Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕРЕЧЕНЬ контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности





Система органов финансового контроля

 

В систему органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь, входят:

  • Президент Республики Беларусь;
  • Парламент Республики Беларусь;
  • Совет Министров Республики Беларусь;
  • органы местного управления и самоуправления;
  • Министерство финансов Республики Беларусь;
  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
  • Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
  • Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

 

Виды финансового контроля, осуществляемые указанными государственными органами Республики Беларусь рассмотрены в Разделе 2 настоящей Главы.

 

Наименование контролирующего (надзорного) органа Сфера контроля (надзора)
1. Комитет государственного контроля органы Комитета государственного контроля контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь валютный контроль
2. Генеральная прокуратура надзор за точным и единообразным исполнением проверяемыми субъектами законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов
3. Национальный банк контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями законодательства, регулирующего их деятельность контроль за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга валютный контроль контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах
4. Национальный статистический комитет территориальные органы государственной статистики контроль за соблюдением порядка представления данных централизованной государственной статистической отчетности
5. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира
6. Управление делами Президента Республики Беларусь  
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь контроль за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи и целевым использованием этой помощи контроль за деятельностью проверяемых субъектов, связанной с оздоровлением детей в местах их временного пребывания в зарубежных странах контроль за деятельностью государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством производить изъятие, арест или обращение в доход государства имущества иным способом, по вопросам учета, хранения и реализации обращенного в доход государства имущества
государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства проверяемыми субъектами, подчиненными либо входящими в систему Управления делами Президента Республики Беларусь
государственные природоохранные и лесохозяйственные организации, находящиеся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь** контроль за ведением охотничьего хозяйства, охотой, рыбной ловлей, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и другие контрольные функции в части охраны животных и растительных ресурсов на подведомственных данным организациям территориях
7. Национальная академия наук Беларуси контроль за эффективным использованием государственных средств, выделяемых на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок (совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям)
8. Министерство внутренних дел органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей, заказчиков или иных потребителей контроль за соблюдением установленных законодательными актами норм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров контроль и надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения контроль за осуществлением охранной деятельности контроль за соблюдением законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства
  контроль за оборотом служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, боевого оружия и боеприпасов к нему юридических лиц с особыми уставными задачами
  контроль за соблюдением установленных правил открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел
9. Министерство здравоохранения надзор за условиями промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения лекарственных средств в организациях здравоохранения
  контроль за качеством медицинской помощи
органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор*** осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства
10. Министерство информации контроль за соблюдением законодательства по вопросам приобретения и сбыта печатного оборудования
  контроль за соблюдением установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров печатных средств массовой информации и непериодических печатных изданий контроль за соблюдением законодательства о средствах массовой информации, а также за количеством радио- и телепрограмм, транслируемых в приемных распределительных системах телевидения и радиовещания контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделенных редакциям средств массовой информации
11. Министерство культуры контроль за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия контроль за соблюдением законодательства при производстве национальных фильмов и фильмов, производство которых полностью или частично финансируется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, сохранностью исходных материалов этих фильмов контроль за соблюдением законодательства о музеях и Музейном фонде Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства при осуществлении гастрольно-концертной деятельности
12. Министерство лесного хозяйства контроль за состоянием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства и охотой
территориальные органы Министерства лесного хозяйства***  
13. Министерство обороны  
управление Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования воздушного пространства Республики Беларусь
управление Вооруженных Сил по регулированию деятельности государственной авиации Республики Беларусь контроль за деятельностью в области государственной авиации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов Республики Беларусь
органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов в Вооруженных Силах*** надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов в Вооруженных Силах и транспортных войсках
14. Министерство образования  
Департамент контроля качества образования контроль за обеспечением качества образования
15. Министерство по налогам и сборам инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах контроль за соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь контроль за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) контроль за игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере контроль за соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи контроль за соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи контроль за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней контроль за соблюдением законодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения устанавливающего особые режимы налогообложения о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками о ведении кассовых операций об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров об обращении нефтяного жидкого топлива валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты)
16. Министерство по чрезвычайным ситуациям  
органы государственного пожарного надзора государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности государственный надзор в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами контроль за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр
Департамент по ядерной и радиационной безопасности государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
Администрация зон отчуждения и отселения Министерства по чрезвычайным ситуациям контроль за соблюдением правового режима территорий зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население
органы и подразделения государственного надзора и контроля за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской обороны
17. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической сертификации, экологического аудита
территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды***  
Департамент по гидрометеорологии контроль в области гидрометеорологической деятельности
18. Министерство связи и информатизации  
Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» государственный надзор за электросвязью
19. Министерство сельского хозяйства и продовольствия контроль за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования
комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов государственные организации, подчиненные Министерству сельского хозяйства и продовольствия*** контроль за обеспечением ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств, изготавливаемых в Республике Беларусь или ввозимых из других государств для ветеринарных целей, а также за выполнением проверяемыми субъектами ветеринарно-санитарных правил контроль и надзор за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь при их производстве и (или) хранении, экспорте, за исключением качества зерна, муки, крупы, комбикормов, принадлежащих проверяемым субъектам, занимающимся их производством и (или) хранением, переработкой, расфасовкой (кроме проверяемых субъектов, осуществляющих торговую деятельность в отношении этих товаров), а также качества таких товаров, импортируемых в Республику Беларусь ветеринарный контроль подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов при экспорте, импорте и транзите контроль в области семеноводства, государственный фитосанитарный контроль, контроль за обращением со средствами защиты растений контроль за качеством зерна и продуктов его переработки, принадлежащих проверяемым субъектам, занимающимся их производством и (или) хранением, переработкой, расфасовкой (кроме проверяемых субъектов, осуществляющих торговую деятельность в отношении этих товаров), а также за качеством таких товаров, импортируемых в Республику Беларусь и поставляемых на экспорт контроль за рыбохозяйственной деятельностью
20. Министерство спорта и туризма контроль за целевым использованием организациями физической культуры и спорта средств, полученной безвозмездной (спонсорской) помощи в случаях, установленных законодательными актами
21. Министерство торговли структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, районных (городских) исполкомов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей и рекламной деятельности контроль в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности
22. Министерство транспорта и коммуникаций контроль исполнения законодательства в области обеспечения безопасности транспортной деятельности
Департамент по авиации контроль за деятельностью в области гражданской авиации в части обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности контроль за деятельностью сертифицированных эксплуатантов воздушных судов, аэродромов, организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность, обеспечивающих управление воздушным движением, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и текущему ремонту воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
Департамент «Белавтодор» технический надзор за работами, выполняемыми организациями государственного дорожного хозяйства
государственное учреждение «Белорусская инспекция речного судоходства» контроль за безопасностью судоходства на внутренних водных путях
Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства о транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта, выполнении перевозок по территории Республики Беларусь (контроль за осуществлением транспортной деятельности) контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок, в том числе на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении (автомобильный контроль) контроль за соблюдением допустимых параметров тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств (весогабаритный контроль) контроль за состоянием объектов транспортной деятельности контроль за организацией обеспечения безопасности транспортной деятельности, авиационной безопасности и безопасности полетов
республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр» контроль за порядком проведения государственного технического осмотра транспортных средств на диагностических станциях контроль за порядком предоставления услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами
государственное объединение «Белорусская железная дорога» контроль за обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте общего пользования
23. Министерство труда и социальной защиты контроль за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении контроль за соблюдением законодательства о занятости населения
комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите контроль за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении, об охране труда
Фонд социальной защиты населения контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании
Департамент государственной инспекции труда надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда
органы государственной экспертизы условий труда*** контроль за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
24. Министерство финансов главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску местные финансовые органы контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций государственный пробирный надзор контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр
Департамент по ценным бумагам контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж
Департамент государственных знаков контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности
25. Министерство экономики  
Департамент ценовой политики, структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, на которые возложены функции антимонопольного и ценового регулирования контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию продукции (товаров, работ, услуг), законодательства о ценообразовании, за соблюдением проверяемыми субъектами антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях
Департамент по санации и банкротству областные и Минский городской территориальные отделы по санации и банкротству Министерства экономики контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
26. Министерство энергетики  
органы государственного энергетического и газового надзора*** государственный энергетический и газовый надзор в отношении проверяемых субъектов – потребителей электрической и тепловой энергии, газа, энерго- и газоснабжающих организаций
27. Министерство юстиции  
Государственная инспекция архивов и делопроизводства Республики Беларусь соблюдение законодательства в области делопроизводства и архивного дела
28. Государственный комитет по науке и технологиям контроль за ходом выполнения научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполнявшихся за счет бюджетных средств контроль за эффективным использованием государственных средств, выделяемых на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок (совместно с Национальной академией наук Беларуси) контроль за эффективностью деятельности аспирантур (докторантур)
государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» контроль за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности, оценке стоимости объектов гражданских прав
29. Государственный таможенный комитет контроль за соблюдением требований таможенного законодательства, а также налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь контроль за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь контроль за осуществлением внешнеторговых операций валютный контроль
таможни
30. Государственный комитет по имуществу государственные организации, входящие в систему Государственного комитета по имуществу*** контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о геодезической и картографической деятельности контроль за использованием и охраной земель
  контроль за соблюдением законодательства при определении стоимости объектов гражданских прав
31. Государственный комитет по стандартизации  
органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов*** государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов контроль и надзор за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обязательного подтверждения соответствия при реализации продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, а также сертификации персонала
органы государственного метрологического надзора*** государственный метрологический надзор
Департамент контроля и надзора за строительством контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности
Департамент по энергоэффективности надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии, реализацией пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии
32. Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения контроль за соблюдением установленного порядка направления на оздоровление и санаторно-курортное лечение населения, а также выдачи путевок, приобретенных организациями за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования
33. Республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское республиканское общество спасания на водах» Государственная инспекция по маломерным судам контроль за работой водолазно-спасательной службы контроль в установленном порядке за безопасностью судоходства маломерных судов, гидроциклов, судов с подвесными двигателями
34. Государственные органы и государственные организации, осуществляющие в установленном порядке лицензирование контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности
35. Государственные органы и государственные организации, за исключением органов государственной статистики, осуществляющие ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию контроль за соблюдением порядка представления данных нецентрализованной государственной статистической отчетности
36. Органы, осуществляющие ведомственный контроль**** ведомственный контроль

 





 

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

  • при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) в порядке, установленном в пункте 38 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки. Условия и порядок доступа проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли определяются в соответствии с частями 2–4 пункта 38 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий). Особенности истребования информации и (или) документов при проведении внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в пункте 88 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
  • истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
  • привлекать экспертов, специалистов;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
  • вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
  • при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
  • изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном в пунктах 40–42 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;
  • проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
  • изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
  • требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
  • в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;
  • в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
  • проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

 

Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» или иными законодательными актами.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

  • проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
  • предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
  • внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части 4 пункта 33 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь») (при их представлении);
  • проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
  • требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;
  • соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
  • при проведении проверки соблюдать служебную этику;
  • ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
  • заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
  • требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
  • соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
  • принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
  • принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
  • передавать в порядке, установленном в пункте 76 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
  • вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

 

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

  • получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
  • требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
  • отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
  • не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (за исключением случая, предусмотренного в части четвертой пункта 33 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»);
  • не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • заявить отвод эксперту, специалисту;
  • просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
  • присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
  • указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
  • требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
  • получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
  • обжаловать в соответствии с главой 9 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

 

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

  • выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»);
  • обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
  • обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
  • обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
  • обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;
  • изготавливать в случаях, предусмотренных в пункте 42 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», за свой счет копии изымаемых документов;
  • возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
  • содействовать проверяющим в проведении проверки;
  • давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
  • являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
  • представить проверяющему затребованные у них в соответствии с пунктом 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
  • предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
  • принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.

 

Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.

При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица при проверке вверенных ему ценностей, контрольных обмерах и других действиях проверяющий вправе провести такие действия без участия указанного лица с привлечением работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) с участием не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении проверки, также подписывают документы, составленные по ее результатам.

Контролирующие (надзорные) органы при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:

  • определение вопросов, подлежащих проверке, сроков проведения плановых проверок;
  • проведение совместных проверок в целях координации действий, направленных на сокращение числа проверок в отношении проверяемых субъектов;
  • обмен информацией о результатах проводимых проверок;
  • работа по совершенствованию форм и методов контрольной (надзорной) деятельности.

 

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:

  • является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;
  • является близким родственником проверяемого субъекта (если проверяемый субъект является физическим лицом), учредителя (акционера, участника, члена) или работника проверяемого субъекта;
  • являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;
  • имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

 

При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня начала проверки.

Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены в письменной форме.

При самоотводе или отводе вопрос о замене проверяющего либо мотивированном отказе в отводе решается руководителем контролирующего (надзорного) органа либо лицом, исполняющим его обязанности, не позднее рабочего дня, следующего за днем заявления самоотвода или отвода. При этом, если самоотвод или отвод заявлены в ходе проведения проверки, ее проведение не приостанавливается.

Если в результате удовлетворения самоотводов или отводов невозможно образовать новый состав проверяющих, к проверке привлекаются проверяющие других территориальных или вышестоящих органов контролирующего (надзорного) органа.

Решение об отказе в отводе проверяющего может быть обжаловано проверяемым субъектом в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I Оценка организационной деятельности мастера
  2. I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
  3. I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
  4. II. Мотивация орфографической деятельности.
  5. III. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения и клинико-диагностической картины заболеваний органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте.
  6. III. Выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов
  7. III. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки лекции.
  8. IХ. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  9. PR и другие виды коммуникативной деятельности.
  10. V Анализ деятельности учащихся.
  11. V. Лицензирование банковской деятельности. Виды банковских лицензий.
  12. V. Организационно-правовые основы метрологической деятельности

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.