы его жизни будут объясняться примерно так: «у нас так принято», «а чем здесь еще заниматься?», «так делали мои родители» и т.д.

Сновидения – это пассивная форма воображения, отражающая неосознанные влечения, страхи, представления человека. Известны так называемые «кошмары беременных», когда женщине снится нечто ужасное, происходящее с ее ребенком или мужем. Кошмары показывают, как важны эти люди для женщины и как страшно было бы их потерять. Поскольку думать об этом неприятно, такие страхи могут вытесняться в подсознание.

Внешние воздействия на спящего тоже могут отражаться в сновидении. Тяжелое одеяло вызывает сон о том, как человек задыхается в пещере или лавине, запах пищи формирует картины застолья и т.д. в этом случае воображение как бы пытается объяснить ощущения, создать связанную картину происходящего. Анализу сновидений посвящена книга психоаналитика и философа Э. Фромма «Забытый язык».

Галлюцинации – это продукты неуправляемого воображения. Они являются признаком нарушения психической деятельности, вызванного переутомлением, психическим заболеванием, психической травмой или отравлением. В такой ситуации человек считает продукты своего воображения реально существующими объектами и действует по отношению к ним соответственно (разговаривает с воображаемыми голосами, спасается от воображаемых чудовищ и т.д.). Такие действия могут быть опасными для самого человека или окружающих его людей.

Даже самые причудливые образы воображения созданы из хранящихся в памяти свойств реальных объектов. Их фантастичность достигается с помощью следующих приёмоввоображения:

1) Агглютинация – это комбинирование свойств разных объектов в одном. Например: русалка, сфинкс, Минотавр, люди Икс.

2) Акцентуирование – подчеркивание черт отображаемого явления, изменение пропорций. Например: мальчик-с-пальчик, гигантская акула из фильма «Челюсти».

3) Типизация – обобщение свойств, характеризующих целый класс объектов, в результате чего в единичном образе концентрируется и выражается свойство этого класса объектов «в чистом виде». Так возникают образы «прекрасная принцесса», «чокнутый профессор», «идеальный солдат» и т.д.

Влияние воображения на организм

Воображение опосредованно управляет нашим поведением. Как это происходит? Вспомним механизм опредмечивания потребности. До тех пор, пока потребность не была удовлетворена каким-то предметом, она воспринималась лишь как смутное напряжение. С тех пор как потребность однажды встретилась со своим «предметом», всякое ее переживание обрело конкретные очертания – память услужливо предлагает образ желанного предмета, а воображение конструирует ситуацию, в которой возможно удовлетворение потребности. Так, курильщик немедленно «расшифровывает» сигнал организма, начиная искать сигареты, хотя скорее всего затруднится объяснить, как именно он чувствует желание закурить. Если бы некурящему человеку втайне от него создали никотиновую зависимость (например, инъекциями), ощущаемый дискомфорт не вызвал бы у него стремления купить сигарет – потребность не была бы «опредмечена». Итак, образы воображения определяют вектор нашей активности.

Далее, сама суть высших познавательных процессов состоит в формировании системы знаков, которые символизируют реальные объекты и процессы. Например, человек представляет себя идущим по канату на большой высоте, и у него учащается сердцебиение; у кого-то сжимаются кулаки при мысли о возможном оскорблении; знакомая песня вызывает воспоминания и соответствующее настроение. Воображаемые образы могут воздействовать на организм так же, как реальные ситуации:

ü Известен феномен «стигмы» – кровотечений у впечатлительных и фанатичных христиан из кистей и ступней – то есть там, где гвозди пронзили тело Христа на кресте.

ü Феномен «плацебо» заключается в том, что у человека исчезает болезнь после приема «нового, невероятно эффективного лекарства», которое оказывается физиологическим раствором или порошком мела.

ü Известно явление «ложной беременности», когда у страстно мечтающей о материнстве женщины наблюдаются все изменения работы организма, характерные для беременной – кроме наличия плода.

ü Феномен идеомоторного акта состоит в том, что если человек сосредоточенно представляет, как он совершает некие движения, действительно происходят микродвижения соответствующих мышц и закрепление двигательных навыков. Это явление используют спортсмены и музыканты, когда для упражнений нет возможности.

Итак, воображение является мощным инструментом воздействия на организм. Образы, предстающие перед нашим внутренним взором, меняют психическое и физическое состояние человека (подробнее о взаимосвязи эмоционального состояния и физиологии написано в следующих главах). О чем думаете, переживаете, мечтаете вы? Каков психологический фон среднего человека, какие эмоции и настроения у него преобладают? Каждая эмоция вызывает соответствующие изменения в работе организма. Это напряжение или расслабление мышц, свободное или затрудненное дыхание, замедление или ускорение обмена веществ, и т.д. Указанные процессы во многом определяют здоровье и самочувствие человека. Следовательно, воображением необходимо уметь управлять, в противном случае оно будет управлять нами - формировать желания, подсказывать пути их достижения, конструируя пугающие или притягивающие образы. Те, кому доводилось бороться с зависимостью, знают, как сложно противостоять постоянно всплывающим образам желанного предмета, каким сильным, почти неуправляемым становится желание совершить соответствующие действия. Наши предки считали, что это происки дьявола; и сейчас многие верят в порчу, излучение, заклятия. Но научные теории и основанные на них практические системы показывают, что в силах каждого человека управлять своими влечения и формировать желаемые состояния души и тела. Об этом, например, книги российских ученых Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики» и Ю.М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

 

Контрольные вопросы:

1. К свойствам представления НЕ относится:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сложные логические элементы | Первичная перегонка нефти на промышленных установках
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.