Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

F. Информационно-компьютерная поддержка





Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой».

От понятий потоков перейдем к понятию логистической системы.

Как и для многих других основных понятий логистики, установившегося определения логистической системы нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. В последнее время распространенным определением логистической системы в отечественной литературе является следующее:

Логистической операциейназывается любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материального и\или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.

Детализация операций логистической системы – сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы в рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей корпоративно-информационной системы, моделирования логистических процессов.

На микроуровне (с позиций конкретного бизнеса) логистической функциейназывается обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и управления логистическим процессом.



На уровень агрегирования логистических операций в функции влияют:

· отраслевая и продуктовая специализация,

· корпоративная и логистическая стратегии,

· организационная структура управления фирмой,

· логистическая инфраструктура,

· корпоративно-информационная система.

Обособление логистических функций чаще всего связано с выделением в компании структурных подразделений, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п. В зарубежной практике и учебной литературе по логистике принято разделять все логистические функции на основные (ключевые) и поддерживающие.

Однако, такое деление весьма условно, и набор функций в каждой группе определяется также особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме.

 

Например:

К ключевым функцияммогут относиться следующие:

a. Закупка материального ресурса для обеспечения производства Это комплекс таких задач, как выбор поставщиков, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы и др.

b. Транспортировка. Процесс транспортировки нужно рассматривать в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно: как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и др. сопутствующих логистических операций.

c. Управление запасами. Представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупках, производстве и реализации продукции.

d. Управление процедурами заказов. Данная функция определяет процедуры получения и обработки заказов, времени получения готовой продукции и др. Значение данной функции очень велико в современном бизнесе т.к. напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

e. Поддержка производственных процедур. Поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса, Обеспечение и поддержание качества производства продукции, послепродажного сервиса.

 

К поддерживающим функциям:

1. Складирование. Определение количества, типов и дислокации складов, объема хранения материального ресурса и готовой продукции, планировки складских площадей и т.п.

2. Прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материального ресурса

3. Поддержка возврата продукции

4. Обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом

5. Сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами) и др.

 

Наименование логистической функции или области логистики Цели,задачи
Снабжение (обеспечение; закупки; покупки; заготовительная логистика) Цель — удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью Задачи: определение потребности в материальных ресурсах (МР); • исследование рынка закупок; • оценка и выбор поставщиков; • осуществление закупок; • контроль и оценка выполнения закупок; • подготовка бюджета закупок.
Поддержка производства(производственная логистика) Цель — обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами. Задачи: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП); • оперативное управление технологическими процессами производства; • всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса; • стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР); • организация внутрипроизводственного складского хозяйства; • прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве; • организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта; • управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях; • физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное).
Распределение (распределительная логистика; сбытовая логистика, дистрибуция; физическое распределение) Цель — интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей. Задачи на микроуровне: • организация получения и обработки заказа; • выбор вида упаковки, комплектация и т. д.; • организация доставки и контроль за транспортировкой; • организация послереализационного обслуживания. Задачи на макроуровне: выбор и построение распределительной системы (каналов распределения); • определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; • определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.
Складское хозяйство(складирование) Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе. Задачи: • выбор вида склада, расчет мощности склада; • выбор системы складирования; • выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении; • унитизация (объединение), разъединение и транспортировка грузов; • организация и обеспечение управления логистическим процессом на складе; • организация хранения и грузопереработки на складе.
Управление запасами Служит для согласования зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы по отношению к запасам. Задачи: • экономия на закупках (за счет скидок); • сокращение затрат на транспортировку; • поддержка непрерывности производства и распределения; • учет сезонных колебаний спроса; • улучшение качества логистического сервиса.
Транспортировка(перевозка) Совокупность процессов погрузки-разгрузки, экспедирования и других логистических операций. Задачи: обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем складирования • создание транспортных систем (в том числе транспортных коридоров транспортных цепей); • обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства; • совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов; • выбор вида транспортного средства (ТС); • выбор типа ТС; • определение рациональных маршрутов доставки; • выбор перевозчика и экспедитора.

 



Классификация логистических систем

В зависимости от классификации типов логистики (макро-, мезо- и микрологистика) ЛС подразделяются на такие виды:

макрологистическая система – это система управления материальным потоком, в реальном масштабе времени охватывающая различные организации, находящиеся в разных регионах страны и функционирующие на межгосударственном либо трансконтинентальном уровне. То есть такие системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межреспубликанских, межобластных связей;

мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;

микрологистическая система – это система управления материальным потоком, организованная в границах одной организации. К микрологистическим системам можно отнести различные предприятия, фирмы, компании, а также их определенные подразделения.

В зависимости от схемы организации движения материального потока различают следующие виды логистических систем:

1. С прямыми связями. В данной логистической системе материальный поток проходит от первичного источника сырья через закупку к производителю и далее к конечному потребителю без участия посредников.

2. Эшелонированные. В системе такого вида материальный поток проходит от первоисточника сырья к производителю либо от производителя к конечному потребителю только через посредника

  1. Гибкие. В этих системах движение материального потока может осуществляться как с участием посредника, так и без него
  ПС– первоисточник сырья; ПР– роизводитель; ПОС – посредник; ПТ – потребитель  

 

 

В зависимости от отраслевой специализации промышленных компаний существуют логистические системы машиностроительных предприятий, металлургических заводов, строительных предприятий, предприятий промышленности и т.д.

Для предприятий оптовой торговли можно выделить, например, логистические системы промышленных дистрибьюторов, дистрибьюторов фармацевтической продукции, дистрибьюторов продовольственных товаров и т.п.

Фирмы, которые предоставляют услуги, также могут создавать свои логистические системы, например, туристские компании (туроператоры), рекламные агентства, экспидиторские или транспортные компании, банки и т.д.

Большое значение для построения логистической системы имеет сектор бизнеса (бизнес – платформа), в котором работает компания. В настоящее время выделяют в основном два сектора: business to business (В2В) и business to customer ( В2С).

В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, - другая организация бизнеса или индивидуальный потребитель) формируются разные приоритеты, ключевые факторы, логистические стратегии, концепции и технологии.

 

Для целей исследования и проектирования логистической системы полезным приемом является ее декомпозиция на подсистемы, звенья и элементы.

 

В общем случае можно выделить два основных комплекса подсистем - функциональный и обеспечивающий.

 

Функциональный комплекс управляет основными логистическими функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой упаковкой, запасами и т.д.) в снабжении, производстве и распределении.

Поэтому часто выделяются, например, подсистема дистрибьюции, подсистема поддержки производственных процессов, подсистема снабжения (управления закупками).

Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно – экономическую, правовую и информационно – экономическую, правовую и информационно – компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.

 

Звеном логистической системы будем считать функционально (структурно) обособленное подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие, организацию, учреждение, являющиеся одной из ее трех сторон в логистике, рассматриваемые как целое в рамках логистической системы, реализующие один или несколько видов логистической деятельности.

 

Выделение элемента логистической системы определяется низшим уровнем декомпозиции логистической системы и вызвано необходимостью обособить операции или совокупности операций с целью оптимизации ресурсов, автоматизации управления компанией, моделирования бизнес – процессов, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства, формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана и т.п.

Например, оптовая торговая компания – дистрибьютор канцелярских принадлежностей – имеет центральный склад, где хранится закупаемый ассортимент товаров, комплектуются заказы и осуществляются отгрузки заказов в розничные магазины. Участок комплектации заказов работает недостаточно эффективно, из-за чего иногда срываются сроки исполнения заказов. Участок комплектации заказов можно выделить и как элемент звена логистической системы.

 

Логистическая цепь (ЛЦ) — упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального или сервисного потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя.

Логистические цепи анализируются и проектируются внутри функциональных областей логистики. В снабжении логистическая цепь связывает поставщика материалов и производителя продукции; в распределении— производителя продукции и потребителя: в производстве формируются логистические цепи по доведению материального потока со склада материалов и комплектующих до склада готовой продукции. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.

 

Логистический канал (ЛК) (маркетинговый, дистрибутивный канал) - упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков до конечных потребителей.

Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети.

Логистическая сеть (ЛС) — полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных по материальным и сопутствующим потокам в единых рамках.

 


 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.