Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симптомы стресса. Реакция на стресс





Виды стресса

Различают стрессоры физиологические и психологические.
К первым относятся:
- чрезмерная физическая нагрузка,
- высокая и низкая температура в месте нахождения человека,
- болевые ощущения,
- недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе и пр.
Ко вторым:
- нереализованные притязания,
- неудовлетворенные потребности,
- бесцельность существования,
- трудность общения с окружающими,
- наличие конфликтов или угрозы их возникновения,
- несоответствие характеристик личности и ее социальной роли,
- семейные проблемы,
- профессиональные стрессоры. К последним относятся:
- информационная перегрузка,

- необходимость принимать ответственные решения, «трудоголизм».

К психологическому стрессу относится и эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор.

Строго говоря, в науке выделяют стресс, который может оказывать положительное, мобилизующее влияние (это эустресс) и отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной дезорганизации деятельности (это дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления дистресса. В повседневной жизни, употребляя слово «стресс», обычно имеют в виду дистресс [1, c.97].

 

Ученые выделяют четыре группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие [3, c.18-19]. Они сведены в таблицу 1.

В настоящее время установлено, что дистресс является причиной многих заболеваний. Ситуативно наблюдаются:
- холодный пот,
- усталость,
- головные боли и головокружение,
- затруднение глотания,
- боли в пояснице,
- учащенное мочеиспускание, запоры,
- тошнота,
- судороги,



- провалы памяти.

Руки и ноги становятся холодными, дыхание – поверхностным, падает содержание сахара в крови.

 

Таблица 1 – Симптомы стресса

Интеллектуальные симптомы стресса Поведенческие симптомы стресса
1. Преобладание негативных мыслей. 1. Потеря аппетита или переедание.
2. Трудность сосредоточения. 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий.
3. Ухудшение показателей памяти. 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь.
4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы. 4. Дрожание голоса.
5. Повышенная отвлекаемость. 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье.
6. трудность принятия решений, длительные колебания при выборе. 6. Хроническая нехватка времени.
7. Плохие сны, кошмары. 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями.
8. Частые ошибки, сбои в вычислениях. 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.
9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого. 9. Антисоциальное поведение.
10. Нарушение логики, спутанное мышление. 10. Низкая продуктивность деятельности.
11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения. 11. Нарушение сна или бессонница.
12. Сужение поля зрения, кажущиеся уменьшение возможных вариантов действия. 12. более интенсивное курение и употребление алкоголя.  
Эмоциональные симптомы Физиологические симптомы
1. Беспокойство, повышенная тревожность. 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли.
2. Подозрительность.   2. Повышение или понижение АД.
3. Мрачное настроение.   3. Учащенный или неритмичный пульс.
4. Ощущение постоянной тоски, депрессия. 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование).
5. Раздражительность, приступы гнева. 5. нарушение свободы дыхания.
6. Эмоциональная «тупость», равнодушие. 6. Ощущение напряжения в мышцах.
7. Циничный, неуместный юмор. 7. Повышенная утомляемость.
8. Уменьшение чувства уверенности в себе. 8. Дрожь в руках, судороги.
9. Уменьшение удовлетворенности жизнью. 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний.
10. Чувство отчужденности, одиночества. 10. Повышение потливости.
11. Понижение интереса к жизни. 11. Снижение иммунитета, частые недомогания.
12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой. 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела.

Долговременное нахождение в состоянии дистресса приводит к тому, что развиваются такие заболевания, как гипертония, аритмия, тахикардия, сердечная недостаточность, гастрит, диабет, язвенный колит, язва, астма, инфаркт, артрит, кожные заболевания и даже рак.

Известно, что один и тот же стрессогенный фактор либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к нему. Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного человека. Объективно вредоносный фактор, если он не признается за таковой данным человеком, если человек осознает, что он контролирует и себя, и ситуацию, то этот фактор не будет стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма, а типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Кроме того, у человека существуют неосознаваемые влечения к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. Тогда становится понятным, что есть такие люди, для которых так желателен довольно высокий уровень стресса, как они говорят «почувствовать адреналин в крови». Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием либо стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузкой.



 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Активационный процесс в гетерогенных реакциях
  2. Антистрессовое подчинение
  3. В бензоле все атомы углерода и водорода равноценны, поэтому в реакциях электрофильного замещения образуется только один монозамещенный продукт.
  4. Виды стресса.
  5. Внутренняя картина болезни». Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни и их связь с ее преодолением.
  6. Жалобы и симптомы заболевания
  7. Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения
  8. Изменение энтропии в химических реакциях.
  9. Изменения происходящие при стрессе.
  10. Инновации и механизмы повышения анти -кризисной устойчивости. Человеческий фактор анти -кризисного управления. Стресс-менеджмент.
  11. Интерес к альтернативным моделям – негативная реакция на сверхбюрократизацию организаций
  12. Качественная реакция обнаружения аминокислот

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.