Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование и планирование НТП и инновационной деятельности


 

Решающим средством повышения эффективности общес­твенного производства, совершенствования структуры эконо­мики, обеспечения экономического роста и решения социаль­ных задач является научно-технический прогресс (НТП).

Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и совершенствование на их основе действующих, созда­ние и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, тех­нологических процессов и форм организации производства.

НТП рассматривается как цикл "наука—производство", включающий ряд стадий:

фундаментальные исследования. Цель этой стадии — по­лучить новые знания о закономерностях развития природы и общества и на их основе выявить новые пути прогресса техни­ки, экономики, организации производства. В результате фун­даментальных исследований появляются гипотезы, теории. Продукты труда исследователей, результаты деятельности коллективов и исполнителей фундаментальных исследований отражаются в авторских свидетельствах на открытие, изобрете­ние, в монографиях, статьях, учебниках, учебных пособиях, от­четах, предложениях, используются для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образовани­ем, специалистов высокой квалификации (кандидатов и докто­ров наук), в прикладном плане — для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения возможности овеществления получаемых результатов. Фундаментальные исследования проводятся си­лами и средствами институтов Академии наук и государствен­ными университетами, отраслевыми научно-исследовательс­кими институтами и вузами страны;

поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес для общества на современном этапе его развития, т.е. выявлению технико-экономических возможностей и конкретных путей практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. Ко­нечные результаты этих работ имеют вполне конкретный ха­рактер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов;



прикладные исследования. На этой стадии проводятся те­оретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, техно­логии или продукта, создается схема конкретного образца изде­лия;

опытно-конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подго­тавливается соответствующая документация;

освоение и внедрение в производство. Технология про­изводства нового изделия приспосабливается к условиям пред­приятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Каждая стадия характеризуется специфическими задачами, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем квалификации участников, выбором определенных средств и предметов труда, материальными и финансовыми ре­сурсами, различными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью.

 

С понятием НТП тесно связано понятие научно-техничес­кого потенциала.

Научно-технический потенциал представляет собой сово­купность научно-технических кадров, материальных, финан­совых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирова­ния, а, следовательно, прогнозирования и планирования. Госу­дарство выступает как институт, финансирующий, организую­щий и управляющий его развитием.

Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высоко­технологичных производств в противовес материало- и энерго­емким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования уп­равления путем нововведений (инноваций), основанных на но­вейших научных знаниях.

 

В широком смысле под инновациями понимают новые тех­нологии, виды услуг, продукции, новые организационно-тех­нические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

По существу, смысл всей экономической реформы состо­ит в создании условий для повышения восприимчивости эко­номики к инновациям, развития инновационного предприни­мательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обусловли­вает необходимость активизации инновационной деятель­ности.

Инновационная деятельность — это деятельность по разра­ботке и освоению результатов исследований, повышающих эф­фективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продук­ции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосред­ственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — пред­принимателей, а также систему, обеспечивающую продвиже­ние инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

 

С целью активизации инновационной деятельности разра­батывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социаль­но-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансо­вую систему, образование и быть ориентирована на использо­вание интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехноло­гичных производств и приоритеты экономики.

Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:

• признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;

• создание государством экономико-правовых условий и эко­номических механизмов, обеспечивающих превращение иннова­ций в существенный фактор экономического роста;



• максимальное использование рыночных механизмов ак­тивизации инновационной деятельности и предпринимательс­тва, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйство­вания независимо от форм собственности;

• эффективное развитие и использование собственного на­учно-технического потенциала и его реформирование в соот­ветствии с целями экономической политики;

• оптимальное сочетание интересов разработчиков, про­изводителей продукции и инвесторов, признание объектов ин­теллектуальной собственности в качестве источника доходов.

Реализация этих принципов требует проведения эксперти­зы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

 

Эффективное инновационное развитие предполагает ши­рокий выбор инновационных идей и проектов.

Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и техноло­гий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензион­ных договоров и других соглашений.

Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является фор­мирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инновации на рынок.

Первостепенное значение имеет развитие малого науч­но-инновационного предпринимательства по следующим нап­равлениям:

• создание структур, объединяющих малые и научно-инно­вационные предприятия, — бизнес-инновационных центров, инкубаторов бизнеса, технопарков;

• формирование сети институтов финансирования, креди­тования, страхования (инвестиционные, инновационные и вен­чурные коммерческие фонды, страховые компании);

• развитие организаций материально-технического обеспече­ния (лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения науч­ных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР));

• создание центров передачи технологий, информацион­ных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализа­ции совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;

• открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных струк­тур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, произво­дителей и потребителей новой продукции и технологий;

• образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические).

 

Механизм реализации инновационных направлений пред­полагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потре­бителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осущес­твления подготовки кадров.

В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огром­ным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуются наличие широких связей с внешним ми­ром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замед­ления экономического роста в странах не снижают, а, наобо­рот, увеличивают затраты на науку и технологическое пере­оснащение производства. Особая значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную дея­тельность.

Для эффективного управления инновационными процесса­ми необходимы мониторинг, оценка инновационной деятель­ности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-тех­нических программ и механизмов их реализации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекции. Тема: Развитие отечественной психологии в 20в | Физические. Основные характеристики младшего возраста

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.