Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы эпид. процесса

Лекция 5. Учение об эпидемическом процессе.

План.

I. Основы эпидемиологии.

1. Элементы эпидемиологического процесса:

1) источник инфекции,

2) механизм и пути передачи,

3) восприимчивость населения.

2. Степени интенсивности эпидемиологического процесса.

3. Классификация инфекций по распространённости.

4. Организация противоэпидемической работы.

 

Д.з. по уч.Прозоркиной стр.97-101; 2007г. стр.338-350;

Черкес с. 160-164.

 

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ- это наука о причинах, условиях и механизмах формирования болезни и способах их профилактики.

1) Источник инфекции – это биологический объект, в кот-м возбудители находят благоприятные условия для своего существования и размножения. Это больной человек (антропонозы) или животное (зоонозы) и бактерионоситель, редко - объекты внешней среды (сапронозы). Опасность представляют бактерионосители и б-ные бессимптомными формами.

Источник инфекции - различные одушевленные и неодушевленные объекты внешней среды, содержащие и сохраняющие патогенные микроорганизмы.

 

2) Механизм заражения – это эволюционно сложившийся способ передачи возбудителя из заражённого организма в восприимчивый.

Закон соответствия Громашевского: механизм передачи инфекции соответствует локализации возбудителя в организме.

Типы мех-мов передачи.

1. Фекально-оральный (алиментарный) - возбудитель локализован в кишечнике (дизентерия, холера, брюшной тиф). Например, через день после употребления немытых фруктов.

2.Во здушно-капельный (аэрогенный) - возбудитель находится на слизистых оболочках дыхательных путей (грипп, коклюш, дифтерия, корь, туберкулез).

3. Трансмиссивный - через кровососущих членистоногих, при локализации м/о в крови (малярия, энцефалит, сыпной тиф).

4. Контактный – проникновение возбудителя через кожу и слизистые оболочки при прямом соприкосновении (венерич-е б-ни: сифилис, гонорея) или с зараженными предметами (натуральная оспа, дизентерия – через игрушки).

1. Вертикальный - от матери к плоду через плаценту (краснуха).

2. Артифициальный (искусственный парентеральный в условиях ЛПУ) - вирусный гепатит В (сывороточный, эпидемич-й).

Пути передачи - это сочетание факторов, способных обеспечивать циркуляцию возбудителя в окружающей среде и доставлять их от источника здоровому чел-ку.

Факторы передачи – это элементы внешней среды, которые переносят возбудителя от больного к здоровому.

При алиментарном (фекально-оральном) механизме пути передачи:

-водный (холера),

-пищевой (дизентерия),

-через загрязненные руки,

-через предметы обихода.

Основной фактор передачи при аэрогенном механизме – воздух (с капельками при выдохе, чихании, разговоре, плаче) или пыль.

При кровяном механизме в передаче возбудителей участвуют переносчики - кровососущие членистоногие: специфические (биологические) переносчики: клещи- энцефалит, вши- сыпной тиф, блохи – чуму, комары – малярию; неспецифические (механические) - мухи и тараканы (на лапках).

Контакт бывает прямой – половой (без участия внешней среды) и непрямой (косвенный) – через промежуточные объекты - предметы, руки (дизентерия).

 

3)Восприимчивость населения – это состояние иммунитета человека и всего коллектива.

Иммунная «прослойка» населения – это количество невосприимчивых людей из 100 членов коллектива. Бывает индивидуальная и коллективная невосприимчивость – сочетание факторов иммунной прослойки населения, социальных условий жизни, уровня питания людей.

Перечисленные составные части - источник возбудителей инфекции, механизм передачи и восприимчивый коллектив присутствуют при любом варианте проявлений эпидемического процесса и при различных болезнях они формируют эпидемический очаг.

Эпидемический очаг – место пребывания источников инфекции с окружающей территорией, в пределах которой в конкретной обстановке возможна передача возбудителей и распространение инфекционной болезни.

Эпидемический очаг существует в течение определенного срока, исчисляемого по длительности максимального инкубационного периода от момента изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Это срок, в течение которого возможно появление новых больных в очаге.
В становлении эпидемических очагов и формировании эпидемического процесса существенная роль принадлежит природной и социальной среде обитания людей.

2. Степени интенсивности эпидемиологического процесса.

1. Спорадическая заболеваемость – возникновение единичных случаев инфекционных болезней на одной территории в данный момент времени. Например, на 100тыс. населения 2 чел-ка.

2 .Эпидемия – это заболевание значительного числа людей на отдельном производстве, в городе или области, распространение инф-й б-ни на большие контингенты. Напр., на 100 тысяч населения 200 человек.

Эпид. вспышка - два и более случая заболевания, связанных друг с другом единым источником и механизмом заражения.

3.Пандемия – массовая инфекция, охватывающая разные страны и континенты. Например, в ХХ веке ВИЧ-инфекция.

4 .Эндемия – инфекционное заболевание, постоянно встречающееся в определенной местности или на территории.

В соответствии с распространенностью инфекционного заболевания также выделяют повсеместные (убиквитарные) и эндемичные инфекции, выявляемые на определенных, нередко небольших территориях.

Наша респ-ка Марий Эл эндемична по энцефалиту, ГЛПС (геморрагической лих-ке с почечным синдромом), клещевому боррелиозу.

Виды эндемии:

1) Природно-очаговая – связана с природными условиями и ареалом распространения переносчиков и резервуаров инфекции (чума, жёлтая лихорадка).

2 ) Статистическая – обусловлена комплексом климато–географических и социально-экономических факторов (холера в Индии).

5. Конвекционные (карантинные) б-ни – это наиболее опасные болезни, склонные к быстрому распространению. Система информации и меры профилактики в этих случаях обусловлены международными соглашениями - конвенцией (для чумы, холеры, оспы, желтой лихорадки).

6 .Экзотические – связаны с туристическими поездками в жаркие страны, это завозные инфекции на данной территории.

Экзотические болезни - не свойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителей инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями.

3. Классификация инфекций по распространённости (Прозоровский).

1. Кризисные инфекции – угрожающие сущ-нию человеч-й популяции (ВИЧ-инф-я).

2. Массовые – вызывающие более 100 заб-ний на 100тыс. населения (грипп, ОРВИ – 92,5%).

3. Распространённые управляемые от 20 до 100 случаев на 100тыс. населения Это те инфекции, против которых проводится вакцинация – 57%: дифтерия, коклюш, столбняк.

4. Распространённые неуправляемые – заб-сть менее 20 на 100тыс. населения (менингококковая инфекция, лептоспирозы) требуют постоянных исслед-й.

5. Спорадические – единичные случаи заб-сти на 100тыс. населения (бешенство).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Формирование структуры цикла передачи ЦСП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.