КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
В перечень сил постоянной готовности Госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных институтов, противочумный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений. Головные центры госсанэпидслужбы федерального уровня - Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Противочумный центр, Центральный НИИ эпидемиологии, Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены - должны обеспечивать: • разработку организационно-методических вопросов деятельности лабораторий организаций госсанэпидслужбы в ЧС; контроль готовности центров Госсанэпиднадзора и подготовку предложений по ее совершенствованию; • проведение мероприятий в системе госсанэпидслужбы в ЧС, участие в формировании бригад постоянной готовности и групп экспертов, разработке замыслов и проведении учений и тренировок; сбор и анализ информации по деятельности центров Госсанэпиднадзора в ЧС; организацию и проведение апробации новых приборов, других лабораторных принадлежностей и методов исследований; эпидемиологическое благополучие населения по особо опасным (карантинным) и природноочаговым инфекциям; • осуществление функций головного учреждения по противоэпидемическим вопросам в системе госсанэпидслужбы в ЧС; организационно-методическую и практическую помощь органам и учреждениям госсанэпидслужбы по вопросам профилактики особо опасных (карантинных) и природноочаговых инфекций и санитарной охране территорий; организацию противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных и других редко встречающихся инфекций; контроль за готовностью противочумных учреждений и специализированных противоэпидемических бригад постоянной готовности; расследование сложных случаев эпидемических вспышек и формирование групп экспертов. Головные и региональные центры федерального и регионального уровня решают следующие задачи: • противочумные институты выполняют функции головных (по индикации) и региональных центров по особо опасным инфекциям; формируют и поддерживают в состоянии готовности специализированные противоэпидемические бригады и группы экспертов; проводят индикацию и идентификацию бактерий и вирусов; • научно-исследовательские институты гигиенического профиля обеспечивают оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора в оценке опасных для жизнедеятельности населения уровней загрязнения и заражения окружающей среды; осуществляют гигиеническую экспертизу, проведение экспертной оценки и лабораторных исследований продовольственного сырья, продуктов питания и объектов окружающей среды, формирование групп экспертов. Межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации - научно-практические центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе в гг. Москве и Новосибирске - обеспечивают: оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора при проведении гигиенической экспертизы, формирование групп экспертов, разработку методических указаний по планированию и проведению гигиенических мероприятий в ЧС. Центры регионального уровня решают следующие задачи: - научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии обеспечивают оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора в расследовании эпидемических ситуаций, в индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний; подготовку специалистов госсанэпидслужбьг для работы в условиях эпидемического очага; формирование групп экспертов; - научно-исследовательские институты гигиены оказывают практическую помощь центрам Госсанэпиднадзора в вопросах профилактики и диагностики поражений АОХВ. - координационные Центры госсанэпидслужбы регионального уровня, центры Госсанэпиднадзора в гг, Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярском и Хабаровском краях Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях - осуществляют координацию и организацию взаимодействия центров Госсанэпиднадзора с соответствующими центрами МЧС России и другими органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК. Центры регионального и территориального уровня (противочумные станции) выполняют функции региональных и территориальных центров по особо опасным инфекциям и обеспечивают: формирование и поддержание в состоянии готовности специализированных противоэпидемических бригад для работы в очагах инфекционных заболеваний различной этиологии: индикацию и идентификацию возбудителей чумы, холеры и других опасных инфекций. Центры Госсанэпиднадзора па транспорте осуществляют: санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием транспортных средств, водных и воздушных судов, береговых объектов и аэропортов; надзор за проведением карантинно-обсервационных мероприятий; экспертизу и лабораторный контроль, а также принимают участие в выявлении источников заражения (загрязнения), его масштабов и причин, формировании бригад (групп). Центры территориального уровня - центры Госсанэпиднадзора в республиках, автономных образованиях, краях, областях и городах (в том числе перечисленные центры регионального уровня, расположенные на данной территории) - должны осуществлять: • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за гигиенически и эпидемиологически значимыми объектами из «группы риска», за санитарным состоянием объектов окружающей природной среды, продовольственного сырья и продуктов питания; • эпидемиологический контроль за питанием, водоснабжением, бытовыми условиями пострадавшего (пораженного) населения; • проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге; • формирование санитарно-эпидемиологических бригад постоянной готовности, а при необходимости - санэпидотрядов; • отбор и доставку проб для исследования на возбудителей I-II групп (чума, холера, сибирская язва, геморрагические лихорадки и ряд других контагиозных инфекций), на токсические вещества; • индикация возбудителей инфекционных заболеваний III-IV групп (cтолбняк, шигеллезы, дифтерия и ряд других инфекций; • подготовку специалистов, проведение учений и тренировок; • определение токсичных веществ, индикацию возбудителей, определение радиоактивной загрязнённости. Центры местного уровня — центры Госсанэпиднадзора в районах должны осуществлять: • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемиологически значимыми объектами из «группы риска»; • контроль за питанием, водоснабжением; • проведение карантинных и обсервационных мероприятий в эпидемическом очаге; • формирование групп эпидемиологической разведки. Специализированные (формирования Госсанэпидслужбы России предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени. Формирования создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России. Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) - эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР). Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России. Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования. Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможности формирования СЭО, создают СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руководством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда. Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд. Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч. (бригад - 12 ч). для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача центра Госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 врача по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозиметриста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), инструктор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта - всего 21 чел. Состав санитарно-эпидемиологических бригад: - эпидемиологическая - начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта; всего 5 чел,; - радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта - всего 5 чел.; - санитарно- гигиеническая (токсикологическая) - начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лаборант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта - всего 5 чел. Задачи СЭО в режиме повседневной деятельности: - участие личного состава СЭО в организации и проведении основных мероприятий по предупреждению возникновения эпидемических вспышек в ЧС; - поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения формирования; - создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний; - подготовка специалистов отряда по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС; - обучение личного состава отряда современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды на зараженность бактериальными средствами (БС), АОХВ и радиоактивными веществами (РВ); - проведение тренировочных занятий личного состава отряда по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС; - проверка готовности отряда к практическому его развертыванию в установленные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - проверка эффективности схемы оповещения и сбора личного состава, уточнение потребности в личном составе, транспорте, имуществе; - определение реальных сроков приведения в готовность; уточнение последовательности и порядка развертывания; уточнение возможностей проведения биологической разведки в военное время и санитарно-эпидемиологической разведки, лабораторного контроля за загрязненностью РВ, АОХВ и зараженностью БС продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; - определение объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС. Задачи СЭО в режиме повышенной готовности: • повышение готовности подразделений СЭО, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение их планов и действий в зависимости от прогноза развития санитарно-эпидемиологической ситуации; • приведение СЭО в состояние повышенной готовности (выдвижение ГЭР и СЭО в район предполагаемых действий). Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время: • развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС; • выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС; • организация и проведение противоэпидемических мероприятий; • отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований; • оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития; • определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС; • обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС; • экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача заключений о возможности их использования для нужд населения; • санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС; • информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки; • оперативная работа со средствами массовой информации. Задачи СЭО в военное время в очаге бактериологического (биологического) поражения: • санитарно-эпидемиологическая разведка с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье); • индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с помощью метода флюоресцирующих антител и реакции непрямой гемагглютинации с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК. • лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды БС с выдачей заключения о пригодности их к использованию; • участие в определении границ очага поражения, границ карантинной и обсервационной зон, режима работы аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации эпидемического очага; • эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекционной заболеваемости в очаге; • лабораторный контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; • организация экстренной профилактики инфекционных заболеваний среди населения, личного состава аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС; • контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению противоэпидемического режима работы медицинских у формирований и ведомственных служб; • контроль за организацией санитарного режима работы на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других объектах жизнеобеспечения; • контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступающих в лечебные учреждения; • выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах. Задачи СЭО в военное время в очаге радиационного заражения и зонах радиоактивного загрязнения: - лабораторный контроль за загрязнением продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды РВ с выдачей заключения о пригодности их для использования; - наблюдение, оценка и прогнозирование радиационной обстановки в районе дислокации и работы формирований; - оценка степени опасности для людей радиоактивного загрязнения местности и объектов окружающей среды в целях обоснования мероприятий по противорадиационной защите; - участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения РВ; - организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации неблагоприятных последствий радиоактивного загрязнения; - лабораторный контроль за полнотой дезактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; - выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах. Задачи СЭО в военное время в очаге химического поражения: - лабораторный контроль за загрязнением ОВ и АОХВ продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды с выдачей заключения о пригодности их для использования; - участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима защиты, безопасных условий труда в зонах загрязнения; - выдача рекомендаций по использованию и дегазации запасов продуктов питания, пищевого сырья, загрязненных ОВ, условиям их хранения на складах и базах; - контроль за проведением санитарной обработки пораженных ОВ, поступающих в лечебные учреждения. Деятельность после ликвидации последствий ЧС предусматривает свертывание формирования, возвращение его к нормальной работе и включает: • контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного состава формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты; • ремонт техники, аппаратуры, средств индивидуальной защиты; • подведение итогов работы формирования, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта; • подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации ЧС.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |