Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфекция, факторы инфекционного процесса и основные формы инфекции




При работе над темой об Аристотеле используете два текста.

АРИСТОТЕЛЬ

Аристотель не был гражданином Афин. Он родился в 384г. на окраине эллинского мира, в городе Стагире, близ Афонской горы в богатой семье придворного врача македонского царя. До 18 лет он изучал естественные науки и медицину, а затем в течение 20 лет он учился у Платона в его Академии.

После смерти Платона Аристотель служил при дворе македонского царя Филиппа и в течение трех лет воспитывал его сына Александра. До похода Александра в Азию он сохранял связи с придворной средой. С 335 года он жил в Афинах, где создал свою школу Ликей. Многие его сочинения являются конспектами прочитанных там лекций, а некоторые записями его учеников. После смерти Александра в Афинах вновь возникли надежды на освобождение от македонского ига и Аристотелю, о близости которого македонскому двору было известно, пришлось бежать в Халкиду, где он и умер.

Аристотель вошел в историю философии как крупнейший философ, основоположник этики. Нас интересуют его антропологические взгляды, сложившиеся в контексте философии и определившие его подходы к проблеме образования и воспитания человека. Они получили освещение в основном в его последних работах: «Никомахова этика», «Большая этика» и «Политика».

В первых двух Аристотель рассматривает проблемы души, добродетели и идеала. В «Политике» он создает некоторое утопическое описание идеального государства и воспитательного влияния его законов, раскрывает требования к воспитанию в семье и обучению детей.

Характеризуя человека, Аристотель предлагает несколько линий анализа: человек разумный, рассуждающий; человек деятельный, активный; человек политический; человек благородный; человек, созерцающий или философ.

 

-

 

Слово «инфекция» происходит от латинского inficio — вношу что-либо вредное, заражаю,

и позднелатинского infectio — заражение. Однако буквальный перевод слова не

вполне отвечает вкладываемому в это понятие содержанию. В обиходе это слово

употребляют, вкладывая в него три различных понятия. Очень часто термин «инфекция»

отождествляется с понятием «инфекционное заболевание». В других случаях под

инфекцией понимают заразное начало (т. е. инфект — возбудитель заболевания); наконец,

под инфекцией понимают сам процесс заражения. В действительности, под термином

«инфекция» правильнее понимать процесс взаимодействия между микро - и макроорга-

низмом, протекающий в конкретных условиях внешней среды (в том числе социальной).

При таком самом широком понимании термина «инфекция» учитываются все три

варианта его толкования.

Инфекционное заболевание — есть одна из форм инфекции, самая крайняя (тяжелая),

но не единственная форма ее проявления. Вместе с тем, именно при таком подходе к

понятию инфекция становится ясным, какие факторы обусловливают инфекцию и в чем

заключается сущность инфекционного процесса.

На заре развития микробиологии господствовала так называемая триада Генле-Коха,

которая подчеркивала главную, ведущую роль в развитии инфекционного процесса

микроорганизма — возбудителя заболевания.

В соответствии с ней: 1) микроорганизм всегда должен встречаться при данной болезни

и не встречаться у здоровых людей и у больных другими болезнями; 2) микроорганизм должен быть выделен от больного в чистой культуре; 3) чистая культура микроорганизма должна вызвать то же самое заболевание.

Однако многочисленные наблюдения со временем привели к пересмотру этой доктрины. Стало очевидным, что развитие болезни зависит не только от свойств

возбудителя, но во многом и от состояния макроорганизма, которое, в свою очередь,

зависит от условий его существования. Вместе с тем, было бы ошибочно сущность

инфекционного процесса рассматривать без учета роли микроорганизма — возбудителя

данного заболевания. Задача науки в том и состоит, чтобы раскрыть и показать роль того

и другого участника этого очень сложного процесса взаимодействия и обеспечить

правильное воздействие на развитие и исход инфекционного заболевания. Врач должен

эффективно влиять на возбудителя, назначая рациональное антибактериальное лечение, и

на организм человека, мобилизуя его защитные механизмы.

Вот почему основным положением современного учения об инфекции является

признание того непреложного факта, что возникновение, развитие и исход инфекции как

процесса взаимодействия между микро- и макроорганизмом зависят от свойств того и

другого участника этого конкурентного взаимодействия и от условий внешней среды, в

которых оно происходит.

Инфекции принято разделять на две основные группы:

а ) манифестная инфекция, т. е. инфекционная болезнь, которая может протекать

типично, атипично, хронически и т. п.;

б ) бессимптомная инфекция (носительство, латентная, абортивная, дремлющая и т. п.).

В зависимости от свойств главных факторов инфекционного процесса (т. е. возбудителя и

макроорганизма) различают следующие основные формы инфекции:

1. Абортивная. Возбудитель проникает в организм, но не размножается в нем или в

связи с надежной естественной резистентностью, или с приобретенным специфическим

иммунитетом, подавляющим возбудителя. Таким образом, инфекционный процесс

обрывается, и возбудитель рано или поздно погибает или удаляется из организма.

2. Латентная (инаппарантная). Возбудитель проникает в организм, размножается в

нем, макроорганизм отвечает на него соответствующими иммунобиологическими

реакциями, ведущими к формированию приобретенного иммунитета и удалению

возбудителя из организма. Однако никаких внешних клинических проявлений этой

инфекции нет, она протекает скрыто (латентно). Нередко в такой латентной форме люди

переносят полиомиелит, бруцеллез, некоторые вирусные гепатиты и другие болезни.

3. Дремлющая инфекция. Бессимптомное пребывание возбудителя в организме может

сохраняться долгое время после латентной инфекции или после перенесенного

заболевания, например легочного туберкулеза, закончившегося формированием

первичного комплекса. Под влиянием условий, понижающих

сопротивляемость организма, сохраняющиеся в нем живые микроорганизмы

активизируются и вызывают заболевание или его рецидив. Таким образом, патогенные

микробы находятся некоторое время как бы в «дремлющем» состоянии. Такие

«дремлющие» микробы могут проникать в организм из внешней среды или быть

результатом перехода в «дремлющее» состояние микроба-возбудителя, подавленного в

своей активности, но сохранившего жизнеспособность и потенциальную готовность к

активации при благоприятных для него условиях. Поэтому они получили название

«микробов, готовых к выходу» (от франц. «microbes de sortie»). В тех случаях, когда

«дремлющие» в организме микробы сосредоточены в местном ограниченном очаге,

откуда они могут распространяться и вызывать заболевание, применяют термин

«фокальная» инфекция (например, заглохший воспалительный процесс в кариозном зубе,

в котором его возбудитель — стрептококк — сохраняется в «дремлющем» состоянии до

поры до времени).

4. Типичная для данного возбудителя форма инфекции. Возбудитель проникает в

организм, активно в нем размножается, вызывая характерные (типичные) для данной

болезни клинические проявления, которые также характеризуются определенной

цикличностью.

5. Атипичная форма. Возбудитель проникает в организм, активно в нем размножается,

организм отвечает соответствующими иммунобиологическими реакциями, которые

приводят к формированию активного иммунитета, но клинические симптомы болезни

носят невыраженный, стертый или атипич-ный характер. Чаще всего это связано либо со

слабыми патогенными свойствами возбудителя, либо с высокой естественной

резистентностью организма, либо с эффективным антибактериальным лечением, либо с

действием всех этих трех факторов.

6. Персистентная (хроническая). Возбудитель проникает в организм, размножается в

нем, вызывает активную форму болезни, но под влиянием иммунных систем организма и

химиопрепаратов подвергается L-трансформации. Поскольку L-формы бактерий не

чувствительны ко многим антибиотикам и химиопрепаратам, чей механизм действия

связан с нарушением синтеза клеточной стенки, а также к антителам, они могут

длительное время переживать (персистировать, от англ. persistence — живучесть) в

организме. Возвращаясь в свою исходную форму, возбудитель восстанавливает

патогенные свойства, размножается и вызывает обострение (рецидив) болезни. Типичным

примером такой хронической инфекции является туберкулез. Сохраняющиеся в

организме больного L-формы туберкулезной палочки являются главной причиной

хронического течения этой болезни, а превращение L-форм туберкулезных палочек в

исходные Mycobacterium tuberculosis — главная причина обострения и рецидивов ее.

7. Медленные инфекции. Возбудитель проникает в организм и может долгое время —

месяцы, годы — сохраняться в нем внутриклеточно в латентном состоянии. В силу ряда

биологических особенностей возбудителей медленных инфекций организм не в состоянии

от них избавиться, а при благоприятных для возбудителя условиях он начинает

беспрепятственно размножаться, заболевание протекает все тяжелее и тяжелее и, как

правило, заканчивается смертью больного. Медленные инфекции характеризуются

длительным инкубационным периодом, длительным прогрессирующим развитием

болезни, слабым иммунным ответом и тяжелым исходом. Типичным примером

медленной инфекции является СПИД.

8. Бактерионосительство. Очень часто после либо латентной инфекции, либо

перенесенного заболевания организм человека не в состоянии полностью освободиться от

возбудителя. При этом человек, будучи практически здоровым, становится его носителем

в течение многих месяцев или даже лет. Являясь источником заражения для других лиц,

бактерионосители играют большую роль в эпидемиологии многих заболеваний

(брюшного тифа, дифтерии и др.), поскольку они выделяют их возбудителей в

окружающую среду, заражают воздух, воду, пищевые продукты. Около 5-8% людей,

переболевших брюшным тифом, становятся хроническими (на срок более 3-х месяцев)

носителями S.typhi и служат основным их резервуаром в природе.

 

Существуют понятия реинфекции, суперинфекции, микст-инфекции, вторичной

инфекции.

Реинфекция — повторное заражение и развитие инфекции, вызванной тем же

возбудителем, обычно в форме клинически выраженной инфекционной болезни, так как

после заболевания напряженный иммунитет не вырабатывается.

Суперинфекция — инфицирование организма болеющего тем же возбудителем до

наступления выздоровления.

Микст-инфекция — одновременное возникновение двух инфекционных процессов,

вызванных различными микроорганизмами. Противоположное понятие — моноинфекция.

Вторичная инфекция — возникает как следствие ослабления иммунитета на фоне

первичного инфекционного заболевания и может вызываться различными возбудителями

(бактериями, вирусами, грибами). Вторичные инфекции, вызванные малопатогенными

или непатогенными для здорового человека микроорганизмами, у страдающего

иммунодефицитом человека принято называть оппортунистическими.

Аутоинфекция — развитие инфекционного процесса, вызванного собственной (как

правило, условно-патогенной) микрофлорой, населяющей кожу и слизистые оболочки,

при попадании ее в другие биотопы (например, в рану) в результате самозаражения.

Различают также инфекцию экзогенную и эндогенную (в том числе аутоинфекцию),

очаговую (локальную) и генерализованную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.