Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продукты труда не обязательно вещественны




Что является продуктом (результатом) труда в профессии «психолог»?

Практическое занятие №3. Профессия психолога с точки зрения различных профессионалов. Продукт (результат) деятельности практического психолога.

Вопросы:

1. Поразмышлять, что думают о практическом психологе следующие категории профессионалов и граждан: педагог, врач, экстрасенс, священник, обыватель, журналист, философ, академический психолог.

 

Самостоятельная работа: «Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов труда»: мини-сочинение, в котором раскрывается место и роль самообразования – какие формы самообразования, сколько времени ему посвящается, когда оно закончится и т.д.

Материалы к подготовке.

Слова «продукт» (лат. productus произведенный), «результат» (фр. resultat итог), «изделие» мы далее будем часто понимать как сходные по смыслу, обозначающие все то, что получается в ходе или при завершении какой-либо деятельности. Будь то вещь, информация или процесс, эффект, состояние какой-то системы. Например, конечным результатом труда наладчика технологического оборудования является нормальное, бесперебойное функционирование обслуживаемой им технологической линии. Это процесс. И вместе с тем это и есть подлинное изделие наладчика как субъекта труда. Другое дело, что качество работы наладчика могут измерять количеством вещественной продукции, выработанной на соответствующем производственном участке. Бухгалтерии так удобно. Далее, результатом труда, скажем, дирижера является должное звучание хора, оркестра. А звучание это тоже процесс, имеющий начало, этапы и конец. Изделием субъекта может быть и состояние или последовательность состояний некоторой системы. Не скажете ведь, что артист юмористического жанра не работает. А его главное изделие состояние определенного рода веселья в зрительном зале.

Даже если конечный продукт труда человека является вполне вещественным, промежуточные продукты могут представлять собой состояния предметной системы, удовлетворяющие заданным технологическим режимам (температурным, временным и др.). Например, аппаратчик по выращиванию дрожжей ведет незримый технологический процесс и время от времени удостоверяется, что масса в дрожжерастительном аппарате находится в заданных состояниях. В противном случае вместо дрожжей может получиться нечто другое («микромир не дремлет»).

Важно обратить внимание также на обстоятельства следующего рода (отчасти речь об этом шла во введении). Зададимся вопросом о том, каковы области существования разных результатов труда. В случаях вещественных продуктов ответ найти проще. Например, металлург, электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик могут сказать, что изделия, в которые вложен их труд, можно найти и в велосипеде, и в космическом корабле. А вот учитель сделал подрастающего человека грамотным, да еще и создал у него любовь к книге. Разумеется, этому предшествовали многие занятия, уроки. Но главное изделие учителя это навыки чтения и отношение к книге. Где существуют эти результаты педагогического труда? Они существуют в психике, во внутреннем мире учащихся. И могут там существовать в течение всей жизни людей. Во внутреннем мире субъекта деятельности существуют и явления, факты его разностороннего развития, которые, как мы уже отмечали, тоже правомерно рассматривать как закономерные ее (деятельности) результаты.

А где и как существуют продукты труда лесовода, гидромелиоратора? Их продукты продолжают жить по законам живой природы. Какова область существования продуктов труда организатора производства? Сразу даже нелегко ответить. Организатор создает некоторую упорядоченность в сложной производственной среде, включающей и собственно общественные, и технические процессы. Что производит политик и где существуют его изделия? Ответ оставим на ваше разумение.

Что касается таких результатов деятельности, как факты развития самого деятеля, то они часто упускаются из вида и даже не подводятся под понятие «результат». Но важно иметь в виду не только «отдачу» работника, но и приращения к его профессионально важным свойствам. Эта реальность тоже является общественно ценной.

Пока нам важно принять мысль о разнообразии результатов труда и о, быть может, неожиданном разнообразии областей их существования. Что касается, в частности, вещественной продукции, она детально отображена, сгруппирована в товароведческих справочниках.

Общая классификация продуктов труда

В таблице 1.2.1 приведена «крупноблочная» классификация возможных результатов труда. Она, как и всякая классификация, несколько огрубляет действительность. Но она и небесполезна для ориентировки в мире профессий, для осознания каждым своего места в делах человеческих, для обретения некоторого «чувства локтя» среди людей-делателей.

Таблица 1.2.1

Общая классификация результатов трудовой деятельности

Вклетках, обозначенных литерами, соответствующие отдельные примеры

 

 

 

Вид «фактуры» продуктов (результатов) труда Область существования продуктов (результатов) труда
Внешний мир человека Внутренний мир человека, сознание
Природный мир Мир культуры
Длительно существующие целостности, вещи, веще-подобные системы А. Лесопосадка, искусственный водоем, заповедник, урожай Б. Дом, одежда, болт, гайка, бетонная смесь, очки В. Отношения личности, знания, навыки, умелость, способности
Процессы, функциональные эффекты, временные состояния систем Г. Привес стада животных на ферме, электроэнергия, чистота среды Д. Безопасность движения транспорта, симфонический концерт Е. Социально-психологический климат в коллективе, состояние отдыха
Информация, знаково-сим-волические объекты Ж. Сведения о природе, зафиксированные в каких-либо носителях З. Знания об обществе, человеке, зафиксированные в каких-л. носителях И. Оперативная осведомленность (как продукт труда информатора и т.п.)

Если в продукте труда преимущественно ценятся закономерности неживой и живой природы, то в названной таблице они отнесены к столбцу «Природный мир». Если в первую очередь ценятся и учитываются закономерности социального, культурного толка, они отнесены к столбцу «Мир культуры». К правому столбцу отнесены результаты, область существования которых — психика людей, их групп.

Ясно, что все множество результатов труда нельзя четко «разрезать» на девять частей. Некоторые результаты правомерно отнести одновременно к нескольким клеткам таблицы. Например, газон, пейзажный парк (результаты труда цветоводов-декораторов, «озеленителей», художников) живут по законам природы, не переставая быть и явлениями культуры. В таких случаях можно характеризовать результат труда своего рода «формулой», включающей литерные обозначения сразу двух или более клеток таблицы. Упрощая действительность, приведенная классификационная схема все же, надеемся, помогает удержать в сознании идею о множестве и разнообразии результатов дел человеческих. Возможно, это даст полезный вклад в формирование и поддержание у читателя уважительного отношения к разным, разнотипным профессионалам. Наконец, как далее увидим, работа с данной таблицей поможет при необходимости удержать внимание на последовательностях этапов работы, ведущей от исходного материала к конечному ее результату.

Рассмотрим применение последней рекомендации на кратком общепонятном примере. Проследим цепь событий в работе художника-реставратора в области живописи и набросаем соответствующую формулу, пользуясь литерами из табл. 1.2.1.

Конечным продуктом работы (как «отдачи») художника-реставратора будет восстановленный облик картины произведения искусства. Этот вещеподобный продукт существует в мире культуры, и мы соотнесем его с литерой Б. Что касается эффектов профессионального развития в данном случае, то соответствующие специальные исследования нам не известны. И здесь можно делать только предположения, от которых мы воздержимся (но этим может заняться заинтересованный, осведомленный читатель и указать литеры из правого столбца таблицы).

В самом начале перед художником-реставратором находится картина, краски которой местами отделились от грунта. А грунт положен на холст, дерево или камень. Живопись может быть выполнена масляными красками, яичной или казеиновой темперой. Многократно положенные мазки краски местами расслоились. Над картиной, холстом «поработали» и микроорганизмы. Не все недостатки картины заметны невооруженным глазом, надо воспользоваться соответствующими техническими средствами. Так что исходный предмет труда художника-реставратора выступает перед ним как техническая вещь, подчиненная законам неживой и живой природы. И этот предмет должен быть соотнесен с литерами А, Б. Если мы условимся, что приоритетным признаком предмета труда здесь все же является принадлежность его к миру культуры и захотим отобразить это в формуле, можем на первом месте поставить Б, а после А. Итак, Б, А.

Произведение искусства может быть слишком большой ценностью, чтобы принятие решений о методах восстановления его первоначального облика возлагать па одного человека. Создают специальную комиссию, состоящую из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов для тщательного обследования картины, выявления утрат и их причин. Комиссия — это групповой субъект деятельности. Комиссия не сваливается с неба, ее надо организовать. Создание комиссии и участие специалистов в ее работе — это процессуальные промежуточные результаты работы по реставрации картины (Д). Комиссия должна работать успешно, а не как «лебедь, рак, и щука». Значит, кто-то должен (а быть может, и все ее члены должны) позаботиться, чтобы среди ее участников сложилось взаимопонимание, возник благоприятный «социально-психологический климат». Этот промежуточный продукт соотнесем с литерой Е. В свою очередь, комиссия выдает информационный промежуточный продукт (заключение о возможности восстановления картины, о подходящих методах работы, о необходимых материалах, инструментах, утвержденное задание на исполнение художественно-реставрационных работ). Поскольку речь идет о картине как о художественной ценности и как о вещи, соответствующую информацию можно соотнести с литерами Ж, 3.

Информация, выработанная комиссией важна не «на бумаге», а в головах участников работы, включая и нашего художника-реставратора. Следовательно, необходимым промежуточным продуктом является и осведомленность данного исполнителя о результатах работы комиссии (И). Далее, художник-реставратор приступает к кропотливой работе. Она предполагает его обращение к разнородным реальностям. И к таким, как толщина красочного слоя, потемневшие или утраченные места картины, используемые в работе материалы (растворители, клеящие составы и пр.). И к таким, как индивидуальная манера, замысел автора, способы его художественного письма и подобное (А, Г или Г, А).

Итак, если восстановим ход дел от предмета труда к конечному продукту (в терминах продуктов, обозначенных литерами), получим формулу: Б, А Д Е Ж, З И А,Г Б. Возможен и более детальный разбор, но мы ограничились общепонятными сведениями.

Правильное осознание предмета труда иногда называют «первым важным шагом на пути к профессионализму».

УПРАЖНЕНИЯ

Охарактеризуйте литерами (из табл. 1.2.1) продукты труда: урожай, ось для велосипедного колеса, торговая сделка, программа для компьютера, премьера спектакля, новый сорт пшеницы, электросварочный шов, интерес детей к охране природы, рецензия на книгу, радиопередача, политический плакат, электроснабжение населенного пункта, пуговица, своевременный и безопасный рейс самолета, осведомленность присутствующих на вокзале о прибытии и отправлении поездов, общественное настроение группы в связи с полученным известием.

Примечание. Формулировки, которые вам покажутся слишком общими, можете изменить, уточнить по своему вкусу.

Выделите какой-либо продукт, производимый представителями хорошо знакомой вам (вашей) профессии, и постарайтесь построить формулу, отображающую его тип и последовательный ход возникновения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.