Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданский и публичный оборот информации




Процессы, связанные созданием, распространением и использованием информационных продуктов затрагивают широкий круг правовых отношений. «Если учитывать общепринятое деление системы права на публичное и частное, – отмечает И.Л. Бачило, – то основная тяжесть регулирования информационной сферы отношений находится в системе отраслей публичного права: государственного, административного, трудового, уголовного и процессуального. Право на информацию, являясь естественным, именно через механизмы публичного права вводится в систему позитивного нормотворчества»[18].

По мнению автора, свобода слова, творчества, информации и доступа к ней, правила формирования и использования библиотек, архивов, делопроизводства, учета и отчетности, статистики, бухгалтерии, организации обмена информацией, деятельности средств массовой информации, борьба с правонарушениями в области информации, – все это области публичного права. Правовое регулирование гарантий реализации прав граждан, включая и информационное обеспечение, представляет собой сферу публичного права. Информация в структуре органов государственной власти и общественных образований, в системе общественною самоуправления также является сферой публичного права.

В области гражданского права есть проблемы, связанные с информационными ресурсами. Это вопросы оформления, реализации отношений участников гражданского оборота при осуществлении права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорных обязательств, а также других имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Так статьей 2 ГК РФ[19] определяются отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Литература по теме

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб., под ред. Академика РАН Б.Н. Топорнина, 2001.

2. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002.

3. Тугаринов В.П. Личность и общество. М. 2005.

4. Туманова Л. В., Сытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. – М. 2001.

5. Стрельцов А. А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. – М. 2006.

6. Мачульская И.Г., Пеньков И.А. Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Специальный выпуск.. № 11. М. 2004.

7. Солдаткин А. Государственные информационные ресурсы // Российская юстиция. 2005. № 8.

 

Адъюнкт кафедры

административного права

старший лейтенант юстиции С.П. Стащенко


[1] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд. М.: Рус.яз., 1990. С. 253.

[2] См.: Винер Н. Мое отношение к кибернетике, ее прошлое и будущее. М.: Советское радио, 1969. С. 23.

[3] Под “семантической информацией” понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный логическому восприятию.

[4] См.: Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации. Проблемы кибернетики. Вып. 13, М., 1965.

[5] См.: Напр., Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб, 2001. С. 143-146; Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2001. С. 15-20; Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2004. С. 41-43.

[6] По вопросу правовой природы этих актов в юридической литературе нет единства мнений. Некоторые авторы относят эти акты исключительно к актам толкования, не устанавливающим новых норм, другие - к актам, фактически содержащим нормы права, то есть к нормативным правовым актам. При этом реальное значение актов высших органов правосудия для обеспечения единообразного применения законов в судебной практике не подвергается сомнению.

[7] СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.

[8] Перечень сведений конфиденциального характера представлен в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»// СЗ РФ, 1997, № 10, ст. 1127.

[9] Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1"О государственной тайне" (в ред. от 11.11.2003 г. с учетом изменений, вступающих в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования Федерального закона от 11.11.2003 г. № 153-ФЗ - 21 февраля 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г).

[10] «Российская газета» Спецвыпуск № 3559 от 25 августа 2004 г.

[11] См.: ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003).

[12] Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299, в ред. от 08.06.2009 N 190-ст.)

Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. - М.: Издательство стандартов, 1994.

[13] Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст). – М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

[14] Приказ Росархива от 27 ноября 2000 г. № 68 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» // Российская газета № 32-33 2001.

[15] Закон РФ «О Государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 41, ст. 4673.

[16] Российская Газета от 29 июля 2006 г., № 4131.

[17] Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 1, ст. 1.

[18] И.Л. Бачило Информационные ресурсы как объект права и объект отношений, регулируемых ГК РФ. // http://www.kcnti.csti.ru/irr/44/10.html

[19] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, № 32, ст. 3301.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.