Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.Ф. Анурин

С.М. Комаров

С.С. Фролов

Групповые психологические факторы.

Психологические особенности выработки

коллективных и коллегиальных управленческих решений.

Одни и те же люди принимают разные решения, в за­висимости от того, действуют ли они самостоятельно или в группе. Решение индивида, принятое под влиянием группы, относится к «феноменам коллективных решений» (О. А. Кулагин). Выделяются следующие виды феноменов коллективных решений: групповое мышление;эффект поляризации; эффект социальной фасилитации; феномен выученного диссонанса; эффекты объема и состава; эффект асимметрии качества решений; феномен идиосинкразического кредита; феномен ложного сознания; феномен виртуального решателя; явление конформизма.

Вывод: Коллективное принятие решений часто ограничено групповым мышлением - способом мышления при групповом принятии реше­ний, когда стремление к согласию становится настолько сильным, что делает невозможным реалистическую оценку альтернативных курсов действий…..

Социальные институты представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно-важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

 

Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Так, известный американский социолог Н. Смелзер определял социальный институт «как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности».

. Виды и функции социальных институтов

На каждом этапе развития общества выделяется свой набор институтов.

Основными институтами современных обществ являются:

экономика,

политика,

образование,

право,

религия,

семья и т.д.

На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подготовки выделяется из процесса воспитания.

Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались другими социальными науками (кланом, семьей, институтами ритуального обмена).

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определившие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое предназначение (например, институт клана, институт кровной мести и т.д.).

Для возникновения и развития социального института необходимы следующие условия:

в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления социального института;

должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий и операций, частных целей, реализующих новую потребность;

чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту).

По мере развития общества институты умножаются, дифференцируется их система. В современном обществе существует множество институтов. Чаще всего их подразделяют на главные и неглавные (частные). Кроме того, социальные институты можно классифицировать и по иным критериям. Например, по времени своего возникновения и продолжительности существования они подразделяются на постоянно действующие и кратковременные институты.

Многие социологи сходятся в том, что количество социальных институтов сводится к пяти, что соответствует основным человеческим потребностям:

потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Необходимо отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.).

Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Таким образом, институты выполняют в обществе две основные функции:

повышение эффективности удовлетворения данной потребности или группы потребностей;

поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и индивидами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная функция любого социального института – это удовлетворение социальных потребностей. Но протекающие в обществе процессы, постоянно меняют потребности индивидов, следовательно, могут возникнуть несоответствия в деятельности социального института. И если институт работает как надо, то полюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы XX века в России произошел кризис института семьи. Он выражается в росте разводов, неправильном распределении ролей между мужем и женой, неэффективной социализация детей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию институтов, но только за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. По мнению американского социолога Р. Мертона явные и латентные функции являются не только характеристиками социальной структуры общества, но и индикаторами его общей стабильности.

Явные функции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены, и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), – они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу.

Латентные функции институтов – это те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение – небольшая или же очень глубокая.

Для социологов особый интерес представляют латентные функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

 

Структура социальных институтов включает:

социальную группу (или группы), осуществляющую удовлетворение данной потребности (например, разновидностью таких групп являются социальные организации, призванные удовлетворять данные потребности);

устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведения, технологических приемов, обеспечивающих удовлетворение потребности, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфере деятельности (например, для семьи – обручальные кольца; для государства – герб, гимн; для религии – крест);

зафиксированное в общественном сознании идеологическое обоснование деятельности института (например, программа политической партии, устав, для государства – конституция; для экономики – контракты, лицензии);

социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), используемые в деятельности института.

 

Организация как социальная система

Общество немыслимо без организаций – банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они – разновидности социальной организации. Термин «организация» происходит от французского «organisatio» – формирую, создаю.

Наиболее простое определение организации было предложено Честером Бернардом. По его мнению, организация – это система сознательно координируемых целей деятельности двух или более индивидов.

Применительно к социальным объектам термин «организация» традиционно употребляется в трех смыслах:

во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очередной функции;

во-вторых, этим термином можно обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

в-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядочивания какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов.

Социальная организация, по А.Г. Пригожину, имеет ряд характерных черт:

Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

Ради достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам. Следовательно, социальная организация представляет собой сложную взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются входящими в нее членами. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации.

Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в организациях имеют место различные горизонтальные структуры. Однако более существенным для понимания организации является то, что они всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку. В котором довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы.

Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди этих средств значительную роль играют так называемые институциональные, или внутриорганизационные нормы, то есть нормы, которые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями.

Социальные организации – это весьма изменчивые и высокосложные образования.

 

Основные элементы организации включают:

социальную структуру,

цели,

участников организации,

технологию,

внешнее окружение.

 

Социальная структура является центральным элементом любой организации и различается по степени формализации.

 

Цели организации особенно важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей.

 

Цели – задания – это те цели, которые были сформированы как программа деятельности данной организаций ее создателями. Эти цели являются приоритетными для организации и на их достижения направлены усилия всех членов организации. Например, преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ – все это цели – задания, определяющие смысл существования этих организаций. Эти цели, как правило, закрепляются в официальных (учредительных) документах.

 

Цели – ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Одной из важнейших таких целей может быть заработок, материальное обеспечение своего существования.

 

Цели – системы – это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

Члены организации, или участники – важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Организация с точки зрения технологии, с одной стороны, это место, где производится определенного вида работа, а с другой, это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий (ноу-хау).

 

Основными факторами внешнего влияния на организацию выступают:

роль государства и политической системы;

влияние рынка (конкуренты и рынок труда);

роль экономики;

влияние социальных и культурных факторов;

технология из внешнего окружения.

 

Очевидно, что эти факторы внешней среды влияют практически на все сферы деятельности организации.

 

Формальная организация – костяк административной структуры – представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) – отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

 

Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другом – статусом.

 

Неформальная организация – вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной организации неформальная строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жестко структурированной, вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может усиливать и дополнять внешний организованный импульс, так и противостоять ему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция тема 7 алиментные обязательства | Тема 7. Структура природной среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.