Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным и муниципальным долгом





Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания к управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики и поэтому существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга.

Управление государственным долгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательства государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ.

Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.



Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих:

· Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы:

1. Задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба - особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов.

2. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение банков-кредиторов.

3. Кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.

4. Кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).

· Долги перед некоторыми странами - бывшими участниками СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

· Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

В таблице 16 представлена структура государственного внешнего долга на период с 2007 по 2010 года.

Таблица 16

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации, млрд. долларов США.

 

Наименование на 1.01.2008, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2009, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2010, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2011, млрд. долларов США Уд. вес, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 52,0 44,9 40,6 37,64
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 3,1 5,96 1,8 4,01 1,4 3,45 0,999 2,65
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,3 6,35 2,2 4,9 1,9 4,68 1,82 4,84
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,9 3,65 1,5 3,34 1,4 3,45 1,3 3,45
Коммерческая задолженность 0,8 1,54 0,7 1,56 1,2 2,96 0,83 2,21
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,5 10,58 5,0 11,14 4,6 11,33 3,79 10,07
Еврооблигационные займы 31,9 61,35 28,6 63,7 27,7 68,23 26,24 69,71
ОВГВЗ 4,9 9,42 4,5 10,02 1,8 4,43 1,78 4,73
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,6 1,15 0,6 1,34 0,6 1,48 0,88 2,34

*Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации

 

Многократное преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, что предполагает необходимость замещения внешнего долга внутренним. В этой связи приоритет осуществления государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

В таблице 17 представлен объем государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2007-2010 годах.



 

Таблица 17.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

 

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
Всего в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации
01.01.2008 1064.88 31.23
01.01.2009 1301.15 46.68
01.01.2010 1499.82 72.49
01.01.2011 2094,73 251,36

*Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

- рефинансирования – погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

- конверсии – изменения доходности займа;

- консолидации – объединения ранее выпущенных займов в новый с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

- новации – соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

- отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;

- дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга;

- реструктуризации – прекращения долговых обязательств государства заменой их на другие предусматривающие иные условия их обслуживания и погашения. Реструктуризация обязательств производится путем их консолидации с одновременным списанием задолженности по начисленным пеням и штрафам и предоставлением равномерной рассрочки уплаты консолидированной задолженности;

- унификации – решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее обязательств;

- аннулирования – отказа государства по ранее выпущенным обязательствам и займам.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Таким образом, управление государственным кредитом и долгом представляет собой разработку и реализацию стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования. Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково экономическое значение и содержание государ­ственного долга?

2. По какому признаку осуществляется деление государственного долга на внутренний и внешний?

3.Объясните назначение государственных ценных бумаг.

4. Какие государственные ценные бумаги выпускаются РФ в настоящее время?

5. Объясните, для чего государство заимствует средства?

6. Из чего складывается внешний долг РФ?

7. Дайте характеристику методам управления внутренним государственным долгом.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.