Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России




Условно в России можно выделить 4 этапа развития внешнеэкономической деятельности: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.), перестроечный (1986-1991 гг.), современный этап (с 1991 г.).

1. В дореволюционный этап включается множество веков, предшествовавших Октябрьской революции. В эпоху раздробленности Руси и отсутствия единой, сильной, централизованной власти сбором таможенных пошлин занимались все княжества. В результате объединения княжеств вопросами внешнеэкономической деятельностью стала ведать Боярская дума Великого княжества Московского. Впоследствии в 1653 и 1755 гг. принимались таможенные Уставы, а в 1724 – таможенный тариф. Только в 1755 были полностью отменены межрегиональные барьеры в экономических связях регионов Российской империи. На этом этапе в таможенный тариф неоднократно вносились изменения, исходя из национальных интересов. Относительно успешная внешнеэкономическая политика привела к тому, что к началу ХХ века Россия имела активный торговый баланс и долю в мировой торговле, равной 3.6 %., что можно считать успешным результатом. Органами, ответственные за внешнеторговую деятельность, являлись с XVI века – Посольский приказ, с 1720 г. – Коммерц. коллегия, с 1802 г. – Министерство коммерции.

2. На советском этапе в бывшем СССР монополия на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежала только государству. Согласно декрету Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 года, государство:

- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;

- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;

- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

- непосредственно регулировало ввоз, вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.

В период НЭПа, действовавшего с 1921 по 1928-29 гг., когда допускалась частная собственность и мелкотоварная собственность, некоторые служащие государственного и партийного аппарата надеялись на отмену государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и на допущение к внешнеэкономической деятельности частных предприятий и региональных органов власти. Были даже сделаны некоторые, пусть и несущественные шаги, в сторону децентрализации внешнеэкономической власти. Однако в 30е годы почти все сторонники таких взглядов были репрессированы, а принцип государственной монополии приобрел господствующий характер.

Все это не могло не привести к негативным тенденциям. При таком управлении:

- производитель не был заинтересован в экспортной деятельности, более того, необходимость для предприятий производить товары для экспорта было проблемой, так как в данном случае требовались дополнительные затраты на повышение качества и товара и приближение его к мировому уровню, а большая часть дохода доставалась бюджету, а не предприятию;

- стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным;

- не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей;

- при оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат;

- были слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за поставки продукции для зарубежного потребителя;

- прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали;

- не было четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения;

- существовавшие жёсткая регламентация участников внешнеэкономических связей и отсутствие конкуренции снижало эффективность предприятий. Только 13% машин и оборудования и 15% технологий соответствовали мировым стандартам, а треть того и другого не соответствовала даже внутренним стандартам;

- происходил рост товарооборота, однако, особенно в 1970-80е годы, большая часть роста экспорта приходилась на топливно-энергетические ресурсы.

Всё это тормозило развитие этой сферы внешнеэкономической деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным интересам. Существовали определённые попытки либерализовать внешнюю торговлю. Например, были организованы Торгово-промышленные палаты, отделения Внешторгбанка, было разрешено создавать филиалы всесоюзных внешнеторговых объединений. Однако эти попытки были незначительны, не приводили к существенным результатам, и государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность сохранялась. Проанализировав советский этап, нельзя не прийти к выводу, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на советском этапе было крайне неэффективно, поэтому период перестройки повлёк за собой серьёзные изменения в этой сфере деятельности. Неэффективность советской экономической модели, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, привело к необходимости реформ.

1. В 1986 году была разработана стратегия развития внешнеэкономических связей СССР на период до 2000-2005 гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991 от 19 августа 1986 года «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями»[4] была сформирована задача осуществления мер по коренной перестройке управления, совершенствованию планирования и созданию действенного механизма в области внешнеэкономических связей.

Была произведена децентрализация управления внешнеэкономической деятельности, более 20 министерств и ведомств СССР и Союзных республик, а также около 70 крупных предприятий, получили право на самостоятельное осуществление экспортно-импортной деятельности.

В 1987 г. юридические лица на территории СССР получили право создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм, а в 1989 г. они получили право на создание предприятий на территории других стран.

Были произведены попытки расширения экономического сотрудничество со странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии). Однако жёсткая централизация управления экономическими связями в странах СЭВ, отсутствие конвертируемости валют этих стран по отношению друг к другу, существенные различия во внутренних ценах в каждой из стран не привели к желаемому результату.

В 1989 г. торговый баланс стал отрицательным. Уровень внешнеторговых связей СССР также не соответствовал уровню развитых стран Запада. Например, в начале 1990х годов внешнеторговый оборот в СССР составлял 800 долларов США на душу населения, в то время как в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, международная экономическая организация, созданная в 1957 г. по Римскому договору, в 1992 г. сменила название на Европейское сообщество) он равнялся 6400 долларов США, в Японии 3700 долларов США.

Необходимы были более решительные меры по либерализации для улучшения экономической и, в частности, внешнеторговой ситуации в стране. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций», главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие. Предприятиям предоставлялись более широкие права во внешнеэкономическое деятельности, в том числе они получили право оставлять себе всю валютную выручку, кроме той, что отчислялась органам власти.

Одной из негативных тенденций периода перестройки во внешнеэкономической сфере стала быстрорастущая внешняя задолженность страны, которая 1 января 1992 г. составила 96,6 миллиардов долларов. Это стало следствием непродуманной либерализации системы внешних заимствований и впоследствии тяжело сказалось на финансовом положении страны.

В целом реформы носили зачастую незавершённый характер. Причинами на то являлись сразу несколько факторов. Во-первых, перестройка началась во время неблагоприятной для страны ситуации на мировом рынке. Во-вторых, большинство предприятий оказались неконкурентоспособными в условиях проведения либеральных реформ. В-третьих, действия органов власти часто являлись непродуманными и непоследовательными. Наконец, в отечественной экономической науке отсутствовала теория, адекватно описывающая переход к рынку и свободной торговле, вместо неё существовала идеологизированная теория, однако на практика она не оправдалась.

4. К ключевым изменениям, в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на современном этапе с 1991 г., можно отнести следующие:

- ликвидация монополии внешней торговли;

- предоставление права участия во внешнеэкономической деятельности всем юридическим и физическим лицам;

- организация внутреннего валютного рынка;

- развитие иностранного предпринимательства;

- усиление контролирующей функции государства;

- расширение экономического метода регулирования внешнеэкономической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.