Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейный подход к детерминации девиантного поведения




В рамках этого подхода рассматриваются особенности семей, способствующие возникновению девиантного поведения. Практически все классификации семей получены эмпирически.

В основе классификации Г.П. Бочкаревой лежит критерий содержания переживаний ребёнка. Согласно мнению автора можно выделить 3 типа семей:

1) Семья с неблагоприятной эмоциональной атмосферой: родители проявляют грубость, равнодушие и неуважение по отношению к детям.

2) Семья, в которой отсутствуют эмоциональные контакты между её членами: при внешнем благополучии отношений существует безразличие к потребностям ребёнка. Обычно ребёнок может искать эмоциональный контакт и эмоционально значимые отношения вне семьи.

3) Семья с нездоровой нравственной атмосферой: семья, члены которой ведут аморальный образ жизни, в результате ребёнок усваивает социально нежелательные потребности и интересы.

А.Е. Личко выделяет 4 типа неблагополучных ситуаций в семье:

1) Гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутреннего мира ребёнка до семейной тирании;

2) Гиперопека, переходящая в безнадзорность;

3) Ситуация, создающая «кумира семьи». Постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.

4) Ситуация, создающая «золушек» в семье. Родители проявляют внимание преимущественно себе, а не детям.

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению девиантного поведения:

1) Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К этому типу семьи относятся: разрушенные и неполные семьи; семьи с низким материальным достатком. Такие семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребёнка.

2) Конфликтные семьи, в которых, как правило, один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто настроены оппозиционно, либо встают на сторону одного из родителей.

3) Нравственно неблагополучные семьи. В таких семьях отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление к доминированию одного из родителей и т.п.

4) Педагогически некомпетентные семьи.

Т.М. Мишина выделяет 3 основных типа дисгармоничных супружеских отношений:

1) Соперничество. Отношения супругов носит противоречивый или дружелюбно-враждебный характер. Оба супруга характеризуются незрелостью, несформированностью семейных ролей и оказываются не в состоянии принять ответственность за семью как целое.

2) Псевдосотрудничество. Внешне отношения супругов выглядят согласованными, отмечается преувеличенная забота о партнёре. Причинами конфликтов являются индивидуальные трудности и неудачи во внесемейной сфере (например, в общении или на работе).

3) Изоляция. Супруги являются эмоционально обособленными, незаинтересованными друг в друге как партнёре. Конфликты возникают при нарушении границ изоляции.

А.И. Захаров выделяет три типа неправильного семейного воспитания:

1) Отвержение (непринятие) – чрезмерная требовательность, жесткая регламентация и контроль или недостаток контроля и попустительство.

2) Гиперсоциализирующее воспитание – тревожная мнительность родителей по поводу здоровья и социального статуса, успехов в учебе и будущего ребёнка.

3) Эгоцентрическое воспитание – низкий уровень ответственности в семье, навязывание ребёнку представлений о себе как большой ценности для окружающих.

На основе работ многих авторов можно выделить наиболее существенные дисгармонии семейного воспитания:

· во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют свои неотреагированные переживания;

· неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим (не видят недостатков у себя, а видят их у ребенка);

· в воспитании ребенка наблюдается недостаток или избыток душевной щедрости и доброты;

· несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям ребенка;

· непоследовательность и несогласованность в обращении с ребенком.

Кроме этого, часто выделяют следующие факторы, которые могут способствовать возникновению девиантного поведения:

- жизнь ребёнка вдали от семьи;

- потеря одного из родителей (смерть или развод);

- психические расстройства одного из родителей;

- асоциальное поведение одного или обоих родителей;

- нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений;

- жестокость и насилие в отношении ребёнка;

- отсутствие в окружении ребёнка значимого взрослого и т.д.

 

Общие выводы по психологическому подходу к детерминации девиантного поведения:

Согласно психологическому подходу девиантное поведение характеризуют следующие проблемы:

1) духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированность нравственных ценностей, неразвитые высшие чувства (совесть, ответственность), блокировка процесса самоактуализации;

2) деформации в ценностно-мотивационной системе личности – девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрация потребностей, внутренние конфликты, непродуктивные способы психологической защиты;

3) эмоциональные проблемы – тревога, деперссия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;

4) проблемы саморегуляции – неадекватная самооценка, нарушенная способность ставить цели и достигать их, чрезмерный или недостаточный контроль, низкая рефлексия, непродуктивные механизмы психологического преодоления, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;

5) когнитивные искажения – дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, недостаток знаний, предрассудки, неадекватные установки;

6) негативный жизненный опыт – отрицательные привычки, навыки, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.