Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспектирование прочитанного текста

Процесс конспектирования необходим для формирования собственного стиля изложения. Оригинальные обороты, новые термины, интересные параллели, выигрышные зачины и концовки – все это можно зафиксировать в конспекте для того, чтобы самому учиться писать ярко, интересно.

Если врагом чтения стал телевизор, то врагом конспектирования – ксерокс. Переснять книгу, статью, конечно, можно, но получится копия, дубликат. Копия останется у вас и при вас, но будет по-прежнему чужой, не освоенной, не перешедшей в ваше сознание.

Снятие копий с текста естественно входит в нашу жизнь, и неразумно препятствовать этому процессу, но наряду с этим неразумно отказываться и от конспектирования.

Конспектирование – процесс творческий. И не только потому, что попутно можно записывать на полях некоторые свои мысли, Но и потому, что это процесс свободный. Человек конспектирует для себя, выбирая наиболее интересную и важную для себя информацию.

Внешняя сторона конспектов также немаловажна. Подчеркивания, заметки на полях, использование цветных маркеров, вклейки – все эти элементы игры не только украшают труд, но и позволяют лучше ориентироваться в сделанных записях.

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта:

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, место и год издания. Если текст взят из периодической печати (газеты, журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечают страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируют основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, то есть его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

 

Существует несколько разновидностей конспектов.

1. По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на

· монографически е, составленные по одному источнику,

· сводные (обзорные), составленные по нескольким источникам на одну тему.

2. В зависимости от объема выделяются конспекты

· краткие (отбираются лишь положения общего характера),

· подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями, другими иллюстративными материалами),

· смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других – более кратко.

 

Некоторые исследователи предлагают выделять интегральные и селективные конспекты.

· Интегральным считается конспект, который передает все основные положения и важнейшие смысловые связи, то есть всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя.

· Селективным назван конспект, включающий отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Этот вид конспекта и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания носит индивидуальный характер и отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

Другими словами, интегральный и селективный конспекты очень близки по своему назначению полным и неполным.

 

Конспект – настолько свободная форма, что его объем не может регламентироваться. Его обычно устанавливает сам составитель в зависимости от многих факторов: степени значимости текста в целом и отдельных его частей для него лично, от общего объема первоисточника, трудности его восприятия, степени известности излагаемого материала для составителя.

Конспект далеко не всегда обладает некоторыми признаками текста, например связностью, поэтому в зависимости от формы представления основной информации он может выглядеть как

· план,

· схема

· или как собственно текст.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о вторичных текстах | Составление реферата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.